КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические теории и эмоции
В 1872 г. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Согласно его эволюционной теории эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительские механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни [13]. У. Джемс и К. Ланге считали, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, гнева, страха, волнения и т. д. Органические изменения, по теории Джемса – Ланге, являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональные переживания. У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные – относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов. Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуясь с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие (диссонанс). Субъективно это состояние переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Считается, что в эмоциональном проявлении личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. К органическим (аффективно-эмоциональной чувствительности) относятся предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первым относятся элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с отдельными видами деятельности и с обладанием определенными предметами. Мировоззренческие чувства ассоциируются с моралью и отношением человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Психологи У. Джемс и К. Ланге сформулировали так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и сводятся к ним. По их мнению, выражение эмоций – это чисто рефлекторная реакция, вызывающая изменения в организме, и лишь последующее их осознание и составляет саму эмоцию. Однако выразительные движения – это составляющая эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Поэтому выразительные движения и создают образ производящего их лица, раскрывая его внутреннее содержание по внешним признакам. Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили в сфере эмоций как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур. Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими с помощью внешних примет. Выражение лица – главное в экспрессивном поведении. Лицо как канал невербальных коммуникаций является ведущим средством общения; передавая эмоциональный и содержательный продукт речевых сообщений, оно служит регулятором самой процедуры общения партнеров. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняются лишь движения, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица. В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Понимание поведения других людей и правильное реагирование на это поведение в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Современная практика психологической подготовки людей к различным видам деятельности, их социальное обучение с помощью тренинговых программ позволяют развить навыки общения, важнейшими составляющими которых являются восприятие и понимание людьми друг друга.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое мотив? 2. Классификация мотивов. 3. В чём заключается сущность эмоциональных процессов? 4. Назовите виды эмоциональных явлений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |