Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций. Государственный образовательный стандарт




А.Н. ПЕРЕПЕЛОВ, Т.В. САВЧЕНКО

Государственный образовательный стандарт

ГСЭ.Ф.08 "Психология и педагогика"
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И

ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ)

______________________________________________________________

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

 

 

ОМСК 2005

 

Автор раздела I «Психология» канд. пед. наук, доц. А.Н. Перепелов, раздела II «Педагогика» ст. преп. Т.В. Савченко.

 

Конспект лекций предназначен для студентов инженерных специальностей, изучающих базовый курс психологии и педагогики. Составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ ВПО, действующим федеральным компонентом по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

В конспекте доступно и кратко раскрываются основные аспекты дисциплины, способствующие удовлетворению потребности студентов в знаниях о психологии человека, о методах и формах обучения и воспитания человека, психологических особенностях поведения личности.

Краткое изложение информации по каждой теме, предусмотренной программой, позволит студентам более целесообразно использовать рекомендуемые литературные источники для успешного усвоения учебно-познавательного материала и будет способствовать формированию практических навыков в умении давать психологическую характеристику окружающим и корректировать своё поведение.

 

Ил., библиогр. сп.

 

Рецензенты: зав. каф. психологии Омского государственного педагогического университета д-р психологических наук, проф. Е.П. Щербаков;

доцент ОмГТУ кандидат пед. наук Б.В. Кимейша

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ……………………………………………………………….…….. Раздел I. Психология ……………………………………………………………. Введение ……………………………………………………………………. Тема 1. Предмет и задачи психологической науки и практики.......... ………… 1.1. Объект и предмет психологии ……………………………………….. 1.2. Задачи психологической науки.............................................................. ………………………………………. 1.3. Основные направления психологии …………………………………. Тема 2. Психологический анализ деятельности …………………………. 2.1. Виды и развитие человеческой психики …………………………….. 2.2. Виды человеческой деятельности ……………………………………. 2.3. Деятельность и психические процессы ……………………………… Тема 3. Структура деятельности человека ………………………………. 3.1. Формы психической активности …………………………………….. 3.2. Сенсомоторные процессы ……………………………………………. 3.3. Речевое общение ……………………………………………………… Тема 4. Зарождение и развитие психики ………………………………… 4.1. Функции психики ……………………………………………………... 4.2. Уровни и стадии двигательной активности …………………………. 4.3. Развитие высших психических функций у человека ……………….. Тема 5. Уровни отражения действительности и развития психики человека. Происхождение и развитие сознания ……………………………….…... 5.1. Сознание – высший уровень отражения действительности ………... 5.2. Особенности психического отражения действительности …………. 5.3. Сознание и бессознательное …………………………………………. Тема 6. Чувственная и рациональная познавательная деятельность человека ………………………………………………………………………….. 6.1. Познавательная деятельность человека ……………………………... 6.2. Понятие об ощущении и его физиологической основе …………….. 6.3. Виды ощущений ………………………………………………………. 6.4. Общие свойства ощущений …………………………………………… 6.5. Восприятие. Основные качества восприятия ……………………….. Тема 7. Мышление и воображение как формы познавательной деятельности …………………………………………………………………….. 7.1. Функции мышления …………………………………………………… 7.2. Виды мышления и мыслительные операции..………………………. 7.3. Речь как инструмент мышления ……………………………………... 7.4. Воображение. Функции воображения ………………………………..   Тема 8. Общее понятие о внимании ……………………………………… 8.1. Свойства внимания ……………………………………………….…... 8.2. Функции и виды внимания …………………………………………… Тема 9. Память ……………………………………………………………... 9.1. Функции и виды памяти ………………………………………………. 9.2. Классификация теорий памяти ………………………………………... 9.3. Процессы памяти …………………………………………………….… Тема 10. Психология мотиваций и эмоций ………………………………. 10.1. Виды мотивов ………………………………………………………… 10.2. Общая характеристика эмоциональных процессов ……………….. 10.3. Психологические теории и эмоции ………………………………… Тема 11. Воля ………………………………………………………………. 11.1. Воля как характеристика сознания …………………………………. 11.2. Волевая регуляция поведения ………………………………………. 11.3. Структура волевого действия ………………………………………. Тема 12. Психология личности …………………………………………… 12.1. Понятие о личности в психологии …………………………………. 12.2. Современные теории личности ……………………………………... 12.3. Формирование и развитие личности ……………………………….. 12.4. Темперамент – биологический фундамент личности ……………… 12.5. Типы и свойства темпераментов ……………………………………. 12.6. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности …………. Тема 13. Характер …………………………………………………………. 13.1. Структура характера ………………………………………………… 13.2. Акцентуация черт характера ………………………………………... 13.3. Природные и социальные предпосылки характера ……………….. Тема 14. Способности …………………………………………………….. 14.1. Понятие о способностях …………………………………………….. 14.2. Задатки и талант ……………………………………………………... 14.3. Развитие способностей ……………………………………………… Тема 15. Психология управления ………………………………………… 15.1. Психологические основы управленческой деятельности ………… 15.2. Особенности межличностного взаимодействия и общения в группе ………………………………………………………………………….. 15.3. Стили руководства и лидерства. Критерии оценки деятельности руководителя …………………………………………………………………….. Заключение к разделу I ……………………………………………………. Раздел II. Педагогика ……………………………………………………………. Введение ……………………………………………………………………. Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке ………………………….. 1.1. Общее представление о педагогике как науке ………………………. 1.2. Образование, его сущность и проблемы …………………………….. 1.3. Педагогический процесс как система и целостное явление ……….. Тема 2. Характеристика обучения как дидактического процесса ……… 2.1. Сущность, функции и структура процесса обучения ………………. 2.2. Методы, средства и формы организации педагогического процесса ………………………………………………………………………….. 2.3. Современные теории и концепции обучения ……………………….. Тема 3. Воспитание в целостном учебно-педагогическом процессе …... 3.1. Сущность, содержание, организация воспитания …………………… 3.2. Семья как социокультурная среда развития и формирования личности …………………………………………………………………………. 3.3. Способы воспитательного воздействия на человека ……………….. Тема 4. Педагогические технологии ……………………………………... 4.1. Подходы к пониманию технологии и её сущность…… 4.2. Технология организации взаимодействия в обучении………………. 4.3 Технология эффективной воспитательной деятельности руководителя ……………………………………………………………………. Заключение к разделу II …………………………………………………… Терминологический словарь ……………………………………………… Библиографический список ………………………………….…………….                    

 

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека. Поэтому важной предпосылкой для формирования необходимых качеств квалифицированных специалистов является изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика». Психолого-педагогические знания необходимы специалисту любого профиля, особенно руководителю, для того чтобы оказать помощь в решении сложных проблем и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций, вскрыть неиспользованные резервы человеческой психики и создать атмосферу благоприятной эффективной совместной деятельности.

Таким образом, изучение психологии и педагогики играет важную роль в подготовке студентов не только к профессиональной деятельности, но и к разрешению жизненных проблемных ситуаций.

Только настойчивая работа студентов над изучением дисциплины «Психология и педагогика» будет способствовать профессиональной подготовке и выполнению основных задач, стоящих перед вузами.

В результате изучения дисциплины каждый студент должен овладеть системой знаний о закономерностях психологических и педагогических процессов и явлений, усвоить методы и основные категории психологии и педагогики. Кроме того, психолого-педагогическая культура предполагает круг вопросов, о которых он должен не только иметь представление, но и овладеть знаниями об основных психологических функциях, соотношении природных и социальных факторов в становлении психики, механизмах функционирования и развития личности, особенностях межличностных отношений и общения, уметь использовать результаты психологического анализа в интересах повышения эффективности работы.

В области педагогики студент должен знать предмет, методы и основные категории педагогической науки, содержание, закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности, владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

В процессе практических занятий, психологического тренинга студент должен приобрести опыт практического использования полученных знаний по психологии и педагогике в различных сферах деятельности.

Реализация отмеченных дидактических целей при изучении дисциплины «Психология и педагогика» осуществляется в учебное время и в рамках самостоятельной работы студентов.

Предлагаемой конспект лекций составлен в соответствии с программой, разработанной на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и включает два раздела. В разделе «Психология» – 15 тем, а в разделе «Педагогика» – 4, каждая из которых представляет собой краткое изложение теоретического материала в соответствии с рабочей программой и рассчитана на студентов различной профессиональной ориентации. При составлении пособия авторы старались не перегружать его научной информацией, стремясь выделить наиболее важные психологические понятия, подчеркнуть значение образования, воспитания в формировании и развитии всесторонне развитой личности.

В целях улучшения организации учебного процесса при изучении психологии и педагогики студентами всех специальностей и подготовлено конспект лекций, в котором кратко изложены основные вопросы, предусмотренные программой.

Конспект лекций подготовлен для самостоятельного издания в качестве методического обеспечения учебного процесса дистанционного обучения.


Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.