КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1 Введение в психологию общения
Ольга Юрьевная Гроголева 1. Куницина В. Н. «Межличностное общение» (на ящик) 2. Чернова, Слотина «Психология общения» 3. Леонтьев «Психология общения» 4. Андреева
Причины повышения внимания к психологии общения: 1) Развитие современных средств связи; 2) В процессе общения происходит формирование и развитие различных психических и личностных свойств человека (т.е. психика и личность формируется в ходе общения; без общения развитие полноценной психики ребенка невозможно); 3) Рыночная система отношений в современном обществе (мы все некоторое время назад разделились на два класса – продавцов и покупателей);
«Быть одному можно, оставаться одному нельзя» Быть одному можно и полезно иногда; однако одиночество – это самая большое несчастье (особенно для подростка).
«Человек лучшая книга» Притча общения с Богом. Ад – это работа рядом друг с другом, но против друг друга. Рай – напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения друг с другом. Ад и Рай – устроены одинаково; разница внутри нас.
Психология общения – это раздел социальной психологии, предметом которого является специфика процессов общения. Психология общения изучает: 1) Закономерности общения и взаимодействия людей; 2) Роль общения в системе межличностных отношений; Разделы: - общая характеристика (понятия, функции, разновидности общения, роль общения в развитии личности); - структура общения; - личность в процессе общения (личностные характеристики, особенности, например, манипуляция)
Прикладное значение психологии общения (значение в практической деятельности психолога): 1) Психологическое консультирование (особенно важна информация про активное слушание) 2) Психологическая коррекция; 3) Конфликтология (околопсихологическое направление), здесь обсуждаются конфликты межличностного общения; 4) Психотерапия семейных отношений (групповая форма работы); 5) Основы социально-психологического тренинга;
План лекции: 1. Общение как метапсизхологическая категория психологии. 2. Функции и виды общения 3. Развитие общения в онтогенезе 4. Структурный анализ процесса общения Общение как метапсизхологическая категория психологии Категория – это наиболее общие, фундаментальные понятия, определения, охватывающие существенные свойства и отношения изучаемых явлений. - это предельные понятия, не выводимые з других и несводимые к другим.
Существуют: Базисные категории: образ, мотив, действие, отношение, индивид Метапсхологические категории: сознание, личность, деятельность, общение.
Взаимосвязь категорий «общение» и «деятельность» Существуют 3 альтернативные точки зрения на природу общения в психологии: 1. Общение и деятельность – как две разные категории (Буева Л. П., Б. Ф. Ломов) Б. Ф. Ломов: деятельность – это субъект-объектная активность, т.е. субъект оказывает влияние на объект. Общение – это субъект-субъектное взаимодействие, где один субъект оказывает влияние на другое (т.е. два живых существа) 2. Общение – это вид деятельности (Ананьев Б. Г., Леонтьев А. А., Бодалев). Общение по своей структуре совпадает со структурой деятельности: средства (в деятельности - инструменты; в общении – вербальные/невербальные реакции), продукт (в деятельности - материальный результата; в общении – коррекция мнения о себе, чувства, эмоции), мотивация. 3. Общение – сторона совместной деятельности (Андреева Г. М.), т.о. общение м.б. самостоятельной формой активности (женщина после декретного общества хочет общаться) и сопровождать другие виды деятельности. Это наиболее верная точка зрения.
Общение (А. В. Петровский) – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Общение включает в себя: ü Восприятие и понимание людьми друг друга; ü Обмен информацией (познавательного и эмоционального характера); ü Выработку единой стратегии взаимодействия;
Специфика общения (т.е. отличие от коммуникаций): 1) Общение – это двунаправленный процесс, в отличие от коммуникации, который обязательно предполагает обратную связь); 2) Общение предполагает обмен не только познавательной, но и эмоциональной информацией, которая передается прежде всего с помощью невербальных средств. 3) Общение предполагает активность каждого участника. Общающиеся по очереди действуют и воспринимают действия друг друга. 4) Каждый участник общения выступает как личность и субъект, которые всегда находятся в определенном состоянии. Функции и виды общения Классификация Ломова Б. Ф. Функции: 1. Информационно-коммуникативная – общение обеспечивает процесс приема и передачи информации. 2. Регуляционно-коммуникативная – связана со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности. 3. Аффективно-коммуникативная – удовлетворение потребностей в изменении своего эмоционального состояния.
Классификация Брудного А. Функции: 1. Инструментальная – необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; 2. Синдикативная – организация и поддержка межличностных отношений в малых и больших группах; 3. Трансляционная – необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности; 4. Самовыражение – ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.
