Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика человеческих коммуникаций




Именно в условиях человеческих коммуникаций возможно возникновение специфически психологических коммуникативных барьеров. Причём эти барьеры могут быть социально-психологическими (вследствие разности культур) и индивидуально-психологическими (индивидуальные особенности личности, отношения между партнёрами). Коммуникативные барьеры могут быть смысловыми (непонимание значения), эмоциональными (отрицательные эмоции), тактическими (человек не выключается из общения в отличие от первых двух видов барьеров, просто у него выработалась особая тактика, установка и он не реагирует на обстановку, обратная связь как бы идёт на пролом).

Коммуникативные позиции делятся на:

групповые;

индивидуальные или личностные.

При групповых обследованиях большое значение имеет изучение коммуникативных структур в группе. Парыгин Борис Дмитриевич даёт такую классификацию:

а) централизованные коммуникативные сети

                       
   
   
     
         
 
 
 

б) нецентрализованные коммуникативные сети

       
 
   
 

 

 

Человек занимающий центральную позицию в передаче информации называется коммуникативным лидером. Он может совпадать, а может и не совпадать с официальным лидером, с социометрическим лидером, с лидером - эрудитом.

С точки зрения организации группы, результатов деятельности может отдаваться предпочтение или а), или б) (в зависимости от условий деятельности). Для творческой группы лучше б).

Эффективность коммуникативной структуры группы зависит также от уровня развития группы. На начальных этапах развития группы лучше а). Помимо коммуникативного лидера, можно выделить несколько индивидуальных внутригрупповых коммуникативных позиций:

а)коммуникативный лидер;

б) "сторож"

 
 

 

Он занимается первичной переработкой информации и затем передаёт её дальше (н-р, деятельность секретаря какой-либо организации, его функция: снижение информационной перегрузки);

в) "связной" - как бы связывает коммуникативные структуры двух групп, но не принадлежит ни одной из них

 

 

"связной"

 

 
 

 

 

(н-р, секретарь организации, куратор студенческой группы);

г) "космополит" - индивид, который чаще других взаимодействует со внешней средой. (Н-р, староста студенческой группы, а в больших коллективах - люди, находящиеся в основании пиромидальной структуры группы)

       
   
 

 

Индивидуальные коммуникативные позиции.

Концепция американского психотерапевта Эрнеста Берне: в каждой личности одномоментно существуют 3 коммуникативной позиции:

позиция ребёнка или детская позиция;

позиция взрослого человека;

позиция родителя.

 

Хорошая социальная адаптация личности обеспечивается за счёт наличия всех этих 3 позиций и умения человека гибко переходить от одной к другой в зависимости от ситуации.

Каждая позиция имеет и негативные и позитивные стороны:

1. Положительное: некоторая раскованность в поведении, импульсивность, жизнерадостность, любопытство, спонтанные творческие порывы. Отрицательное: неуверенность, несдержанность, беспомощность, робость, пугливость.

2. Положительное: трезвость в оценках, логичность, умение контролировать себя, здоровый прагматизм. Отрицательное: недостаток спонтанности в поведении, недооценка эмоциональных моментов, некоторый скептицизм.

3. Положительное: уверенность в себе и в своей правоте, покровительство по отношению к другим, снисходительность, защита слабого. Отрицательное: консерватизм, авторитарность, дидактизм (стремление поучать), сознание собственного превосходства.

 

Бывают ситуации, когда коммуникативные позиции фиксируются и переходна другие позиции нежелателен.

Иногда бывают ситуации, когда стимул посылается не к той позиции, с которой он направляется. Это приводит либо к эмоциональным ограничениям, либо к формализации, либо к конфликту (если позиции взаимно противоположны).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.