Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мотивов




Тема 10. Психология мотиваций и эмоций

Мотив – это побуждение. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и другие, в которых отражается наличие в человеческой психике готовности, направляющей к определенной цели. Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чём-либо. Мотивация – побуждение к деятельности определённым мотивом, процесс выбора оснований для определённой направленности действий. Процесс мотивации сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями, которым сопутствуют состояния возбуждения, приливы или упадок сил [16].

Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения мы называем мотивацией. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия. Мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек преодолевает препятствия, стремясь к избранной цели.

Классификация социальных мотивов, предложенная Г. Мюрреем, объединила более 20 мотивов. Основные социальные мотивы – это мотивы достижения и власти; мотивы социального успеха и аффилиации (стремление к людям); мотив помощи.

Мотив достижения впервые был выделен Мюрреем и понимался как устойчивое стремление к достижению определённого уровня в каком-либо деле. Существует известная методика измерения мотивации Х. Шмальта и её компьютерные варианты. В социально-психоло-гическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию, стремление к соперничеству. Исследования М. Кубышкиной показали, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха являются большая активность и уверенность в себе, в своём обаянии, высокая самооценка.

Мотив власти. Одно из определений обозначает власть как потенциал влияния. Власть рассматривается как способность человека проводить свою линию вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять своё могущество в действии. Орудиями власти могут быть: вознаграждения («сделаешь – получишь»), принуждения («не сделаешь – будет худо»), нормативные документы.

Мотивы аффилиации и помощи основаны на позитивном отношении к людям. Мотив аффилиации – это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, дружбу. Цель этого мотива – взаимный поиск правильных решений, принятие дружеской помощи и симпатии.

Мотив помощи, альтруистические мотивы. Альтруизм – это самостоятельный мотив, который отличается от других, тем, что в основе его лежит любовь к людям и бескорыстная забота о них, потребность отдавать и чувствовать ответственность. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью сопереживать.

Преобладание того или иного мотива может быть определено с помощью адаптированного В. Чикер опросника Э. Шейна «Якоря карьеры».

Интерес в психологии понимается как состояние, побуждающее к познавательной деятельности, т. е. это внутреннее напряжение, движущий момент желаний. Интересы личности тесно связаны с потребностями. Не было бы потребностей, мотивирующих поведение человека, не было бы интересов, направленных на поиск способов удовлетворения этих потребностей.

Материальные интересы направлены на предотвращения возможной угрозы или неприятных переживаний. Материальные интересы являются мощным двигателем материального и технического прогресса.

Духовные интересы – это мотивы роста, они имеют отдаленные цели – актуализировать личностный потенциал, проявить свои способности, развить задатки.

В интересе к тому или иному объекту различают непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес проявляется в поглощенности процессом получения знаний: обучаясь, студент посещает лекции, читает литературу, готов отказаться от вечеринки ради того, чтобы прочесть нужную книгу. А если это делается ради получения диплома, который расширяет возможности трудоустройства, – в таком случае говорят об опосредованном интересе.

Интересы человека на протяжении жизни весьма динамичны. Это и отличает человеческую жизнь от биологического существования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.