КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы обучения
Принципы обучения - это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения. 1.Принцип научности обучения. 2.Принцип систематичности обучения. 3.Принцип связи теории с практикой. 4.Принцип сознательности и активности в обучении. 5.Принцип наглядности обучения. 6.Принцип доступности обучения. 7.Принцип прочности усвоения знаний. Рис. 19. Этапы освоения информации 3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы обучения - организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых. Классификация форм обучения: ¨ по организации обучения – очное, очно-заочное (вечернее) и заочное, экстернатное, семейное, дистанционное обучение; ¨ по количеству учащихся – коллективные (поточные), групповые (классные), индивидуальные; ¨ по месту учебы – аудиторные (уроки) и внеаудиторные (выполнение домашних заданий, самостоятельная работа дома, в библиотеке или системе электронных ресурсов обучения, индивидуальное обучение); ¨ по продолжительности – академический час (40-45 мин.), сдвоенное (парное) занятие (80-90 мин.), занятие без звонков (произвольной длительности); ¨ по специфике взаимодействия педагога и обучаемых – классно-урочная, лекционно-семинарская, факультативное и дистанционное обучение. Урок является основной формой классно-урочной системы организации учебного процесса общеобразовательной школы всех трех уровней и представляет собой учебное взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний с одновременным контролем уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений. Он проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного промежутка времени (30-35 мин. в начальной школе и 45 мин. в школе основного и полного среднего образования). В настоящее время в дидактической структуре урока выделяются несколько взаимосвязанных элементов (этапов): · актуализация прежних знаний и способов действий учащихся (не только их воспроизведение, но и использование в новой ситуации); · формирование новых понятий и способов действий посредством доведения нового учебного материала; · применение учебного материала с целью формирования новых знаний, а также первичных навыков и умений их применения. Лекция (от лат. lectio — чтение) - систематизированное, последовательное, монологическое изложение педагогом учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекции классифицируются по нескольким основаниям: · по месту в лекционном или предметном учебном курсе (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная); · по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т. п.); · по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, дискуссионная) и др. Считается, что лекция является наиболее экономичной по времени формой сообщения слушателям значительного объема учебной информации. Семинар, в отличие от лекции, является одной из основных форм групповых учебных занятий. Его сущность заключается в коллективном обсуждении учащимися содержания специально предложенных учебных вопросов, а также рефератов, докладов и сообщений, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя с целью углубленного изучения темы или раздела курса. В процессе семинарских занятий слушатели овладевают методологией изучаемой отрасли науки, приобретают навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов). Практикум также является одной из основных групповых форм организации учебного процесса и представляет собой самостоятельное выполнение учащимися под руководством преподавателя практических и лабораторных работ. Он проводится, как правило, при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения. Факультативные занятия, как специфическая форма,является добровольным обучением по интересам с целью расширения и углубления знаний, развития способностей и склонностей учащихся, а также их предварительной профессиональной ориентации. 4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса. Прием – это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода, это конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации методов обучения Существуют два уровня методов обучения: общедидактический и частнодидактический. Общедидактические методы: — объяснительно-иллюстративный, — репродуктивный (воспроизведение), — проблемное изложение, — частично-поисковый (эвристический), — исследовательский. Объяснительно-иллюстративный метод - преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее и запоминают. Достоинства: это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного опыта человечества. Воспитывает внимательность, наблюдательность, выдержку. Формирует: 1 уровень умственной деятельности – узнавание и знания 1-го уровня — знания-знакомства. Репродуктивный метод - задания на воспроизведение знаний и способов деятельности (решение задач). Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно). Достоинства: развивает логику изложения, систематичность в работе. Формирует: 2 уровень умственной деятельности – воспроизведение и знания 2-го уровня — знания-копии. Проблемное изложение - педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой. Обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Достоинства: проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся, они приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия. Формирует: 3 уровень умственной деятельности – применение и з нания 3-го уровня — знания-умения. Частично-поисковый (эвристический) метод -постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы путем самостоятельного активного поиска. Пути реализации метода: а) эвристическая беседа: преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску; б) выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем. Достоинства: готовит к самообразованию, вырабатывает самостоятельность, ответственность. Формирует: 4 уровень умственной деятельности – творчество и3-й и 4-й уровни знаний - знания-умения, знания-трансформации. Исследовательский метод - конструирование исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя. Достоинства: развивает активность, инициативность, инверсию мышления. Формирует: 4 уровень умственной деятельности – творчество и4-й уровень знаний - знания-трансформации. Таблица 11
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |