Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция общения в неофрейдизме

Модель "психоэнергетического человека".

Человек формируется в раннем детстве. При попытке разрешить конфликт между инстинктами и бескомпромиссной реальностью, в нём в этот период формируется эго - опосредующее звено между социальными ограничениями и инстинктом. Он находится в состоянии не только постоянного внутреннего, но и внешнего конфликта со своей группой и обществом, которые в свою очередь, возникают как результат воспроизводства либидных связей индивида со своими родителями. Семья служит прототипом для всех последующих социальных связей, а родители - прообразом будущего лидера. Социальные институты - средство защиты человека от его собственных агрессивных, враждебных, бессознательных импульсов. Его поведение детерминировано скорее генетически и исторически предшествующими условиями, нежели актуальной ситуацией. Оно регулируется распределением психической энергии в системе личности.

Теории, построенные на основе этой модели немногочисленны и не пользуются большим авторитетом.

Для социально-психологических теорий этой ориентации характерно выделение какого-либо одного аспекта фрейдистской или неофрейдистской концепции. Так, например, Бион рассматривает группу как аналог индивида и наделяет её поэтому собственными потребностями и мотивами (Ид), целями, механизмами их достижения (Эго) и пределами действий (Супер-Эго).

Идея о том, что индивид проецирует на группу свой опыт отношений в семье, лежит в основе трёхмерной теории межличностных отношений Шутца. Согласно этой теории типы отношений людей в группе могут быть классифицированы на основе 3 социальных потребностей: потребности к включению в социальную общность; потребности в контроле (жестом или словом) и потребности в положительной эмоциональной оценке (симпатии и любви). Атмосфера в группе зависит от способности и возможностей членов групп удовлетворять эти основные потребности.

 

_____________________________________________________________

Теория Шутца. Основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства.

Сущность теории раскрывается в четырёх постулатах:

1. наличие трёх межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Шутц: межличностные потребности во многом аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с её человеческим окружением. В том и другом случае возможен оптимальный вариант удовлетворения потребности и возможны отклонения в сторону "больше" или "меньше", что может приводить к соответствующим негативным последствиям.

2. сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют, по мнению Шутца, способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это постулат "относительно преемственности и непрерывности". Он воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Конкретной сферой приложения опыта детства оказываются межличностные отношения взрослого. Что конкретно понимает Шутц под постулированными им межличностными потребностями включения, контроля и любви. Включение - потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, т.е. это потребность быть включённым в группу.

По Шутцу в зависимости от характера удовлетворения потребности включения в детстве, взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению недостаточно социального поведения, сверхсоциального или социального поведения. Первый тип формируется опытом недостаточной интеграции в семье, второй - опытом чрезмерного включения в неё, а третий - идеальный тип соответствует адекватной интеграции. Первый тип характеризуется тенденцией к интраверсии. Сверсоциальный тип, напротив, постоянно в поиске контактов. Социальный тип - беспроблемный в межличностных отношениях.

Межличностная потребность в контроле относится к так называемому аспекту власти в межличностных отношениях. Шутц выделяет 3 типа поведения индивида в сфере контроля, обозначая их как "отказывающееся", "автократическое" и "демократическое". Первый тип отличается тенденцией к смирению и покорности. "Автократ" характеризуется тенденцией доминировать над другими. "Демократ" является идеальным типом, успешно решая проблемы межличностных отношений в сфере контроля.

Третья межличностная потребность - потребность построения тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется как потребность нравится и быть любимым. Выражения потребности любви может быть позитивными, либо негативными. Шутц выделяет 3 типа межличностного поведения, вытекающих из опытов детства. Неадекватные отношения родителей с ребёнком в эмоциональной сфере выливаются, по Шутцу, в недостаточно личностное или сверхличностное поведение, тогда как идеальные отношения в этой сфере приводят в результате к личностному поведению. В первом случае человек имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. "Сверхличностный тип", наоборот, желает тесных эмоциональных связей и пытается строить именно такие эмоциональные отношения.

Личностный тип может адекватно себя чувствовать и в тесных, и в дистантных эмоциональных отношениях.

3. третий постулат касается такого важнейшего феномена межличностных отношений, как совместимость. Определение совместимости дано на уровне здравого смысла: две личности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Постулат утверждает, что совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. Шутц предложил 3 возможных типа совместимости. В основу выделения типов положено соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из 3 сфер межличностных потребностей. 1 тип - совместимость, основанная на взаимном обмене. Максимум такой совместимости будет, когда сумма двух поведений у одной личности равен аналогичной сумме у другой личности. 2 тип - инициирующая совместимость - обнаруживается, когда проявления контроля, включённости и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. 3 тип - реципрокная совместимость - характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей.

4. четвёртый постулат касается группового развития. Шутц: каждая группа в своём становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви.

Хотя Шутц в своей концепции в ряде моментов модифицирует позицию ортодоксального фрейдизма (н-р, детские фрустрации, с его точки зрения, детерминируются не генетически, а опытом семейного воспитания), эта модификация не выводит его за пределы инстинктивизма и антиисторизма в подходе к межличностным отношениям. Как и у Фрейда, в теории Шутца неизменной системе внешних социальных условий противостоит статичная система внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребностей, реализуемых в сфере межличностных отношений.

_________________________________________________________

Причины малой популярности модели "психоэнергетического человека":

1. неопределённость терминов;

2. трудность их операционализации;

3. недоступность основных теоретических посылок для традиционных форм эмпирической проверки;

4. эта модель не смогла выполнить свою функцию, поскольку требовала возврата к старым, уже изжившим себя представлениям о мистически верных источниках энергии, детерминирующих якобы тип социальных связей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка проблем общения в рамках необихевиоризма | Символический интеракционизм и проблема общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.