КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели процесса речевосприятия в отечественной психолингвистике
Модель восприятия и понимания речевого высказывания по Л.С. Цветковой. В этой модели отображены обе стороны речевосприятия: и процесс восприятия, и процесс понимания. При этом собственно восприятие трактуется как выделение и узнавание знаков языка, процесс выделения структурных компонентов речи. Цветкова акцентирует внимание на наличие мотивационной сферы. У каждого человека имеется личное отношение к предмету речи, и эта личностная направленность обеспечивает более глубокое проникновение в смысл услышанного. По Цветковой, процесс восприятия имеет три взаимодействующих уровня. 1. сенсомоторный. Обеспечивающий собственно восприятие (прием) речи. Он включает · восприятие и анализ акустико-артикуляторных признаков звуков · дифференциацию звуков по основным признакам, включая сличение их с «моторными» образами-эталонами · установление фонемного состава · анализ междусловных пауз · анализ ритмико-слоговой структуры организации речи Т.о., этот уровень включает анализ акустической, кинестетической и кинетической организации воспринимаемого сообщения. Итогом его является выделение из огромного потока отдельных слов или целых словосочетаний. 2. лингвистический (лексико-грамматический). Обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения. Он включает · звено фонемного анализа выделенных из звукового потока слов. · звено оперативной слухоречевой памяти · звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи (перешифровка грамматики в значение). Эти звенья осуществляются посредством следующих операций: · Выделенный звукокомплекс соотносится с хранящимся в памяти эталоном и устанавливается его значение. · анализируется слоговая структура и морфемная организация. · Актуализируются все значения, хранящиеся в памяти, и происходит дифференциация значений услышанных слов · Выделенные слова удерживаются в оперативной памяти и составляются в устойчивые словосочетания · Определяется общее значение целых словосочетаний, прежде всего предикативные пары: (S – P, S - Ob) · Соотносятся эти общие значения между собой и слушающий выходит на общее (предметное) значение всего высказывания · Выделяется система отношений, скрытая за определенными грамматическими конструкциями. · Используется долговременная и кратковременная память для анализа общего значения всего предложения. Результатом деятельности восприятия на лингвистическом уровне является понимание фразы как сообщения о каком-то факте или явлении окружающей действительности. 2. психологический уровень. Осуществляется на основе «вторичного» смыслового анализа воспроизведенного в языковом плане высказывания. Обеспечивает понимание глубинного смысла, скрытого подтекста, установление мотивации говорящего. Осуществляются посредством следующих операций: · Анализ интонации и стилистики высказывания · Сопоставление с жестами и мимикой говорящего · Анализ смысла в контексте предшествующей речи · Оценка личности говорящего · Анализ ситуации речевого общения В результате такого полифакторного анализа слушающий понимает мотивы и цели речевой деятельности говорящего. Тема № 9: Виды и формы речевого высказывания План: 1. Виды внешней устной речи. 2. Письменная речь и ее психологические характеристики. В теоретической концепции РД Жинкина Н.И. –Зимней И.А. речь рассматривается как совокупность способов осуществления речевой деятельности. Этим способам соответствуют различные формы речи. Таких форм 3 - внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |