Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линия /235




Линия /233

то уже обращались с ними с легкостью кисти и с твердостью резца. Микеланджело пользовался пером так же, как резцом. Все другие, кажется, обращались к перу только тогда, когда достига­ли высшего развития своих сил, и для быстро­го закрепления мысли на бумаге, и для этюдов, но никогда в качестве практического упражне­ния, помогающего писать красками.

Вероятно, наиболее трудные задачи они ре­шали во время обучения у золотых дел масте­ров, работая с деталями; мы мало знаем об этом обучении, но оно было в порядке вещей. Этой тщательности и тонкости отделки, кото­рые развивались в работе с драгоценными ме­таллами, можно приписать полное торжество итальянской скульптуры. Микеланджело, гово­рят, в юности копировал пером гравюры Шон-гауэра43и других художников так верно, что мог выдать их за оригиналы. Но я бы лишь разоча­ровал вас и удержал от любых попыток в твор­честве, если бы заставлял подражать превос­ходным рисункам этих «ювелирных» худож­ников. К счастью, в наших галереях есть интереснейшая коллекция этих рисунков, и вы, если хотите, можете попробовать руку на них. Но я предпочел бы другое: вы должны браться только за то, что можете исполнить в совершенстве и в соответствии со своим наме-

Аг5 1опеа/


234/Лекция V

рением, и тогда сами поймете и почувствуете совершенство своей работы.

Я же должен перейти к одной очень распро­страненной потребности. Вы пока слишком молоды, чтобы чувствовать ее, по крайней ме­ре в той степени, в какой вообше интересуе­тесь живописью. Я говорю о потребности пи­сать красками. Писать вы будете, но помните: я понимаю под этим нечто такое, что вам не покажется легким. Писать вы будете, но ма­зать и пачкать — нет. И потребуется гораздо больше старания, — хотя и более приятного свойства, — чтобы подражать линиям, сделан­ным кистью, чем проведенным карандашом. Но с самого начала (впрочем, одновременно можно практиковаться в рисовании каранда­шом) вы должны стараться с абсолютной вер­ностью чертить линию не пером или каранда­шом, а кистью, как делал Апеллес и как сде­ланы все цветные линии на греческих вазах. Заметьте — линию абсолютно верную. Мне безразлично, насколько медленно будете вы это делать, к каким изменениям, соединениям и поправкам будете прибегать. Я прошу лишь одного: пусть эта линия будет правильна, пра­вильна при измерении до таких мелочей, ка­кие вы отметили бы на официальной карте опасных мелей.

Аг5 1опёа/


136. Вопрос об измерении, как вы, вероятно, знаете, — слишком избитый вопрос в художест­венных школах; но он отлично разрешается первыми же словами Леонардо: «II §юуапе <3еуе рпта 1трагаге рго$реШуа, рег к тгзиге йуо%т сот» [«Прежде всего изучить перспективу и определить размер всякой вещи» (итал.)].

Без абсолютной точности измерения невоз­можно верно постичь перспективу и, как мне кажется, вообще чему бы то ни было научить­ся. Из своей преподавательской практики я знаю, что учеников труднее всего выучить точ­ности. Легко внушить им прилежание, легко вызвать в них энтузиазм; но почти невозможно навязать способному студенту эту унизитель­ную точность.

А между тем, приступая к обучению живопи­си в университете, необходимо в этом важном пункте исключить всякую возможность ошиб­ки. Вы, надеюсь, поверите словам самого заме­чательного художника Италии и автора великой религиозной картины, которая, быть может, оказала величайшее влияние на европейскую мысль, — поверите ему, когда он говорит, что ваша первейшая обязанность — «изучить пер­спективу и измерить всякий предмет». Я прило­жу все старания, чтобы вам это далось по воз­можности легко. Если вы хотите овладеть мате-

Аг5 1опяа/


236/Лекция V

матикой перспективы, то необходимый матери­ал найдете в моем трактате, написанном в 1859 году; экземпляры его предоставлены в ваше распоряжение в кабинете. Но навык и ловкость в измерении вы должны приобрести сразу, и при этом достичь точности инженера. Надеюсь, что в развивающейся ныне системе воспитания элементарное архитектурное или военное чер­чение станет обязательным [предметом] во всех средних школах, так что при поступлении в университет не понадобится введение в пер­спективу, как вы, например, не проходите грамматики. Пока же я поместил в нашей кол­лекции простые, но строго отобранные образ­цы; их достаточно для необходимых практиче­ских занятий.

137. Учась соразмерять, чертить и наклады­вать краски при помощи кисти, вы одновре­менно должны добиться легкости во владении пером. Это не только великое орудие для на­бросков; на его правильном использовании зиждется искусство орнамента. Ничего нельзя положить в основание изящных искусств так верно, как их тесную зависимость от орнамен­та, который в свою очередь основан на калли­графии. Совершенное декоративное искусство есть то же письмо, только украшенное. Перей­дя в живопись, оно теряет свое достоинство и

Аг5 1оп§а/





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.