Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья и брак. 3 страница




3. Теперь остановимся на соотношении свойств между субъектом и объектом, влияющем на симпатию. В наибольшей степени изучено влияние на влечение к другому человеку степени сходства или различия установок с ним. Полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку. Предпочтение сходных по максимальному числу критериев может быть связано с желанием "гарантировать" себе хорошее отношение со стороны партнера. Большинство людей предполагает при этом, что чем больше сходство между ними и партнером, тем больше оснований ожидать с его стороны принятия и тем меньше соответственно оснований бояться его. Кроме того, похожий человек более понятен и, следовательно, предсказуем. Можно предположить, что предпочтение сходных людей связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопасность и комфортность общения. Это подтверждают и исследования, показавшие, что в ситуации уверенности в положительной оценке со стороны других лиц резко увеличивается предпочтение общаться с представителями похожей социально-демографической группы. Следовательно, в ситуации психологической безопасности действенность принципа сходства снижается, увеличивается тенденция к общению с непохожими по взглядам людьми, что с точки зрения развития человека является безусловно предпочтительным.

4. Эмоциональные отношения также определяются характеристиками самого процесса взаимодействия, общения партнеров. Наибольшее влияние на развитие эмоциональных отношений оказывает пространственная близость между участниками общения. Огромный массив данных свидетельствует о том, что чем меньше расстояние между субъектом и объектом, с тем большей вероятностью возникает симпатия между ними. Показано, например, что взаимная симпатия между членами учебных групп (школьных, студенческих, курсантов военных училищ и т.д.) существенным образом зависит от того, насколько близко они сидят во время занятий, как расположены их койки в общежитии и т.д. Пространственная близость с другим человеком облегчает получение информации о нем и повышает вероятность взаимодействия с ним. Увеличение частоты взаимодействия повышает вероятность возникновения симпатии. Необходимо отметить, что фактор пространственной близости оказывает такое большое влияние на эмоциональные отношения лишь на самых первых этапах развития общения. Весьма важной особенностью взаимодействия людей является его конкурентный и кооперативный характер. Многочисленные данные убедительно свидетельствуют, что сотрудничество способствует росту, а конкуренция - снижению уровня симпатии. Здесь наиболее известен эксперимент М. Шериф и К. Шериф. Они поместили подростков в соперничающие отряды (эксперимент проходил в летнем лагере для мальчиков) и добились высокой сплоченности внутри каждой группы. Но одновременно они получили исключительно высокий уровень межгрупповой враждебности, причем, объектом негативного отношения выступала не только группа "противника " в целом, но и каждый из ее членов.

Еще Аристотель говорил, что люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них. Можно сказать, что симпатия возникает в ответ на положительные действия (услуги, положительную оценку и т.д.), неприязнь - в ответ на негативные. Кстати, в многочисленных экспериментах выявлен интересный факт. Субъекты, дающие человеку даже с его точки зрения завышенную оценку, воспринимаются им в целом более позитивно, чем дающие адекватную оценку. Первым приписывается больший уровень "понимания", чем вторым, с ними больше хотят взаимодействовать и т.д.

Но оказывается, симпатия возникает не только у того, кто получил помощь, но и у того, кто ее оказал, причем, величина симпатии во втором случае значительно больше, чем в первом. Перефразируя Карнеги, можно сказать, что, для того, чтобы понравиться другому человеку, важно не столько оказывать услуги ему, сколько сделать так, чтобы он оказывал или думал, что оказывает услуги тебе.

Таким образом, мы рассмотрели причины, способствующие появлению симпатии в паре. Ведущую роль среди них играет самооценка, внешность, социально-демографические характеристики объекта, сходство членов пары по этим же характеристикам, сходство систем социальных установок и ценностных ориентаций, пространственная близость. Но не все обнаруженные причины симпатии действенны лишь в определенном диапазоне условий и в сочетании с другими переменными. Так что всеобъемлющей формулы возникновения симпатии нет. Связано это с тем, что человеческое общение, будучи объективно детерминированным, определяется еще и волей его участников, их желаниями, выбором определенного стиля поведения и другими, непредсказуемыми, зависящими только от них самих параметрами.

 

5.3. Динамика любви

Возникновение симпатии - это только самый первый этап в развитии эмоциональных отношений. Нам необходимо понять, какие сочетания внешних и внутренних условий заставляют отношения продвигаться вперед, чем определяется сохранение или исчезновение чувства симпатии уже не на первых, а на последующих этапах развития отношений.

С этой точки зрения интересна так называемая концентрация фильтров. Согласно этой концепции отношения проходят в своем развитии ряд своеобразных фильтров. Причем, условия, поддерживающие любовь на каждом этапе (фильтре), различны. Кроме того, одни и те же факторы могут на одном этапе оказывать положительное воздействие - подкреплять любовь, на другом этапе - отрицательное воздействие или действовать в сочетании с какими-либо другими факторами, или не действовать вовсе. Если пара не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются вынуждено. Положительные же чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются наприязнью и враждебностью. Важно отметить, что продвижение через фильтры является следствием активности самих членов пары, без их целенаправленных действий отношения развиваться не могут.

Характеристика фильтров, последовательное преодоление которых необходимо для развития и продолжения эмоциональных отношений

I фильтр - это этап возникновения симпатии, выбор партнера.

Мы уже описали этот этап. Фактически на этом этапе взаимодействия между партнерами нет. Симпатия формируется как индивидуальное, а не диадическое явление, практически не зависящее от воли и действий субъекта. Стимулом для влечения представляет объект, обладающими определенными характеристиками (внешность, профессия и т.д.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации и состояния и свойств самого субъекта.

II фильтр - заключается в требовании определенного уровня сходства между собой и партнером.

Мы видели, что принцип сходства действует и в начальный период знакомства как основание для выбора партнера. Но сходство является и одним из важнейших условий поддерживания отношений. Однако доминирующий характер сходства установок для продолжения отношений - явление временное. Начиная с определенного периода (обычно после нескольких месяцев общения) степень сходства между партнерами, по крайней мере установок, перестает оказывать существенное влияние на их эмоциональные отношения. Можно предположить, что основной задачей, решаемой субъектом при прохождении первых двух фильтров, является задача обеспечения психологической безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации, гарантирующий ему определенный уровень принятия со стороны партнеров по общению.

III фильтр - требует возможности включения членов пары в совместную деятельность, ролевого соответствия между ними, сочетания личностных и поведенческих характеристик членов пары.

Относительно сочетания личностных свойств, которое являлось бы условием стабильного продуктивного общения, выдвигались различные гипотезы. Так, Р. Винчем был выдвину принцип дополнительности потребностей, согласно которому условием стабильного взаимодействия является только сочетание систем потребностей двух людей, при котором удовлетворение потребности одного будет одновременно и удовлетворением потребности другого. Примером такого дополнения могут служить потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. Это предположение было подтверждено в некоторых исследованиях, но далеко не во всех. Достаточного подтверждения не получила ни одна гипотеза. По мнению Л.Я. Гозмана дело в том, что продуктивное сотрудничество и участие в совместной деятельности возможно не при одном, а при самых различных сочетаниях личностных характеристик членов пары. Таким образом, третий фильтр - ролевое соответствие - носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер. Поэтому возможности прогноза его происхождения весьма ограничены. Здесь проявляется тот факт, что по мере развития отношений они все более индивидуализируются, оснований же для формирования общих для всех пар закономерностей становится меньше.

Говоря о длительно существующих отношениях мы можем выделить детерминанты лишь самого общего порядка, такие как общее или сходное мироощущение. Оно не только обеспечивает сотрудничество в рамках какой-либо совместной деятельности, но облегчает возможность совместного решения важнейших жизненных проблем. Итак, эмоциональные отношения в своем развитии проходят через систему фильтров, которые характеризуются все большим "учетом" внутреннего мира другого человека. Партнер воспринимается вначале как объект, носитель определенных свойств, и лишь потом формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается общая (совместная) картина мира ("муж и жена - одна сатана"). По мере развития отношений их детерминация все более индивидуализируется, четкие и более или менее общие для всех связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

 

5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений

Проблема стабилизации эмоциональных отношений стоит в практическом плане значительно более остро, чем проблема их возникновения. Если с романтическими переживаниями сталкивается подавляющее большинство людей, причем многие неоднократно, то длительное сохранение любви встречается куда реже. На уровне обыденного сознания исключительно распространены даже представления о принципиальной невозможности сохранения высокого уровня любви, о неизбежности ее исчезновения. Эти представления играют не последнюю роль. Удовлетворенность субъекта своими отношениями определяется не только непосредственными, но и отношением их с существующими у него представлениями о норме, то есть о том, как живет большинство людей. Если человек считает, что сохранение любви принципиально невозможно, он с меньшей вероятностью будет рассматривать как нетерпимое снижение симпатии и любви в своих собственных отношениях.

Не все эмоциональные отношения имеют одинаковую историю, в частности, не все достигают состояния романтической любви. Но, учитывая распространенность романтической любви, рассмотрим возможность стабилизации эмоциональных отношений в паре, характеризующейся наличием романтической любви между партнерами. Романтическая любовь состояние, принципиально неустойчивое. Наличие выраженных компонентов власти не может придавать взаимоотношениям партнеров известную напряженность, связанную с желанием избавиться от зависимости, и враждебность. Поэтому романтическая любовь является состоянием временным. Наиболее вероятным в статистическом плане последствием романтической любви является разрыв, прекращение отношений. По данным У. Кепхарта люди студенческого возраста влюблялись уже 6-7 раз. Следовательно, столько же раз или на один раз меньше их отношения тем или иным образом прекращались. Почему же уровень романтической любви достигается достаточно часто, а затем отношения разрываются? Дело в том, что развитие эмоциональных отношений от первого чувства симпатии до любви задается нормами и традициями. Примером может служить процесс ухаживания. Субъект может (в известных пределах, конечно) оставаться пассивным - ситуационные и культурные детерминанты взаимодействия (в старину - ездишь в дом, значит должен сделать предложение) фактически и без его участия могут обеспечить благополучное развитие эмоциональных отношений в паре. Романтическая любовь, таким образом, во многих парах почти не зависит от них самих. Но после ее возникновения положение меняется. Долго длиться она не может, действие ситуационных факторов ослабевает, а нормативно предписанных образцов поведения не существует. В сказках дело заканчивается свадебным пиром, а дальше? Поэтому стабилизация эмоциональных отношений в "постромантический" период может быть только следствием активности их субъектов. Возможности для стабилизации отношений видятся прежде всего в оптимальной организации взаимодействия между партнерами.

Первое, что необходимо для поддержания любви, - отношения в паре должны восприниматься ее членами как раньше, справедливые. Это было подтверждено на основе исследования 537 студентов. Пары, воспринимающие свои отношения как справедливые и равноправные (то есть организованные таким образом, что "затраты" и "выгоды" каждого равны) оценивают свои отношения как более стабильные, с большим оптимизмом воспринимают свое будущее как пары, более удовлетворены психологическими и сексуальными аспектами своих отношений в настоящий момент. В парах с неравноправными отношениями ситуация складывалась обратная. Интересно, что пессимистически оценивали свои отношения, ожидая их ухудшения и те члены неравноправных пар, кто ощущал себя "эксплуатируемыми", и те, кто ощущал себя "эксплуататорами ".

Важнейшим фактором стабильности эмоциональных отношений должна быть включенность пары в совместную, значимую для них обоих деятельность. Это подтверждает сама жизнь. В периодической печати часто встречаются письма, где женщины рассказывают, что пока они с мужьями были молодыми, у них многого не было, вместе устраивали быт, жили дружно. Когда же все появилось, обустроилось, они стали отдаляться друг от друга. В случае супружеских отношений предметами совместной деятельности могут быть воспитание детей и, при создании благоприятных установок на дом, на семью и т.д., домашнее хозяйство, ведущееся уже не в силу экономической необходимости, а для удовлетворения разнообразных психологических потребностей вплоть до эстетичности. Однако оптимальным вариантом представляется тот, когда предметом совместной деятельности членов пары будут выступать они сами - для обеспечения благополучия и личностного роста каждого из них.

