Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология

Бихевиоризм (от англ. «behaviour» поведение) направление в психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакции организма на внешнюю среду; основоположники Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Вербальная коммуникация – процесс общения с помощью языка, речи.

Вклад А.Н. Леонтьева в психологию – составляет цикл исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражаемое в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воображение – психический процесс создания образов, включающий предвидение создания результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Гальперин П.Я. – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

Гештальтпсихология – одно из направлений психологии XX в., изучающее психику с точки зрения целостных структур, «гештальтов»; основоположник В. Келлер.

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

Гуманистическая психология – психология,предмет исследования которой здоровая творческая личность, стремящаяся к самоосуществлению и самоактуализации; представитель А. Маслоу.

Индивид – родовая принадлежность человека.

Интерактивная сторона общения – взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности.

Когнитивная психология – представление о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации; представители А. Найсер, А. Павийо.

Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

Коммуникативная сторона общения – передача информации.

Концепция Л.С. Выготского – культурно-историческая концепция психического развития человека, содержащая понятия о высших психических функциях: мышлении, речи, внимании.

 

Лидер – личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Меланхолик – человек впечатлительный, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями, приглушённой речью.

Методы обработки данных – включают в себя количественный (применение матстатистики, обработки данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам) методы.

Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза.

 

Невербальная коммуникация – общение при помощи эмоций, сопровождающих речевое высказывание.

Образ «Я» – устойчивая, не всегда осознаваемая система неповторимых представлений индивида о самом себе, на основе которых он строит своё взаимодействие с другими.

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Основная задача психологии – изучение законов психической деятельности в её развитии.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение следов прошлого опыта.

Перцептивная сторона общения – восприятие другого человека (его внешних признаков), соотнесение его с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация его поступков.

Психика человека – человеческое сознание, внутренние психические явления, представляющие субъективную картину мира.

Психокоррекционные методы – набор приёмов, программ и методов воздействия на поведение людей, например аутотренинг, групповой тренинг.

Психология – наука о душе (в переводе с греческого).

Сангвиник – человек с психической активностью, стремящийся к быстрой смене впечатлений, легко переживающий неудачи, деятельный, с выразительной мимикой и движениями.

Сеченов И.М. – основоположник отечественной научной психологии, который дал физиологическую трактовку психологических процессов.

Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в процессе трудовой деятельности при постоянном общении с людьми.

Способности – психологические особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся.

Сравнительный метод – рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов.

Талант – высшая степень развития способностей; сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством чувств, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Фрейдизм – течение в психологии XX в., в котором раскрывается исключительная сложность психической жизни человека, ставится вопрос о его сексуальной жизни; основоположник З. Фрейд.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

Холерик – человек энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Чувства – переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции – временное переживание какого-нибудь чувства.

Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, наблюдающий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельности руководителя | Педагогика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.