Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы общения

Лисина в ходе развития ребенка выделяет 4 основные формы общения:

1. Ситуативно-личностное общение – взрослый нужен для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в доброжелательном общении взрослого (до 1 года).

2. Ситуативно-деловое общение – общение со взрослым вплетается в предметно-манипулятивную деятельность детей. Взрослый выступает как помощник, организатор и участник предметной деятельности (1-3 лет).

3. Внеситуативно-познавательное общение – форма общения, в которой взрослый выступает источником информации о мире (возраст «почемучек»). Взрослый – это эрудит, партнер по обсуждению важных для ребенка вопросов. (3-4 года).

4. Внеситуативно-личностное общение – общение на фоне познании ребенком социального мира. Взрослый – личность, обладающая знаниями о социальных нормах и старший друг. (5-6 лет).

Структурный анализ процесса общения

Деятельностный подход (компоненты):

1. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена. Т.о. это два человека (или более).

2. Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение:

Ø Быть индивидуальностью (юношеский возраст, кризис идентичности) – стремление услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности;

Ø Потребность в престиже – удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов личность получает признание, восхищение, положительные оценки окружающих;

Ø Потребность в доминировании (Альфред Адлер, уч. Фрейда) – это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение людей разными способами;

Д. Верофф уточнил это понятие – стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми

Ø Потребность в покровительстве или заботе – проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение;

Ø Потребность в помощи – предполагает готовность партнера принять помощь (также м.б. невротической);

Ø Потребность в самопознании;

Ø Мотив аффилиации (от англ. to affiliate – присоединять) – в 1938 г. Мюррей: «стремление заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям, жить вместе с ними. Любить и присоединяться к группе»

3. Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения.

Цели м.б. очень разные, они напрямую связаны с мотивацией (передача и получение знаний, координация, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение, мотивирование собеседника и др.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1 Введение в психологию общения | Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.