Стабилизация эмоциональных отношений не означает, что они не меняются внутренне, в содержательном плане. Стабилизация - это и есть переход от романтической любви к какому-то иному, менее конфликтному внутренне, состоянию. Идеальным вариантом стабилизации был бы переход романтической любви в братскую. Братская - это не значит любовь брата к брату, имеется в виду любовь мужчины и женщины. Братская любовь характеризуется сочетанием высокого статуса членов пары с низким уровнем власти. То есть партнеры не могут заставить друг друга сделать что-либо, наказать друг друга. Да в этом нет и необходимости, так как по собственному желанию идут навстречу друг другу. Если романтическая любовь является отношение нормативным (в определенный период жизни нормы общества требуют от человека влюбиться в другого - противоположного пола, вспомните хотя бы пушкинскую Татьяну - "пора пришла - она влюбилась") и поэтому зачастую безличным, то стабильная любовь есть отношение глубоко личностное, ориентированное не на ситуацию, а на свойства участников общения, то есть является в каком-то смысле продолжением ситуации, существует не благодаря, а в некоторых случаях вопреки ей. Поэтому стабильная любовь благоприятна для развития человека, его личности. Любовь такого типа является отношением более высокого уровня, и ее закономерности отрицают закономерности более низких уровней.

Когда мы с вами говорили о выборе партнера, о возникновении симпатии, то отмечали, что появление чувства любви не связано с личностными характеристиками ни того, кто влюбляется, ни того, в кого влюбляются. Развитие же стабильных субъект - субъектных отношений требует наличия у членов пары определенных свойств личности, соответствующих в целом синдромам или психического здоровья. Это третье условие стабильных эмоциональных отношений. Предпримем небольшое отступление в психологию личности. Идея самоактуализации принадлежит так называемой гуманистической психологии, представители которой считают потребность в самореализации высшей человеческой потребностью. Она возникает только тогда, когда удовлетворены их низшие потребности (в еде, тепле, безопасности и т.п.). Если человек лишен возможности удовлетворить потребность в реализации себя, своих способностей, возникает психическая патология, человек теряет смысл жизни, ему скучно.

Черты самоактуализирующейся личности:

1 - Воспринимает мир таким, как он есть, и им это нравится.

2 - Принятие себя, других, природы, не связанное с защитой. Видит себя адекватно и положительно.

3 - Естественны внутренне и в поведении.

4 - Себя рассматривают призванными для выполнения долга, но не фактичны.

5 - Некоторая отдаленность от других. Потребность в уединении, независимой жизни.

6 - Относительная автономия от культуры. Это люди, которые создают свою собственную культуру. Редко ведут себя не так как другие, но внутренне независимы. В любой момент способны взять ответственность на себя.

7 - Способны к экстатическим переживаниям.

8 - Симпатия к людям, вера в положительную природу человека. Межличностные отношения очень глубоки, но круг из узок. Демократическая структура характера.

9 - Высокоразвитое четкое эстетическое чувство.

10 - Философское подтверждение чувство юмора.

11 - Креативность.

Все эти характеристики связаны, представляют собой синдром самоактуализирующейся личности. Стабильность эмоциональных отношений связана еще и с тем, насколько стабильные по своему характеру потребности удовлетворяет в них человек. Поэтому люди, живущие, по выражению А. Маслоу, на уровне потребностей роста - стабильных, принципиально насыщенных, то есть люди с высоким уровнем самоактуализации, устанавливают и более стабильные эмоциональные отношения, чем живущие на уровне дефицитарных потребностей. Итак, стабилизация эмоциональных отношений связана с тремя основными условиями: воспитание отношений в паре как справедливых, включение в совместную, значимую для обоих деятельность, наличие черт самоактуализирующейся личности.

 

5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений

Распад и прекращение взаимодействия не означают, что партнер становится эмоционально нейтральной фигурой. Как показал Р. Вейс, в течение длительного периода, доходящего иногда до нескольких лет, сохраняется субъективная эмоциональная связь с партнером. Причем, связь эта сохраняется и после установления новых, благополучных эмоциональных отношений с другим человеком (исключение составляют те случаи, когда прежние отношения были прерваны ради легализации уже сформировавшихся эмоциональных связей с другим партнером). Ведь синдром отношения к бывшему партнеру характеризуется амбивалентностью - негативные чувства соседствуют с позитивными.

В чем причина распада эмоциональных отношений? На уровне обыденного сознания в качестве таковой выдвигается некое, неприемлемое с точки зрения сложившейся системы общения событие. Примером может служить адюльтер, совершение партнером каких-либо аморальных действий, разоблачение обмана и т.д. Распад эмоциональных отношений здесь рассматривается фактически как одновременное событие, крах. Но изучение конфликтных семей, а также социологические исследования, посвященные, в частности, проблеме внебрачной сексуальности, убеждают в том, что не существует единообразной реакции на те типы или иные поступки человека. В некоторых семьях, например, мирятся с повторными адюльтерами, обманами, жестокостями и т.д. при резком негативном, на уровне установок, отношении к этим явлениям. В других проявление этих форм поведения приводит к разрыву. Можно предположить, что событие, которому приписывают роль причины распада, в действительности является не более чем последним толчком и даже поводом для разрыва. Если, например, информация об измене приводит к немедленным действиям, направленным на расторжение брака, то можно с уверенностью сказать, что внутренняя готовность к разводу к этому моменту уже была сформирована.

Другая причина может состоять в наличии у одного или обоих членов пары таких личностных характеристик, которые их делают неспособными к длительным эмоциональным отношениям. Распад, таким образом, является предопределенным. Факты говорят о том, что такие черты, как экстраверсия, ригидность, доминантность, темповые характеристики и т.д. никак не влияют на стабильность эмоциональных отношений. Задача состоит не в том, чтобы определить, какие черты благоприятны для стабильности и не представляют собой факторов риска, а затем стремиться подобрать или переделать человека по этому образцу, а в том, чтобы найти такие пути реализации его личностных способностей, которые, будучи ему наиболее близки, смогут одновременно способствовать стабилизации отношений. Нередко говорят о несовместимости ("не сошлись характерами"). Действительно, некоторые отношения психических и психофизиологических характеристик двух людей могут осложнить взаимодействие и, следовательно, увеличить вероятность распада. Однако исследования семьи показывают, что ни одно из соотношений не носит фатального характера. Часть пар и при неблагоприятных соотношениях сохраняют стабильные эмоциональные отношения. Л.Я. Гозман считает, что основной причиной распада эмоциональных отношений следует считать особенности взаимодействия внутри пары, то есть сам процесс общения.

Распад отношений как и их развитие тоже является процессом, проходит несколько стадий. Л. Ли выделяет следующие пять стадий распада отношений: осознание неудовлетворенности, выражение неудовлетворенности, переговоры, решение, трансформация. Каждый конкретный случай включает в себя либо полный, либо неполный набор фаз, причем, последовательность их может меняться, некоторые появляются более одного раза и т.д. Нужно отметить важную особенность процесса распада отношений - он не обязательно направлен на разрыв. Наоборот, наравне с прекращением отношений все время рассматривается возможность их перестройки и сохранения. Попытки такой перестройки могут в ходе процесса распада предприниматься неоднократно. Таким образом, распад и стабилизация - это две стороны одного и того же процесса. Без перестройки, которая обычно связывается с процессом распада, отношения не могут развиваться, а следовательно и стабилизироваться. Получается, что процессы распада входят как необходимая составная часть с процессы стабилизации.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

1) Любовные отношения являются специфическими, имеют свое содержание, свою собственную структуру, отличаются от дружеских и сексуальных отношений.

2) Любовные отношения подготавливаются всем предыдущим эмоциональным развитием человека и опытом его эмоциональных отношений с родителями и друзьями.

3) Любовь - это не статичное отношение, она постоянно развивается, проходя через стадии возникновения симпатии, романтической любви до стабильных отношений.

4) Развитие и стабилизация эмоциональных отношений в основном определяется собственной активностью членов пары.


ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

1. Гендерные роли

Насколько сильно отличие между мужчинами и женщинами? Этот вопрос может быть поставлен в нескольких аспектах. Налицо реальное отличие в морфологии половой системы и степени физического участия в зачатии и вынашивания потомства. Имеются также некоторые отличия в морфологии, анатомии и физиологии, по видимому определяемые половыми отличиями. Однако психологические отличия не так заметны и по видимому не определяются генетически.

Сексуальность, рассматриваемая нами, как отнесеность к определенному полу, выраженность определенных его качеств прежде всего в психике и поведении человека конечно является следствием его анатомии, морфологии и физиологии. Но особенности его психики и поведения определяются особенностями общественно признанной половой социальной роли.

