КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие в конфликтной ситуации
Наличие конфликтной ситуации не означает, что взаимодействие людей будет развиваться по какой-то единой схеме. В процессе анализа можно выделить, по крайней мере, 3 направления, каждое из которых будет определять специфику развития отношений между участниками конфликтной ситуации:[10] 1. уход от ситуации; 2. отношение "переговоров" или "торга"; 3. собственно конфликтные отношения, связанные с борьбой, конфронтацией сторон, со стремлением непременно получить максимум желаемого. Целесообразно выделить 3 фазы, стадии или этапа, определяющие развитие отношений в конфликтной ситуации: 1. определение, осознание участниками ситуации как конфликтной, по крайней мере, одним из участников взаимодействия. Таким образом, под конфликтной ситуацией будет пониматься конкретное воплощение в ситуацию взаимодействия "лицом к лицу" конфликтного состояния данной системы диадических отношений, воспринятого или осознанного как таковое по крайней мере одним из участников этих отношений; 2. выбор "стратегии", структурирующей ход взаимодействия в конфликтной ситуации. Здесь в самой общей форме можно говорить о 3 уже упомянутых направлениях поведения: а.) конфликтная ситуация будет элиминирована (исключена, устранена) за счёт распада системы; б.) Каждая из сторон получает всё, к чему она стремится, но ту часть, которая способна удовлетворить её в какой-то мере; в.) каждая из сторон с помощью всех имеющихся у неё средств действует таким образом, чтобы получить максимум желаемого. 3. выбор действия в рамках общей "стратегии" взаимодействия. На этой стадии выясняется, какая из сторон достигнет цели. Внутриличностные показатели конфликтной ситуации: 1. конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы, внутреннее восприятие того, что ситуация может угрожать безопасности одной из сторон взаимодействия. Многие авторы указывают, что общение угрозы есть свидетельство восприятия ситуации как конфликтной; 2. понимание, осознание или знание о несовместимости потенциальных будущих позиций при интенсивном стремлении занять позицию, не совместимую с воспринимаемыми интересами другого; 3. превышение уровня личностной толерантности (терпимости) к фрустрации. Описанные внутриличностные показатели конфликтности ситуации могут присутствовать в ходе взаимодействия отдельно или в определённых сочетаниях. Выделяют конфликты: 1. реалистические столкновения между людьми происходят по поводу требований или ожиданий. Они рассматриваются людьми как средство достижения специфической цели, средство, которое можно будет оставить, если удастся найти другое, более эффективное; 2. нереалистические - возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта, они не имеют функциональных альтернатив в смысле средств, поскольку они не направлены на достижение конкретного результата. Существует предположение, что осознание или восприятие ситуации как конфликтной сопровождается целым рядом эмоциональных переживаний, которые являются специфичными: это повышенная тревожность, страх, враждебные реакции, желание сопротивляться, предубеждённость, агрессивность и т.п. Подобного рода реакции составляют эмоциональный фон, характерный для всего процесса взаимодействия в конфликтной ситуации, однако на каждой стадии развития отношений эти реакции выполняют свою функцию, т.е. значимость их различна: 1. на 1 стадии конфликтной ситуации эти реакции, во-первых, окрашивая соответствующим образом поведение участников взаимодействия, позволяет сигнализировать другому, что ситуация воспринимается как конфликтная; во-вторых, выполняют мобилизационную функцию для того, кто их испытывает.
Факторы, определяющие выбор типа взаимодействия в конфликтной ситуации. Общее направление взаимодействия, тип структурирования отношений проявляется и намечается не сразу. Ему предшествуют своего рода "пробные", шаги - обмены действиями, дающие возможность обеим сторонам собрать о другом хотя бы минимум информации, позволяющей соотнести собственные ресурсы и возможности с соответствующими характеристиками другого и на этом основании принять ту или иную линию поведения. Перед обоими участниками взаимодействия стоит проблема: отделить реальные личностные ресурсы от демонстрируемых. Результат соотнесения своих и чужих ресурсов - одна из важных детерминант выбора общего направления для взаимодействия. Эмоциональное состояние участников взаимодействия также могут стать важным фактором, определяющим направление развития взаимодействия. К выбору той или иной стороны конфликтного поведения могут привести реакции враждебности, агрессивности, вышедшие из-под контроля человека, а также его ригидность, обусловливающая невозможность уступок. Однако конфликт не обязательно ведёт к конфликтному взаимодействию и может вызвать и иной тип взаимодействия, переговорный. "Стратегия переговоров будет, по-видимому, выбрана участниками взаимодействия при следующих условиях: 1. если ресурсы обоих сторон оцениваются как равные или как примерно равные; 2. если враждебные и агрессивные реакции у каждого из участников взаимодействия не превышают того предела, до которого они выполняют только мобилизационную функцию. Если же в конфликтной ситуации одна из сторон убеждается в том, что её ресурсы практически так невелики, что ни борьба, ни переговоры не могут быть приняты в качестве общего направления поведения, она может просто выйти из системы взаимодействия.
[1] Психология. Словарь - М., 1990. - С. 244 [2] В.С. Мухина. Детская психология. - М., 1985. - С. 30 [3] М.И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - С. 18 [4] Психологический словарь. - М., 1983. - С. 74 [5] Социальная психология. - М., 1975. - С. 157-158 [6] Г.М. Андреева. Социальная психология. - М., 1988. - С. 91. [7] П.Н. Шихирев "Современная социальная психология США". - М., Наука, 1979 [8] Г.М. Андреева "Социальная психология", МГУ, 1980. [9] П.Б. Филонов "Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности" в кн. "Психология проблемы совместной регуляции поведения"., М., 1976. [10] "Психология проблемы совместной регуляции поведения", Москва, 1976.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |