КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья и брак. 5 страница
1. Психофизиологический уровень Первой ценностью психофизиологического уровня супружеской совместимости является "сексуальное /интимное/ общение". В содержании этой ценности выделяется 2 компонента: -непосредственный сексуальный контакт (физиологический контакт) -эротические контакты (эротические игры, флирт, поцелуи, объятия и прикосновения без цели сексуального контакта /психологический аспект/). Соответственно, неудовлетворенность супругов на психофизиологическом уровне совместимости выражается в двух видах нарушений. Если в случае нарушения физиологического аспекта интимных отношений пара нуждается в помощи квалифицированного сексолога, то во втором /психологический аспект/ - нередко достаточно помощи психолога. Причем достаточный эффект достигается в простой беседе, где супруги согласовывают формы и способы эротического поведения, понимают пожелания партнера по эстетическому оформлению внешней стороны таких отношений. В исследовании Ю.Н.Олейника получены данные, согласно которым мужчины и женщины при вступлении в брак недооценивают интимное общение. Затем оценка важности сексуальных отношений повышается у супругов, состоящих в благополучном браке. А у супругов из конфликтных семей эта ценность занимает очень высокое место. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, эта ценность может занимать столь высокое место в их ценностных иерархиях потому, что на других уровнях супружеской совместимости партнеры не могут получать удовольствия от брака. Во-вторых, эта ценность может приобретать большую значимость для супругов вследствии того, что в силу конфликтности их отношений интимная близость между ними становится затруднительной. У супругов, состоящих в благополучном браке, "сексуальное общение" в иерархии семейных ценностей занимает одинаковое - шестое место. Что же касается второй ценности семьи психофизиологического уровня - "внешняя привлекательность супруга", то особенности отношения мужчин и женщин к внешним характеристикам партнера рассматривалась в одной из предыдущих лекций /"Психология эмоциональных отношений"/. Тогда же было сказано /например, на основании данных, полученных в исследовании Н.Г.Шевцовой, что физическая привлекательность супругов не влияет на взаимоотношения в семье и стабильность брака. Можно добавить, что по данным Ю.Н.Олейника в иерархиях семейных ценностей как мужчин, так и женщин, ценность "внешняя привлекательность супруга" стоит на девятом месте.
2. Психологический уровень На психологическом уровне супружеской совместимости основной семейной ценностью является "эмоционально-терапевтическое общение". Содержание эмоционально-терапевтического общения раскрывается как такая психологическая атмосфера между партнерами, которая способствует самовыражению личности, поддерживает и стимулирует развитие ее неповторимой индивидуальности, дает терапевтический эффект понимания, одобрения, принятия личности, является источником моральной и эмоциональной поддержки. Психологическая дисгармония часто приводит к тому, что супруги отчуждаются друг от друга, возникает напряженная атмосфера столкновений, конфликтов, ссор, в которых супруги переходят на "личности", критикуют особенности характера партнера. Психологически несовместимые партнеры испытывают трудности в распределении семейных ролей и инициативы. Наиболее явными признаками психологической дисгармонии являются: утомление и раздражение друг от друга, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжные нарушения психологического климата в семье. Поэтому понятна высокая оценка значимости эмоционально-терапевтического общения обоими супругами. В благополучных семьях /по данным Ю.Н.Олейника/ эту ценность оба партнера ставят на 4-ое место, а в конфликтных - еще выше. Интересные результаты получены в исследованиях Н.Н. и А.Н. Обозовых. Известно, что на психологическом уровне совместимости важную роль играет характерологические особенности партнера. Так вот, авторы выявили 2 основные закономерности психологической совместимости в браке: 1. Психологически совместимые партнеры как правило контрастны по темпераменту, но 2. Характеры у них подобны. Это можно объяснить тем, что при схожих характерах легче установить психологический контакт, и в то же время разница в темпераментах придает общению свежесть и разнообразие. Еще одна деталь: исследования Ю.Н.Олейника показали, что если партнеры обладают сходством характеров, то жены более адекватно оценивают мужей, и, следовательно, их мнению о характере партнера можно доверять больше. Скорее всего, это можно объяснить тем, что женщины, как правило, больше ориентированы на эмоциональный компонент общения и за счет этого лучше и тоньше разбираются в чувствах, эмоциональных состояниях партнера, тем самым получая дополнительную информацию о его характере.
3. Социально-психологический уровень На социально-психологическом уровне совместимости супругов все ценности связаны с семейно-ролевой областью семейных супружеских отношений. Уже отмечалось, что одной из основных характеристик современной семьи является развитие эгалитарности - равноправия супругов. Однако эта общая тенденция может приобретать конфликтные формы в отдельных семьях. Эгалитарная семья - это равноправное разделение ролей между супругами, что предполагает совпадение у них хотя бы в общих чертах отношения к таким внутрисемейным ценностям, как "рождение и воспитание детей", "хозяйственно-бытовые отношения", "организация досуга". Особенности ориентации супругов на эти ценности хорошо прослеживаются при рассмотрении проблемы главенства в семье. Исследования Н.Ф. Федотовой, посвященные этой проблеме, показали, что супруги, претендующие на главенство в семье, во многом исходят из своих ориентаций на перечисленные выше ценности. Причем эти ценности занимают неодинаковые ранговые места в ценностных иерархиях мужа и жены. Рассмотрим сначала, что собою представляет внутрисемейная ценность "хозяйственно-бытовые отношения". В ней выделяют 3 компонента: материальное обеспечение семьи, распределение доходов и организация быта. В традиционной семье /не эгалитарной/ всегда считалось и считается, что материальное обеспечение семьи является обязанностью мужа, а за второй и третий компоненты отвечает женщина. В настоящее время вклады каждого из супругов в материальное обеспечение семьи практически одинаковы, (хотя приоритет мужчины еще сохраняется). Тем не менее свой моральный авторитет в семье мужчины видят главным образом в материальном обеспечении семьи и практически не связывают свое главенство с личным участием в выполнении каких-либо конкретных организаторских функций в семье. В известной мере это распространяется и на такие функции как воспитание детей, организация быта и, особенно, организация досуга. Отсюда, понятно, почему число семей, в которых авторитет отца у детей выше авторитета матери, составляет весьма назначительный процент. А между тем, как показало исследование Н.Ф.Федотовой, воспитательная деятельность мужа (если он все-таки занимается этой деятельностью) оказывает значительно большее влияние на поведение, учебу и профессиональную ориентацию у детей, чем воспитательные воздействия жены. Что же касается женщин, то признание ими мужского главенства имеет более широкую мотивацию и связано не только с заслугами мужа в материальном обеспечении семьи, сколько связано с его участием в организации досуга членов семьи и в создании благоприятного психологического климата. Другой исследователь (Ю.Н. Олейник) сравнивал иерархии семейных ценностей у мужчин и женщин, состоящих в браке и выявил, что на первом месте по важности женщины ставят ценность "организация семейного досуга" (как сфера самореализации и развития личности), и на второе место - ценность "рождение и воспитание детей". Мужчины же, наоборот, на первое место поставили ценность "рождение и воспитание детей", а на второе - "организация семейного досуга" (данные получены при исследовании супружеских семей, стаж которых около 3 лет). Учитывая тот факт, что воспитанием детей в большей степени занимаются женщины, можно предположить, что у мужчин здесь срабатывает некий защитный механизм - попытка уйти от необходимости организации досуга, поскольку все свободное время женщины должно быть занято воспитанием детей и заботой о них. В исследовании В.А.Сысенко также получены данные, согласно которым 36,4% опрошенных женщин указали, что более всего, они не удовлетворены, умением своих мужей организовать отдых и досуг семьи. Результаты всех этих исследований показывают, насколько важное место занимает семейный досуг в жизни женщины. Неудивительно, что одной из причин конфликтов на социально-психологическом уровне супружеской совместимости выступает несовпадение ценностных ориентаций мужа и жены по отношению именно к этой сфере жизнедеятельности семьи. Кстати, насколько важны для женщин ценность организации досуга, легко убедиться, стоит только пойти на концерт, в театр, в музей, на выставку и т.п. Подавляющее большинство зрителей, слушателей, экскурсантов - женщины. Однако, чувство, испытываемое женщиной от всех посещений всегда более полно, если рядом с нею находится муж. Вернемся теперь к обсуждению ценности "хозяйственно-бытовые отношения", ко второму ее компоненту - распределение доходов в семье. Как в традиционной, так и в эгалитарной семье осуществление этой функции лежит в основном на женщине. Но в эгалитарных семьях наблюдается тенденция увеличения доли участия мужчин в организации этой стороны семейных отношений. Нужно сказать, что далеко не сразу молодая семья чувствует себя уверенно экономически. Но дело тут не только в незначительности доходов, но и в неумении правильно распределить эти доходы. По данным Л.Сальниковой из 595 молодых пар 82,5% опрошенных честно признались, что не умеют вести бюджет. Экономическая наука гласит, что бюджет выражается в планировании доходов и расходов на определенный период времени. Составлять его надо так, чтобы сумма прихода, т.е. всех видов денежных поступлений не превышала сумму расхода. Казалось бы, чего проще? Однако на первых порах доходы в молодой семье как правило невелики, при этом надо купить массу необходимых для "строительства" жизни вещей, а опыта вести бюджет нет. И если вскоре появится ребенок, то это будет весьма ощутимый экономический удар для молодой семьи. Попробуйте сами оценить стоимость списка самых необходимых на первое время вещей для новорожденного: коляска, байковое и ватное одеяло, теплые и холодные пеленки, распашонки, памперсы, кроватка и т.д. и т.п. /только самое необходимое!/. И на сколько это потянет??? Чтобы молодая семья могла бы справиться с нелегкой задачей научиться правильно распределять доходы, следует рекомендовать систему конвертов, на которые следует проставить пометки: "питание", "транспорт", "обувь" и т.п. По получению денег следует отложить в конверты заранее оговоренную сумму и использовать эти деньги строго по назначению. На непредвиденные траты по принципу "хочу" следует тратить только свободные, "неконвертные" деньги. Социологи заметили, что распределение доходов зависит от социального положения семьи. Так, в семьях рабочих иное соотношение между продовольственными и не продовольственными покупками, чем в семьях служащих. Последние, на непродовольственные покупки тратят больше денег, чем в семьях рабочих. Распределение доходов в семье зависит также и от уровня доходов. Рост доходов в семье не просто увеличивает объем расходов, но и существенно меняет их состав. В семьях с большими доходами на питание тратиться меньший процент бюджета, чем в семьях с меньшими доходами. Происходит это не потому, что в первых семьях едят меньше, а потому что рост доходов приводит к изменению запросов. При увеличении дохода семья больше внимания уделяет покупкам культурно-бытового назначения. Статистика утверждает, что в семьях с высоким доходом, в отличии от среднеобеспеченных семей, расходы на фрукты опережают расходы на мясо. Из тканей такая семья чаще выбирает шелковые и шерстяные, а свободное пространство в квартире старается заполнить не дополнительной мебелью, а бытовыми приборами, облегчающими домашний труд. Эта семья гораздо чаще и охотнее обращается к услугам сферы быта, потому что высоко ценит свое свободное время. Третьим компонентом, входящим в ценность "хозяйственно-бытовые отношения" является организация быта семьи. Подсчитано, что 9/10 своих бытовых нужд мы удовлетворяем именно в семье. Налаженный быт позволяет нам восстанавливать не только духовные и физические силы после трудового дня, но и совершенствоваться как личности. В традиционной семье существует очень жесткая поло-ролевая дифференциация, т.е. специализация в распределении ролей между мужем и женой. В таких семьях организация быта - святая обязанность жены. Эгалитарная семья отличается достаточно гибким разделением обязанностей между мужем и женой. В результате в таких семьях отмечается более высокая удовлетворенность семейной жизнью и брачными отношениями. Нужно иметь в виду, что поло - ролевая дифференциация взаимоотношений супругов может быть в какие-то моменты и в эгалитарной семье. Как известно, семья в своем развитии проходит несколько стадий. Некоторые из них требуют значительной перестройки супружеских отношений в соответствии с новыми задачами, встающими перед семьей. К таким стадиям следует отнести периоды после рождения ребенка, начало обучения ребенка в школе. В такие периоды распределение ролей в семье становится более "традиционным", когда большую часть домашней работы выполняет жена, а материальную сторону берет на себя муж. При этом удовлетворенность браком у мужа растет, а у жены резко снижается. По прошествии таких "кризисных" периодов отношения супругов принимают более эгалитарный характер. Что же касается удовлетворенности браком, то величина ее у жены растет, а у мужа - снижается. Таким образом, отношения мужчин и женщин к ценности "хозяйственно-бытовые отношения" не совпадают. Несовпадения больше в тех случаях, когда супруги воспитывались в семьях отличающихся друг от друга по социальному положению и уровню доходов. В отдельных случаях эти несовпадения могут служить причинами конфликтов на социально-психологическом уровне супружеской совместимости. Уже упоминалось, что оценка важности ценности "рождение и воспитание детей" неодинакова у мужчин и женщин. Это также может приводить к семейным конфликтам, когда каждый из супругов пытается переложить ответственность за огрехи воспитания детей на другого ("Довоспитывались!" или "Вот оно, твое воспитание!"). Как показали исследования Ю.