Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство и руководство. Психологические требования к менеджеру




Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке. Объект управления - это люди. Развитие управленческой науки - это эволюционное развитие. Большой вклад в развитие научного управления внесла педагогика и психология, целью которой явилось приложение педагогических и психологических знаний к решению практических задач управления производством. Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее основной задачей – необходимостью организации людей по иерархическому принципу для достижения общих целей. Управленческая деятельность детерминирует специфические особенности протекания педагогических и психологических процессов, психических состояний, индивидуальных и профессиональных качеств личности инженера для успешного выполнения этого вида деятельности. Педагогические и психологические аспекты управления в инженерной деятельности представляют собой знание того, как работать с людьми, воздействовать на их психологию, чтобы каждый работник поступал в соответствии с интересами и потребностями самого себя и производства в целом. Управление – это умение добиваться поставленных целей, используя интеллект, способности, навыки, мотивы поведения других людей. В условиях рыночной экономики управляющие составляют определенную категорию людей, и этот социальный слой общества превращается в весьма влиятельную общественную силу. В настоящее время управление представляет собой сложное социально-психологическое явление, которое отражается практически на всех сторонах жизни общества. Поэтому управление необходимо и в спорте, и в шоу-бизнесе, и в сфере производства. Характерными чертами современного развития управления являются: его компьютеризация; сокращение избыточных звеньев административной системы; децентрализация функций (самоуправление). Особенное внимание уделяется совершенствованию управления на трех основных уровнях: групповом, индивидном и организационном.

Цель производственного управления, в общем виде, можно сформулировать как достижение производственных целей. То есть целью управления на производстве является поддержание хода производства, изменение хода производства для эффективного достижения целей. Функция управления определяется как целенаправленный, специфический по характеру вид деятельности, который во взаимодействии с другими отличающимися от него (по направлению и характеру) видами деятельности объективно необходим для эффективного управления коллективом. Основные функции руководителя: организация и контроль деятельности подчиненных; принятие решений; представительство во внешней социальной среде; экспертно-консультативная функция; воспитательная функция.

Управление считается одним из самых сложных видов человеческой деятельности. Все сложные организации имеют общие характеристики, важные для управления: ресурсы (люди, материальные средства, технологии, информация), зависимость от внешней среды, разделение труда по горизонтали, подразделение, разделение труда по вертикали. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Производственная деятельность инженеров подразделяется на следующие виды: управление производством (мастера, руководители цехов и некоторых отделов, их заместители, руководители предприятий); техническое обеспечение производства (конструкторы, технологи, инженеры-исследователи); создание условий для нормального функционирования предприятий – обеспечение материальными и трудовыми ресурсами; контроль за работающими, обеспечение эффективной деятельности производственников (работники снабжения, кадровый службы, секретари и т.д.).

Если управление – процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей, то руководство – лишь часть управленческой деятельности, причем по отношению только подчиненных. Невозможно эффективно выполнять основные функции управления, если нет эффективного руководства. Руководство обычно назначается официально, с предоставлением прав и обязанностей, руководитель представляет свою группу во вне, несет официальную ответственность. Независимо от этих уровней руководителей традиционно делят на три категории: руководитель низового звена – над конкретными исполнителями работ; руководитель среднего звена координирует и контролирует работу низовых звеньев; руководители высшего звена (даже в самых крупных организациях всего несколько человек). Руководители этих подразделений много времени работают в качестве наиболее квалифицированных служащих, выполняя сложные, ответственные и новые работы. Независимо от этих уровней руководителей традиционно делят на три категории:

Руководитель низового звена – над конкретными исполнителями работ (частные переходы от одной задачи к другой, краткость действий, больше общения с подчиненными, намного меньше со своим начальством). Управленческие функции: производственно-технологические; нормирование, сырьевое обеспечение; разрядка работ; контроль сроков исполнения; календарное планирование.

Руководитель среднего звена координирует и контролирует работу низовых звеньев; руководители, участвующие в принятии решений: определяют проблемы, начинают обсуждение, дают рекомендации по организации деятельности, возглавляют подразделение организации, начальники служб. Основная управляющая функция: формирование кадровой политики; набор персонала, определение системы заработной платы; профессиональная подготовка и подготовка кадров.

3. Высший организационный уровень – руководители высшего звена (даже в самых крупных организациях всего несколько человек). Функции: целеполагание, прогнозирование, определение миссии организации, принятие управленческих решений. Они отвечают за принятие решений, важнейших для организации. Сильные руководители высшего звена часто определяют облик организации. Эта работа характеризуется большой напряженностью, высоким темпом (занятие самой деятельностью по специальности занимает в лучшем случае 1 час (от 3 до 10 минут), все остальное время - управлением).

Можно определить социально-психологические и педагогические различия в содержании понятий лидер и руководитель: лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой организации; лидерство констатируется в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, руководитель реальной группы назначается или избирается, и этот процесс является целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от психического состояния группы, в то время как руководство - явление более стабильное; руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающихся групповой деятельности; сфера деятельности лидера - в основном малая группа. Где он и является лидером. Сфера действия руководителя шире. Поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидерство есть психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

Авторитарный стиль характеризуется преобладанием единоличных способов управления, применением главным образом административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель – автократ не советуется с подчиненными, решения принимает единолично, тон обращения к подчиненным категоричный, приказной, инициативные предложения отвергает. Автократический стиль отношений толкает каждого работника к степени самоизоляции, индивидуальной или групповой. Все работают только под импульсом прямых указаний и прекращают работу, если такие указания не даны.

Демократический стиль характеризуется сочетанием научных принципов руководства с максимальным использованием инициативы и творчества подчиненных широким привлечением к управлению членов коллектива. Систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. При демократических взаимоотношениях в коллективе наблюдается более высокая инициативность, спокойная обстановка, все люди более внимательны друг другу. Руководитель должен использовать педагогический метод убеждения и стимулирования. Это правило высокоразвитой группы (коллектива).

Пассивный стиль характеризуется невмешательством руководителя в ход работы. Задача ставятся в самой общей форме. Контроль исполнения слабый. Все это не способствует укреплению дисциплины, организованности и порядка в коллективе. Для современного руководителя становится все более очевидным, что в сегодняшнем, быстро меняющемся мире «самым лучшим» является стиль руководства, ориентированный на реальность. Соответственно психологически важно определить и стили лидерства в коллективе.

Психология менеджмента – рассматривается как междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций в условиях рыночной системы хозяйствования. Объектом изучения в психологии менеджмента выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, каковыми в республике являются, например, совместные предприятия (СП), малые предприятия, деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов. Предмет психологии менеджмента составляют психологические явления организации (социально-психологический климат, общение, эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, проблемы лидерства и мотивирования норм и ценностей).

Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Цель менеджерской деятельности - управлять производством и руководить людьми. Эффективное управление включает знание закономерностей человеческого поведения.

По своей эффективности руководства менеджеры различаются. От чего это зависит?

Важнейшие факторы успеха деятельности менеджера:

1.Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.

2.Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).

3.Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.

4.Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.

5.Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.

6.Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

Как видно, первые 5 важнейших качеств эффективного менеджера представляют сбой психологические качества. Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность современного руководства, позволило выделить следующие качества и черты личности (Р.Стоцилл):

1.Доминантность – умение влиять на подчиненных.

2.Уверенность в себе.

3.Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

4.Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.

5.Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный).

6.Ответственность и надежность в выполнении заданий, верность данному обещанию и гарантиям.

7.Самостоятельность в принятии решений.

8.Гибкость поведения в изменяющихся условиях.

9.Общительность, умение взаимодействовать с людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.