КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. 3. Психология малых групп
Перцептивная сторона общения Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и называется перцепцией. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства. Рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии общения. Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывают у меня его поведение. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии — аттракции. Исследования показали, что тесные положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии): Ø частота взаимных социальных контактов, соседство Ø физическая привлекательность Ø феномен «ровни» Ø чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств Ø «эффект усиления» — когда у кого-либо черты, схожие с нашими Ø сходство интересов, взглядов Ø нам нравятся те, кому мы нравимся Ø если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание Ø нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события Ø то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем отличие активности животного от деятельности человека? 2. Охарактеризуйте структуру деятельности? 3. Что такое взаимодействие навыков? 4. Охарактеризуйте виды деятельности. 5. В чем состоит коммуникативная сторона общения? 6. Назовите формы межличностного взаимодействия. 7. Дайте определение понятиям «перцепция», «аттракция». План лекции. 1. Классификация малых групп. 2. Личность и коллектив. 3. Межличностные и межгрупповые взаимоотношения.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП Группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группы бывают большие и малые. Большие группы - это общности людей, существующие а масштабах общества и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большимгруппам относятся государства, народности, партии, классы. Малые группы – немногочисленные объединения людей (от 2-3 до 20-30 чел.), члены которого имеют: 1) непосредственный контакт друг с другом и 2) общую цель. Выделяют несколько разновидностей групп: Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Рис. 16. Классификация малых групп
Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями (семья, трудовой коллектив, учебная группа, спортивная команда). Референтная группа – реальная или условная группа, к которой человек себя причисляет или членом которой хотел бы стать. Нереферентная группа – группа, психология и поведения которой чужды для человека или безразличны. Антиреферентная группа - группа, психология и поведения которой человек не приемлет, осуждает и отрицает. Лабораторная группа – создается экспериментатором для проведения исследования. Естественная группа – складывается сама по себе исходя из потребностей членов группы или общества. Формальная группа – существует в рамках официально принятых организаций. Цели формальной группы задаются извне. Неформальная группа – объединение на базе личных интересов. Слаборазвитые – в них нет сплоченности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Высокоразвитые – отвечают всем перечисленным требованиям. Делятся на корпорации и коллективы. Корпорация – деятельность малополезна или вредна обществу, преобладают индивидуалистские отношения, строятся на страхе, недоверии, подозрительности. Коллектив – деятельность значима для общества, отношения строятся на взаимном доверии и уважении, доминируют общественные интересы над личными. Степень развития группы определяется по следующим параметрам: - достаточная психологическая общность (сплоченность); - сложившаяся структура; - четкое распределение обязанностей; - наличие признанных лидеров; - налаженные деловые и личные связи. Сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель. Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными. На третьей стадии — стадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами. На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому. На пятой стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни. Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Принято считать, что оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7—8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются. Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют восемь социальных ролей, и, если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию. Руководителю коллектива необходимо хорошо знать эти роли. Это: 1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми; 2) генератор идей, стремящийся докопаться до истины, воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии; 3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других; 4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей; 5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива; 6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах; 7) работяга, не стремящийся занять ничье место; 8) шлифовщик — он необходим, чтобы не перешли последней черты. Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий руководителя.
2. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ
Взаимоотношения личности и коллектива делятся на два аспекта: влияния коллектива на личность и влияния личности на коллектив. Влияние коллектива на личность. По отношению к личности коллектив выполняет следующие функции: 1) приобщает ее к идейным, моральным и эстетическим ценностям; 2) выполняет воспитательную и корректирующую функции. В связи с проблемой коллективного влияния следует различать конформность и внушаемость. Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Различают: а) внутреннюю личную конформность — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение даже при отсутствии группы; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души — (внешняя, публичная конформность). Под влиянием каких факторов человек уступает группе? 1. Прежде всего влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин. 2. Влияет и размер группы. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — это родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям группы на личность, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста. Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответствуют ли они целям и задачам содержания деятельности группы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия. Влияние личности на коллектив. Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства. Авторитет – общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным требованиям действительности. Авторитет зависит от личных качеств человека, его жизненного опыта, знаний, умений, навыков, количества совершенных дел и др. Чем выше авторитет, тем большее влияние он оказывает на окружающих. Бывают дутые авторитеты – человеку приписывают больше заслуг, чем он имеет. У такого лица мнение о своих знаниях завышено. Ложные авторитеты создаются и поддерживаются в корыстных целях. Руководство - обеспечение согласованности действий людей данной группы. Функции руководителя: - выдвигает и формулирует цели; - распределяет задания, согласовывает деятельность; - стимулирует деятельность материальными и моральными средствами; - контролирует ход выполняемого дела; - осуществляет воспитательные функции; - устанавливает связь с другими коллективами, руководителями более высокого ранга. Типы руководства: - авторитарный – использует методы администрирования, резок, не прислушивается к мнению других, принимает единоличные решения; - демократический – выносит решение важных проблем на обсуждение коллектива, учитывает мнения, гибкий в решении задач; - попустительский – дело пускается на самотек, каждый делает, что хочет. Лидерство - способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового. Чем отличается лидер от руководителя? Неформальный лидер выдвигается «снизу», его авторитет основан на личном влиянии, а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.
3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖГРУППОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Взаимоотношения (межличностные отношения) - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих. Взаимодействие - процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи. Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие. Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различных общностей. Взаимодействие также может быть различным по форме и содержанию в зависимости от уровней его осуществления. Низший уровень взаимодействия - это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенная первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить всестороннего развития. Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание - это такая форма взаимодействия индивидов, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможно- го очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Социальная перцепция - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Социальная перцепция обычно проявляется как: 1. восприятие членами группы. а) друг друга; б) членов другой группы; 2. восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы» 3. восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы; 4. восприятие группой другой группы (или групп). Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп. Положение индивида в группе определяется: Статусом – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. Системой групповых ожиданий – совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе. Групповыми нормами – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Групповая работоспособность определяется групповой совместимостью – сочетание психологических особенностей каждого члена группы, которая обеспечивает удовлетворенность деятельностью и ее эффективность. Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |