Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная психология групп. Групповая динамика




 

Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характери­стик. Признаки, отличающие группу от простого скопления людей: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы; развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры; осознание входящими в группу индивидами себя как "мы" или всего членства в группе. Примерами, малых (микро) групп, наиболее значимых для человека, являются семья, студенческая группа, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей и друзей. Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Через макро - микро группы осуществляется педагогический процесс, т.е. воспитание и обучение личности, психологическое влияние на развитие и формирование личности инженера.

Условные или номинальные - это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность номинальным группам выделяются реальные группы. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Естественные группы складываются сами по себе, исходя из потребностей общества. В отличие от них, лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования. Естественные группы делятся на формальные (официальные) - созда­ются и существуют лишь в рамках официально признанных и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравнить, к примеру, студенческая группа как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Все естественные группы можно разделить на слаборазвитые и высоко развитые. Слаборазвитые, малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Термин «референтная» группа, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Нереферентной считается малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для нее. Диффузная группа - это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоитегрированная совокупность людей, локально и опосредованно связанных друг с другом. Среди высокоразвитых, малых групп выделяются коллективы.

 

Психологический климат группы. Принятие группового решения. Модель развития малой группы, предложенная психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. Термин «производственный коллектив» используется для характеристики соответствующей группы людей, функционирующих в сфере производства. Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах как стереотипы и предрассудки.

Коллектив - это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, полезной для общества. Наряду с производственными коллективами выделяется также коллективы общественных организаций, добровольных обществ, воинские. Любое официальное структурное подразделение каждого из них также можно считать коллективом (например, коллектив учебной группы, цеха, отдела, участка, бригады, звена). Главный признак коллектива в широком смысле - наличие у членов общей цели деятельности, направленной на благо общества.

Цели деятельности коллектива, обязательно вынесенные за рамки данной группы, создают отношения ответственной зависимости внутри группы. В этом сущность коллектива, а замкнув цели деятельности внутри себя и оторвавшись от целей общества, он перестает быть коллективом, превращается в существенную лишь для себя корпорацию. Понятие коллектив в узком смысле используется применительно к той или иной контактной (малой) группе, характеризуемой наряду с общностью социально-психологических значимых целей ее членов также высоким уровнем организованности, сплоченности и психологической совместимости. Общие качества коллектива: интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция); микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней; референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов; лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач; интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей; интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы; направленности группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм; организованность - реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма, высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.к. как группа дает людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Термин «производственный коллектив» используется для характеристики соответствующей группы людей, функционирующих в сфере промышленного производства. Коллектив предприятия, называемым основным коллективом, состоит из более мелких структурных подразделений. Так, выделяют первичные коллективы, т.е. неразложимые далее в системе официальной организации структурные ячейки (бригада, отдел, лаборатория), и вторичные коллективы, состоящие из ряда первичных (цех).

Деятельность производственного коллектива характеризуется многообразием стоящих перед ним задач. Сюда входит выпуск определенной продукции, ее совершенствование на основе достижений науки и техники, рационализация и изобретательство, психологическое совершенствование организационной структуры предприятия, педагогическое повышение квалификации работников и подготовка новых кадров, участие в формах управления производством, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников и ряд других производственных задач. Можно выделить следующие функции производственного коллектива: производственно-экономическая функция является, целевой функцией коллектива предприятия (выпуск соответствующей продукции с целью удовлетворения общественных и личных потребностей); социально-интегративная функция заключается в обеспечении сочетания интересов общества и членов производственного коллектива; управленческо-воспитательная функция состоит в целенаправленном воздействии производственного коллектива на молодого специалиста. Психология развитого коллектива и характеризуется тем, что деятель­ность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не толь­ко для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отно­шения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении. Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемыми людьми друг другу в процессе их совместной деятельности и общения. Межличностные отношения могут проявляться и в виде конфликтных ситуаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.