Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 Введение в психологию общения




Ольга Юрьевная Гроголева

1. Куницина В. Н. «Межличностное общение» (на ящик)

2. Чернова, Слотина «Психология общения»

3. Леонтьев «Психология общения»

4. Андреева

 

Причины повышения внимания к психологии общения:

1) Развитие современных средств связи;

2) В процессе общения происходит формирование и развитие различных психических и личностных свойств человека (т.е. психика и личность формируется в ходе общения; без общения развитие полноценной психики ребенка невозможно);

3) Рыночная система отношений в современном обществе (мы все некоторое время назад разделились на два класса – продавцов и покупателей);

 

«Быть одному можно, оставаться одному нельзя»

Быть одному можно и полезно иногда; однако одиночество – это самая большое несчастье (особенно для подростка).

 

«Человек лучшая книга»

Притча общения с Богом.

Ад – это работа рядом друг с другом, но против друг друга.

Рай – напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения друг с другом.

Ад и Рай – устроены одинаково; разница внутри нас.

 

Психология общения – это раздел социальной психологии, предметом которого является специфика процессов общения.

Психология общения изучает:

1) Закономерности общения и взаимодействия людей;

2) Роль общения в системе межличностных отношений;

Разделы:

- общая характеристика (понятия, функции, разновидности общения, роль общения в развитии личности);

- структура общения;

- личность в процессе общения (личностные характеристики, особенности, например, манипуляция)

 

Прикладное значение психологии общения (значение в практической деятельности психолога):

1) Психологическое консультирование (особенно важна информация про активное слушание)

2) Психологическая коррекция;

3) Конфликтология (околопсихологическое направление), здесь обсуждаются конфликты межличностного общения;

4) Психотерапия семейных отношений (групповая форма работы);

5) Основы социально-психологического тренинга;

 

План лекции:

1. Общение как метапсизхологическая категория психологии.

2. Функции и виды общения

3. Развитие общения в онтогенезе

4. Структурный анализ процесса общения

Общение как метапсизхологическая категория психологии

Категория – это наиболее общие, фундаментальные понятия, определения, охватывающие существенные свойства и отношения изучаемых явлений.

- это предельные понятия, не выводимые з других и несводимые к другим.

 

Существуют:

Базисные категории: образ, мотив, действие, отношение, индивид

Метапсхологические категории: сознание, личность, деятельность, общение.

 

Взаимосвязь категорий «общение» и «деятельность»

Существуют 3 альтернативные точки зрения на природу общения в психологии:

1. Общение и деятельность – как две разные категории (Буева Л. П., Б. Ф. Ломов)

Б. Ф. Ломов: деятельность – это субъект-объектная активность, т.е. субъект оказывает влияние на объект. Общение – это субъект-субъектное взаимодействие, где один субъект оказывает влияние на другое (т.е. два живых существа)

2. Общение – это вид деятельности (Ананьев Б. Г., Леонтьев А. А., Бодалев). Общение по своей структуре совпадает со структурой деятельности: средства (в деятельности - инструменты; в общении – вербальные/невербальные реакции), продукт (в деятельности - материальный результата; в общении – коррекция мнения о себе, чувства, эмоции), мотивация.

3. Общение – сторона совместной деятельности (Андреева Г. М.), т.о. общение м.б. самостоятельной формой активности (женщина после декретного общества хочет общаться) и сопровождать другие виды деятельности. Это наиболее верная точка зрения.

 

Общение (А. В. Петровский) – сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

 

Общение включает в себя:

ü Восприятие и понимание людьми друг друга;

ü Обмен информацией (познавательного и эмоционального характера);

ü Выработку единой стратегии взаимодействия;

 

Специфика общения (т.е. отличие от коммуникаций):

1) Общение – это двунаправленный процесс, в отличие от коммуникации, который обязательно предполагает обратную связь);

2) Общение предполагает обмен не только познавательной, но и эмоциональной информацией, которая передается прежде всего с помощью невербальных средств.

3) Общение предполагает активность каждого участника. Общающиеся по очереди действуют и воспринимают действия друг друга.

4) Каждый участник общения выступает как личность и субъект, которые всегда находятся в определенном состоянии.

Функции и виды общения

Классификация Ломова Б. Ф. Функции:

1. Информационно-коммуникативная – общение обеспечивает процесс приема и передачи информации.

2. Регуляционно-коммуникативная – связана со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности.

3. Аффективно-коммуникативная – удовлетворение потребностей в изменении своего эмоционального состояния.

 

Классификация Брудного А. Функции:

1. Инструментальная – необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

2. Синдикативная – организация и поддержка межличностных отношений в малых и больших группах;

3. Трансляционная – необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности;

4. Самовыражение – ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.

 

Помимо перечисленных функций можно выделить другие (Е. И. Рогов и др.):

1. Эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и состояний;

2. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера; Самый эффективны способ влияния – подражание; мягкое влияние – просьба, убеждение;

3. Функция подтверждения – в процессе общения человек получает возможность утвердиться в своем существовании. Повседневный опыт изобилует процедурами подтверждения - ритуалы знакомства, приветствие, оказание знаков влияния. Они удовлетворяют базовую потребность человека в признании.

4. Формирующая – проявляется в роли общения в процессе развития в психике человека и его становления как личности (социализация);

5. Внутриличностная – реализуется во внутреннем диалоге личности с самой собой, благодаря которому личность принимает определенные решения и совершает поступки;

6. Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

 

Виды общения:

1. По содержанию:

1) Материальное – обмен предметами (например, подарки);

2) Когнитивное – обмен знаниями;

3) Мотивационное – обмен побуждениями;

4) Кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями;

5) Деятельностное – обмен способами действий (иными словами, научить кого-то что-то делать);

2. По целям:

1) Биологическое – общение, направленное на поддержание и сохранение организма (имеются ввиду животные, дети);

2) Социальное общение – направлено на укрепление межличностных контактов и личностный рост индивида;

3. По средствам:

1) Непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов, данных от природы J обязательным условием является непосредственное восприятие партнера по общению;

2) Опосредованное – общение связанное с использование технических средств (письмо, телефон) и орудий (вещи, которые несут информацию о желаниях человека)

4. По наличию посредников:

1) Прямое – непосредственное взаимодействие двух людей;

2) Косвенное общение – общение через посредников (информация передается через третье лицо);

5. По ситуации общения:

1) Личностное (иначе – межличностное) – общение, направленное на решение проблем внутреннего психологического характера. Доминируют эмоциональные оценки, т.е. симпатии/антипатии.

2) Деловое – общение, которое включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности; Основная цель – это получение результата, поэтому эмоциональные оценки здесь бесполезны.

3) Инструментальное – сопровождает другие виды деятельности (игра, учеба, труд).

4) Целевое – общение ради удовлетворения потребности в общении. Общение – сама цель.

6. По степени равноправия партнеров по общению:

1) Императивное – общение, при котором оказывается авторитарное воздействие на личность другого человека; Считается императивное общение субъект-объектным, т.е. другой человек воспринимается исключительно как объект.

2) Манипулятивное – это скрытое от партнера достижение собственной цели, путем использования другого человека. Отличие от императивного общения – партнер не догадывается о цели.

3) Диалогическое общение – субъект-субъектное равноправное взаимодействие партнеров по общению; доверительное общение, когда люди не закрываются, проявляют искренность, естественность, доброжелательность → может состояться диалог.

Роль и развитие общения в ходе онтогенезе

Факторы, доказывающие важнейшую роль общения в развитии психики:

1) «Дети-маугли», которые воспитываются в сообществах животных. Если их находят в 10-14 лет → ребенок уже не сможет адаптироваться к жизни в человеческом обществе; у них можно развить навыки (держать ложку).

2) Госпитализм («потолочные-дети»)

Рене Спиц в 1945 г. «дети в приюте становятся грустными и от грусти умирают»; у них наблюдается задержка речи, физического развития, психические особенности – депрессии, замкнутость, бессонница, апатичность и т.д. Явление госпитализма – синдром патологии детского психического и личностного развития. Возникает в результате отделения младенца от матери и его ранней госпитализации.

3) Роль общения мамы с ребенком в раннем младенческом возрасте (эксперимент Г. Харлоу)

 

 

Проблемой развития общения занималась Лисина Майя Ивановна: «Проблемы онтогенеза общения»

Ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на втором месяце жизни.

Это проявляется в возникновении «комплекса оживления». Если присутствие позволяет определить наличие у ребенка потребности в общении.

Комплекс оживления – эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, его действия, включающая следующие компоненты:

1) Общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

2) Использование крика, плача для привлечения к себе, т.е. возникновение инициативы общения;

3) Обильные вокализации во время общения с матерью;

4) Реакция улыбки;

 

Существует ряд факторов, благоприятствующих развитию общения:

· Органические нужды ребенка

· Потребность во впечатлениях. Эта потребность является врожденной. Внешние впечатления необходимы для нормального развития нервно-мозговых структур. Взрослый – это самый богатый источник разнообразных впечатлений

· Опережающая инициатива взрослого. Взрослый авансом относится к ребенку как к личности (считается, что ребенок становится личностью в 3 года). Т.н. «зона ближайшего развития»

· Условия воспитания ребенка – семья или детское учреждение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.