Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология обучения




Созуранова Наталья Викторовна

Дифференциальный зачет 13.09

14 часов

20 вопросов

09.09

Вопрос 1: Понятие и характеристика общения.

Общение -специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества.

В общении реализуются социальные потребности людей: игровые, познавательные, развлекательные, труд, семья.

Человек в течении всей своей жизни общается в процессе выполнения разных видов деятельности:

- построение целей

- планирование деятельности

- правильное распределение обязанностей

- подведение итогов и анализ результатов

Для продуктивной организации общения необходимо знать, что в общении выделяют три стороны:

1. Коммуникативная -заключается в обмене информации между людьми, используются другие люди и технические средства, как носители информации.

2. Интерактивная -состоит в организации взаимодействия между людьми и получении нужного результата (организация и проведение утренника).

3. Перцептивная -в основе лежит восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное) партнерами друг друга и установлении на этой основе взаимопонимания.

Вывод: Для правильной организации общения необходимо учитывать возраст, пол, социальный статус и индивидуальные особенности собеседника и включать все три стороны общения.

Вопрос 2: Дать понятие и характеристику коммуникативной функции общения.

Коммуникация -процесс двустороннего обмена информацией, который ведет к установлению взаимопонимания между партнерами и выполнения ими совместной деятельности. Чтобы добиться такого успеха необходимо установить с партнером обратную связь.

Обратная связь -способность понимать как человек воспринимает вас как партнера и относится к общей проблеме.

Коммуникативная компетентность -способность устанавливать и поддерживать продуктивные контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации необходимо знать предмет разговора и и обеспечивать достижение поставленной цели, с помощью всех средств необходимых для этого.

Причины плохой коммуникации:

1. Плохие отношения между людьми - если человек к партнеру относится враждебно, равнодушно, то его трудно убедить, заинтересовать, привлечь к совместной деятельности.

2. Отсутствие внимания и интереса собеседника к информации, поэтому необходимо изменить способ передачи информации, сделать его более доступным.

3. Стериотипы - упрощенные, устойчивые мнения о людях или ситуациях. В этих мнениях нет объективной оценки и подробного анализа ситуации (все девчонки - плаксы).

4. Косноязычность высказываний партнера - использование сорных слов, слов-паразитов, постоянность повторений, непонятность высказывания - все это создает проблемы в общении между людьми.

5. Неверный выбор тактики и стратегии общения, не правильный подбор вербальных и невербальных средств общения.

Вербальные - речь, с помощью которой он передает нужную информацию. В течении жизни обогащается.

10.09

Не вербальные - жесты, мимика, интонация, крупные телодвижения, все это украшает речь человека и помогает передавать определенные мысли.

Вопрос 3: Интерактивная функция общения.

интерактивная сторона общения -это процесс взаимодействия людей с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Для участников общения важно не только обменяться информацией, но и организовать совместные действия, спланировать их, а потом проанализировать их результативность. Поэтому любая коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.

Взаимодействие делится на два вида:

- кооперация -это совместная организация общей деятельности, в которой участвуют два и более человек. В общем мотивы их деятельности являются позитивными, поэтому эти люди проявляют взаимопомощь, взаимовыручку, оказывают друг другу моральную поддержку (результат одного человека влияет на результат другого).

- конкуренция -это такие взаимодействия, которые становятся препятствием для организации совместной деятельности, так как расшатывают эту основу.

Вопрос 4: Перцептивная функция общения.

Перцептивная функция общения -это процесс восприятия одного человека другим, что является составной частью любого общения и способствует взаимопониманию.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного сознания, то есть, чем глубже партнеры раскрываются друг перед другом в процессе общения, тем легче им становится понять друг друга.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются:

1. эмпатия ( процесс уподобления себя другому человеку) - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его переживания и чувства. В современном мире проявление эмпатии становится актуальным, так как предполагает положительное отношение к человеку.

2. рефлексия -это осмысление человеком того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Для этого нужно уметь устанавливать обратную связь, только это поможет сформировать правильную тактику и стратегию поведения партнеров, провести своевременную коррекцию своего поведения и отношения к окружающей действительности.

В практике педагогического общения необходимо понимать место применения эмпатии и рефлексии и на их основе строить процесс воспитания и обучения детей.

Вопрос 8: Охарактеризовать примитивный уровень общения.

Всякий акт поведения принято условно делить на четыре фазы:

1. Побуждение к действию (партнер №1 направляет свое внимание на партнера №2, так как он становится для него интересным)

2. Уточнение ситуации (партнер №1 стремится понять партнера №2 и оценить его возможности - кто здесь главный?)

 

чувствах и принимают от него ответную информацию, так происходит обратная связь)

4. Сворачивание действия (вся информация выдана, поэтому для партнера №1 партнер №2 перестает быть актуальным и он отключается от общения)

Примитивный уровень:

Партнер №1 - собеседник - слабак, поэтому над ним можно издеваться, глумиться, то есть подавить его как личность. В процессе такого общения проявляются качества (грубость, хамство, наглость, назойливость, неуважение)

Фаза 1: партнер №1 считает, что может слить свое плохое настроение, невысказанную обиду на партнера №2, так как считает его предметом для слушания, слабаком. Возникает пристройка сверху.

Фаза 2: партнером №1 не улавливается сущность партнера №2, используются стереотипные оценки и шаблоны восприятия, на основе которых и выстраивается все общение. Собственная актуальная роль не воспринимается, поэтому с учетом роста, веса, возраста собеседника, партнер №1 считает, что может его унижать и оскорблять.

Фаза 3: партнер №1 всю накопившуюся информацию выдает в свободной форме, зачастую грубой, таким образом показывая свой небогатый ролевой веер

Фаза 4: отключение. как правило примитивный партнер, чувствуя себя сильным, могучим, влиятельным, стремится, чтобы его так и запомнили, уходит не прощаясь, оставляя после себя неприятный осадок.

Пример: Волк и заяц мультфильм "Ну, погоди"

Средства воздействия: избегание неприятных ситуаций и умение хладнокровно поставить наглеца на место.

Вопрос 9: Охарактеризовать деловой уровень общения.

Имеется в виду не только деловое общение, как род человеческого занятия, а именно высокий уровень понимания и взаимодействия с собеседником.

Фаза 1: партнеры уважают друг друга, относятся друг к другу доброжелательно, поэтому пристраиваются рядом, не позволяя унижать и оскорблять собеседника. В процессе знакомства собеседники показывают себя, как помошники, заботники, внимательные слушатели от этого люди испытывают радость и желание продолжать общение дальше.

Фаза 2: на деловом уровне могут общаться умные, грамотные, компетентные люди. Они хорошо владеют проблемой, у них высокий культурный уровень. Они без стеснения демонстрируют друг другу свой ролевой веер. Люди стоят на высокой ступени умственной и деловой активности и это помогает им решить сложные задачи.

Фаза 3: В процессе обсуждения собеседники могут спорить, отстаивать свою точку зрения, спор может быть горячим, но люди никогда не опустятся до примитивного оскорбления. На этой фазе формируются такие чувства, как дружба, любовь, симпатия, ответственность, которые продолжаются очень долго.

Фаза 4: Собеседники настолько симпатичны друг другу, что постоянно стремятся встретиться и сотрудничать, проявляя заботу и внимание.

Пример: это взаимоотношения Крокодила Гены и Чебурашки, героев в мультфильме "Простоквашино".

Вопрос 10: Охарактеризовать духовный уровень общения.

Духовный уровень - это высший уровень человеческого общения, когда партнер №1 воспринимает партнера №2 как учитель по жизни, носителя духовных знаний, помощника и советчика, который всегда в трудную минуту будет рядом.

Фаза 1: не смотря на то, что общение происходит на равных, партнер №1 прекрасно понимает разницу между интеллектуальным, культурным и духовным уровнем собеседника. Партнеры встречаются для душевного разговора и решения каких-либо серьезных проблем.

Фаза 2 и 3: появляется чувствительность к душевному состоянию партнеров, когда один легко и быстро может установить обратную связь: изменить тему разговора, закончить начатую фразу, оба открыты, свободны, легко выражают свои мысли.

Фаза 4: Отключение, затруднена. Потому что партнеры уважают и любят друг друга, им не хочется расставаться, так как есть еще много тем, вопросов, ситуаций, по которым хочется получить советы.

11. 09

Вопросы 11 и 12: Понятие малых групп.

Поведение каждого человека зависит от социальной среды, в которой он проживает. Эта социальная среда разделена на малые группы, которые могут быть различными - семья, школьный класс, группа детского сада, трудовой коллектив, компания друзей и т. д.

Малая группа включает в себя от трех до тридцати человек.

Виды малых групп:

 

Условные - случайное объединение людей Действительное - действительно существующее объединение людей
Естественные - складываются из потребностей общества Лабораторные - создаются с целью проведения лабораторного исследования
официальные - создаются и существуют в рамках официальных отношений, имеют определенный численный состав, что закреплено документацией не официальные - возникают и существуют за рамками официальных отношений, документация отсутствует слаборазвитые -группы, где нет налаженных личных и деловых взаимоотношений, не распределены и не выполняются обязанности (вновь организованная группа) высокоразвитые -коллектив, который имеет сложную структуру взаимоотношений, построенных на осознании общей цели, выполнении обязанностей, проявлении уважении и порядочности друг к другу  
Референтная - это та реальная группа, которую человек посещает или хотел бы в нее включиться, так как члены группы ему симпатичны, он находит с ними общий язык, выполняет совместную деятельность (моя семья) Не референтная -это такая группа людей, чье поведение и взгляды, интересы и мораль безразличны, чужды для человека, хотя он эту группу посещает (соседи) Антиреферентная -это такая группа людей, чье поведение резко осуждается, отвергается, поэтому между человеком и группой возникают длительные,жесткие конфликты (друзья мужа)
             

Вывод: Малая группа является основной ячейкой общества, в которой человек проводит большую часть своей жизни. Поэтому взаимоотношения в малой группе по возможности необходимо сделать гармоничными, приятными.

Вопросы 13: Дать понятие и характеристику коллективу.

Коллектив -это такая малая группа, которая соответствует ряду требований:

1. ставит перед собой сложные цели и успешно их достигает

2. в группе сложились хорошие человеческие отношения и моральные требования к выполняемой деятельности

3. в группе созданы оптимальные условия для личностного развития каждого с учетом индивидуальных особенностей

4. группа способна к творческой деятельности (организация КВН, вечеров, конференции)

Таким образом, малую группу можно назвать коллективом тогда, когда в ней сложились коллективистские отношения:

1. нравственные -взаимоотношения в группе строятся на основе соблюдения норм человеческой морали

2. ответственные -члены группы добровольно принимают на себя выполнение различных обязательств, не перекладывая их на плечи других людей

3. открытые -группа поддерживает доброжелательные отношения с членами других коллективов и с новичками, оказывая им возможную помощь

4. организованные -группа работает по плану, объективно оценивает каждого, исправляет недостатки

5. контактная -в группе сложились дружеские, доверительные взаимоотношения, проявляется эмоциональная отзывчивость на проблемы каждого члена группы

Вывод: Малой группе, как коллективу, не страшны кризисы, когда пересматриваются моральные ценности, условия работы, личностные качества. Люди благодарны своему коллективу и говорят о нем как об образце для подражания.

Вопрос 15: Дать понятие и характеристику видам конфликта.

Конфликт -это столкновение противоположных целей, интересов, мнений, взглядов.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - это такие слова, действия или поступки, которые ведут к появлению обиды, неприязни, нежелании общаться.

Один конфликтоген не может вызвать конфликт, для этого требуется их большое количество - эсколация. Эсколация возникает - на обидное слово собеседник старается еще более обидно, если спор не прекращается, то тогда возникает эсколация.

Виды конфликтов:

- конструктивные -нужные конфликты, так как они помогают выстроить взаимоотношения и принять обоснованное решение. Когда один не знает своих обязанностей, а другой завися от первого, терпит "бедствия".

- деструктивные -возникает на почве личной неприязни, поэтому препятствует эффективному взаимодействию, нарушает гармонию взаимоотношений.

- реалистические -вызваны не довольствием людей тем, как распределяются премии, призы, денежные средства, награды. Люди предъявляют друг другу требования, поэтому конфликты могут продолжать очень долго.

- не реалистические -имеют своей целью открытое выражение накопившихся обид, вражды, проявляется через агрессивное отношение к другому человеку и становится не средством достижения результата, а целью (громко накричать, хлопнуть дверью и уйти...).

Вопрос 16: Источники и причины конфликта.

В течении жизни человек вступает в отношения с самыми разными людьми. В процессе этих отношений возникают конфликты:

1. конфликт безысходности -выражается в том, что люди вовлечены в совместную деятельность (учеба), но проявляют друг к другу противоположные отношения. Причиной такого конфликта может быть разница интересов, успехов в деятельности, материального положения, социальных статусов.

 

Выход: разрыв отношений, чтобы избавиться от дальнейших обид.

2. конфликт неопределенности -между людьми складываются двойственные отношения. Такие взаимоотношения напрягают, делают деятельность неясной.

 

Выход: сплотить собеседников совместной деятельностью.

3. Фрустрация -состояние эмоционального психологического расстройства из-за переживания неудачи в достижении поставленной цели. Она проявляется через раздражение, тревогу, истерику, разочарование любимой деятельностью или любимым человеком. Фрустрация опасна тем, что вызывает глубокие стрессы и может перейти в депрессивное состояние, которое лечится медикаментозно.

4. конфликт влечения-боязни -человек к человеку испытывает смешанные сильные чувства, он не может определиться на каком отношении остановиться, поэтому одновременно стремится с ним общаться, но и боится его. Это доставляет второму серьезные неудобства, от которых страдает как он сам, так и совместная деятельность (Тайная влюбленность).

 

Выход: постоянное узнавание друг друга через беседы, совместную деятельность и т. д.

Вывод: Для решения различных конфликтов необходимо пользоваться правильными проверенными методиками. Однако, если они не работают, можно пригласить третьего человека ("судья"), который рассмотрит ситуацию со стороны, не проявит личной заинтересованности и поможет решить вопрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.