Раньше существовало жесткое противопоставление полов. Категорий маскулинности (М.) и фемининости (Ф.) считались строго дихотомическим. Всякое отступление от норматива половой роли воспринималось как патология или шаг по направлению к ней. Например: женщина-ученая - "синий чулок", чувствительный мужчина - "нытик" и "баба" и т.п. Затем нормативность уступила место идее континуума мускулинно-фемининых свойств. Предполагалось, что индивиды в пределах какой-то нормы могут различаться по степени М. и Ф. Однако сами свойства М. и Ф. все же считались альтернативными, взаимоисключающими: высокая М. должна быть связанной с низкой Ф и обратно. Причем для мужчины желательна высокая М, а для женщины - Ф. Исследования, однако, показали, что, "пристроить" реального человека на шкалу М--Ф практически невозможно: индивид, высокомаскулинный по одним показателям, может быть весьма фемининым по другим. Например, исследование группы канадских теннисисток и гандболисток показало, что эти девушки сочетают в себе ряд маскулинных качеств (соревновательность, упорство, бескомпромиссность в борьбе) с высоким уровнем Ф.

В наше время М. и Ф. уже не рассматривают как альтернативу, полюсы одного и того же континуума, а как независимые переменные. Введено даже новое понятие - андрогиния, означающее выраженность обоих показателей. Андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по Ф, и по М. Это позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и так далее.

Психологическая андрогиния характеризует не внешние физические качества, а только поведение и установки: совмещение независимости и заботливости, способность выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции.

В результате вместо простой дихотомии "мужского" и "женского" для мужчин можно выделить 4 типа:

1. Маскулинные мужчины (высокие показатели по М и низкие по Ф чертам),

2. Фемининые мужчины (много Ф, мало М черт),

3. Андрогинные мужчины (высокие показатели по обеим шкалам),

4. Психически недифференцированные мужчины (низкие показатели по обеим шкалам).

Соответственно этому можно выделить и 4 женских типа. Сравнение этих типов показало, что максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу (высокая М у мужчин, высокая Ф у женщин) - отнюдь не является гарантией психического и социального благополучия. Фемининые женщины часто отличаются повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Эти черты даже входят в набор Ф черт.

Маскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Фемининые женщины и маскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых более всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психически более благополучным. Андрогинные мужчины и женщины лучше и свободнее чувствуют в себя и в сексуальной сфере.

Интересно, что отношение мужчин и женщин к андрогинии разное. Женщины предпочитают андрогинные качества фемининым, мужчины же значительно более консервативны. Это связано с социальными факторами, дающими мужской роли определенные преимущества перед женской. Кроме того, ориентация на андрогинию, то есть выход за пределы жесткой половой дихотимизации, чаще встречаются среди более старших людей: в конце юности и у взрослых. Подростки же ориентируются на полярные образы "мужского" и "женского".

 

2. Психологические и социологические гендерные различия

И все-таки, в чем же разница между мужчинами и женщинами в психическом и социологическом плане?

При всех индивидуальных и культурно-исторических вариациях мужской стиль жизни большей частью бывает предметно-инструментальным, а женский - змоционально-экспрессивный. При всем выравнивании социальных половых различий у большинства мужчин на первом плане стоит профессионально-трудовая деятельность, у женщин - семья. Выбирая род занятий мужчина интересуется прежде всего предметным содержанием деятельности и возможностью продвижения в ней, а женщины придают большее значение эмоциональному климату, межличностным отношениям. У мальчиков выше интерес к точным наукам и технике, у девочек - к искусству и гуманитарным предметам. Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но одновременно более соревновательным и конфликтным, чем женский, причем для мальчиков содержание совместной деятельности важнее, чем индивидуальная симпатия к партнерам (у девочек - наоборот). Мальчики более склонны к экстенсивному групповому общению, а девочки - к образованию закрытых микрогрупп. Мужское общение отличается большей эмоциональной содержательностью и сдержанностью, женщины - свободнее и полнее (в том числе вербально) выражают свои чувства и эмоции. У них раньше возникает потребность поделиться с кем-то своими переживаниями, а также способность к эмпатии. Опрос московских школьников "что значит понимать другого человека" показал: мальчики подчеркивают преимущественно момент объективного знания ("понимать человека значит, хорошо его знать") или интеллектуального сходства ("думать как он, иметь общие интересы"), у девочек же определеннее звучит мотив сочувствия, сопереживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.