Помимо перечисленных функций можно выделить другие (Е. И. Рогов и др.): 1. Эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и состояний; 2. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера; Самый эффективны способ влияния – подражание; мягкое влияние – просьба, убеждение; 3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность утвердиться в своем существовании. Повседневный опыт изобилует процедурами подтверждения - ритуалы знакомства, приветствие, оказание знаков влияния. Они удовлетворяют базовую потребность человека в признании. 4. Формирующая – проявляется в роли общения в процессе развития в психике человека и его становления как личности (социализация); 5. Внутриличностная – реализуется во внутреннем диалоге личности с самой собой, благодаря которому личность принимает определенные решения и совершает поступки; 6. Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;
Виды общения: 1. По содержанию: 1) Материальное – обмен предметами (например, подарки); 2) Когнитивное – обмен знаниями; 3) Мотивационное – обмен побуждениями; 4) Кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями; 5) Деятельностное – обмен способами действий (иными словами, научить кого-то что-то делать); 2. По целям: 1) Биологическое – общение, направленное на поддержание и сохранение организма (имеются ввиду животные, дети); 2) Социальное общение – направлено на укрепление межличностных контактов и личностный рост индивида; 3. По средствам: 1) Непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов, данных от природы J обязательным условием является непосредственное восприятие партнера по общению; 2) Опосредованное – общение связанное с использование технических средств (письмо, телефон) и орудий (вещи, которые несут информацию о желаниях человека) 4. По наличию посредников: 1) Прямое – непосредственное взаимодействие двух людей; 2) Косвенное общение – общение через посредников (информация передается через третье лицо); 5. По ситуации общения: 1) Личностное (иначе – межличностное) – общение, направленное на решение проблем внутреннего психологического характера. Доминируют эмоциональные оценки, т.е. симпатии/антипатии. 2) Деловое – общение, которое включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности; Основная цель – это получение результата, поэтому эмоциональные оценки здесь бесполезны. 3) Инструментальное – сопровождает другие виды деятельности (игра, учеба, труд). 4) Целевое – общение ради удовлетворения потребности в общении. Общение – сама цель. 6. По степени равноправия партнеров по общению: 1) Императивное – общение, при котором оказывается авторитарное воздействие на личность другого человека; Считается императивное общение субъект-объектным, т.е. другой человек воспринимается исключительно как объект. 2) Манипулятивное – это скрытое от партнера достижение собственной цели, путем использования другого человека. Отличие от императивного общения – партнер не догадывается о цели. 3) Диалогическое общение – субъект-субъектное равноправное взаимодействие партнеров по общению; доверительное общение, когда люди не закрываются, проявляют искренность, естественность, доброжелательность → может состояться диалог. Роль и развитие общения в ходе онтогенезе Факторы, доказывающие важнейшую роль общения в развитии психики: 1) «Дети-маугли», которые воспитываются в сообществах животных. Если их находят в 10-14 лет → ребенок уже не сможет адаптироваться к жизни в человеческом обществе; у них можно развить навыки (держать ложку). 2) Госпитализм («потолочные-дети») Рене Спиц в 1945 г. «дети в приюте становятся грустными и от грусти умирают»; у них наблюдается задержка речи, физического развития, психические особенности – депрессии, замкнутость, бессонница, апатичность и т.д. Явление госпитализма – синдром патологии детского психического и личностного развития. Возникает в результате отделения младенца от матери и его ранней госпитализации. 3) Роль общения мамы с ребенком в раннем младенческом возрасте (эксперимент Г. Харлоу)
Проблемой развития общения занималась Лисина Майя Ивановна: «Проблемы онтогенеза общения» Ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на втором месяце жизни. Это проявляется в возникновении «комплекса оживления». Если присутствие позволяет определить наличие у ребенка потребности в общении. Комплекс оживления – эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, его действия, включающая следующие компоненты: 1) Общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2) Использование крика, плача для привлечения к себе, т.е. возникновение инициативы общения; 3) Обильные вокализации во время общения с матерью; 4) Реакция улыбки;
Существует ряд факторов, благоприятствующих развитию общения: · Органические нужды ребенка · Потребность во впечатлениях. Эта потребность является врожденной. Внешние впечатления необходимы для нормального развития нервно-мозговых структур. Взрослый – это самый богатый источник разнообразных впечатлений · Опережающая инициатива взрослого. Взрослый авансом относится к ребенку как к личности (считается, что ребенок становится личностью в 3 года). Т.н. «зона ближайшего развития» · Условия воспитания ребенка – семья или детское учреждение
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |