Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Речь. Процессы психического регулирования

 

Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Индивидуальные различия в мыслительной деятель­ности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Мышление проявляется в основных формах. Понятие - форма мышления, отражающая, существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение - является основной формой результата мыслительного процесса. Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Виды мышления. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в - результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. К видам мышления также относятся аналитическое (развернутое во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека); интуитивное (характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов минимально осознанным).

Творческое мышление имеет следующие особенности: оригинальность, необычность высказываемых идей, семантическая гибкость, т.е. создание нового функционального назначения, образная адаптивная гибкость, т.е. изменение формы восприятия объекта, семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Техническое мышление, как и творческий потенциал, не сво­дится к какому-то одному уровню деловых качеств специалиста. Это вид познавательной деятельности, направлен­ной на изучение и освоение закономерностей техники и техноло­гии. Главное в техническом мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач, причем решение, дающее наиболее экономичный, эффективный, качественный и, добавим, изящный результат. Мышление рассматривается как особая интеллек­туальная деятельность, направленная на изменение действитель­ности, создание чего-либо нового. Специфической особенностью технического мышления является опора на наглядность и оперирование пространственными образами технических объектов. Анализируя структуру технического мышле­ния, подчеркнем, прежде всего нерасторжимое единство теоретических и практических компонентов деятельности, осуществляющееся при решении технических и производ­ственно-технических проблем. Специфической особенностью технического мышления является опора на наглядность и оперативность пространственными образами технических объектов. Техническое мышление имеет трехкомпонентную структуру, в которой понятийный, образный и практический компоненты мыслительной деятельности занимают равноправное место и находятся в сложной зависимости между собой.

К качествам мышления конструкторского плана следует отнести следующее: техническое понимание, т.е. распознание структур и функционирования технических объектов; способность к структурно-функциональным и элементно-системным преобразованиям объектов в форме зрительных образов; способность к перекодированию зрительно пространственных образов в условиях графических изображений (проекций); продуктивное оперирование образами, комбинирование частями и системами в целом, функциями и отдельными признаками технических деталей и блоков, т.е. способность к комбинированию, способность мыслить по аналогии и контрасту.

Инженерное мышление - одна из форм логического отражения действительности, направленная на разработку, создание и применение технических средств и технологических процессов с целью познания и преобразования. Инженерное мышление направлено на решение таких задач, которые формируются в виде общих требований к функциям, выполняемым машиной прибором. Цель инженера - реализовать эти требования в конкретном устройстве или технологическом процессе, который дает нужный технико-экономический эффект. Инженеру, в особенности исследователю и проектировщику, необходимы математические способности, составляющие особую структуру профессионально значимых в инженерной деятельности качеств. К математическим способностям относятся: способность к формализованному восприятию математического материала; склонность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики; способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий; способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, обратимость мыслительного процесса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологические когнитивные процессы. Ощущения. Восприятие. Внимание и память | Темперамент. Способности. Интеллект. Характер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.