Н.Олейника, ориентации супругов на эту ценность могут со временем меняться. При вступлении в брак женщины недооценивают, а мужчины переоценивают важность этой ценности. Затем, после рождения ребенка, женщины начинают оценивать ее более высоко, а мужчины - если они из благополучных семей, то снижают оценку, если же они из конфликтных семей, то оценка важности этой ценности остается у них высокой. Обсуждение ценностей на социально-психологическом уровне супружеской несовместимости показало, что они непосредственно связаны с ролевыми отношениями в семье. Неповторимость семейного уклада конкретной семьи определяется тем, какое место занимают и какое значение имеют те или иные функции семейной деятельности и как распределяются обязанности супругов при осуществлении конкретных видов семейной деятельности. Большую роль в семейной совместимости играет согласованность. Все семейные функции, преломляясь в сознании личности выступают как установки относительно семейных ценностей: для чего существует семья, что она должна приносить. Эти ценности образуют иерархическую шкалу: от самых важных, без осуществления которых личность считает семью неполноценной, до неосуществимых. В соответствии со шкалой семейных ценностей, личность в ряду семейных деятельностей выдвигает на первый план ту или иную семейную функцию: рождение и воспитание детей, организация быта и досуга. Главным семейным ценностям личность склонна уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает разочарование у личности в семейной жизни с данным партнером. Рассогласование шкал семейных ценностей - одна из причин семейно-ролевой дисгармонии супругов. Это рассогласование проявляется в том, что супруги критикуют друг друга за излишнее внимание к тем или иным сторонам семейной деятельности и пренебрежение к другим, по их мнению более важным. Нередко одобрение маскируется похвалой активности супруга, но при этом имеется подтекст осуждения, несогласия (за излишнюю домовитость, излишнее внимание детям и т.д.). Сходным образом критикуется и невнимание супруга к другим сторонам семейной деятельности. Как правило, рассогласованность семейных ценностей есть следствие различий в воспитании. По наблюдениям сотрудников Ленинградской консультации по вопросам семейной жизни, семейные ценности формируются под влиянием образцов родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Сопротивление партнеров, столкновение семейных ценностей супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни. Ценностные ориентации личности играют важную роль в формировании разных представлений о функциях мужа и жены в семье. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен отвечать, брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитания детей, инициативности организации досуга. Проблемы, возникающие при распределении семейной нагрузки между супругами наиболее явный признак ролевого несоответствия. Семейно-ролевые представления формируются также под влиянием образцов родительской семьи, но испытывают влияние со стороны ближайшего значимого окружения, рода занятий, режима работы, личных склонностей человека. По данным А.Н. и Н.Н. Обозовых, наиболее часты конфликты в семейно-ролевой сфере в семьях работающих женщин, особенно при творческом и ненормированном характере их труда. Также ролевые конфликты характерны в первое время после рождения детей. Как показывает и повседневная жизнь и специальные исследования, одним из нередких семейных противоречий является борьба за лидерство в семье. Такая ситуация оборачивается психологической напряженностью, порождает конфликты, приводит к распаду семьи. В этой связи заслуживает интереса выяснение установок на лидерство до заключения брака. Выявлению такой установки было посвящено исследование Д.Э.Немировского: по данным этого автора, из 1007 опрошенных молодых людей 62,9% были уверены, что главой семьи будет муж, 30,% предполагали, что руководить семьей будут оба супруга, 3,5% считали, что главой семьи станет жена, 2,9% затруднились ответить на тот вопрос. Затем Д.Э.Немировский соотнес данные об установки на лидерство в семье у молодых семей с их уровнем образования, получив следующие результаты: За главенство мужа ратовали среди лиц со средним и не полным образованием - 69,2% среди лиц со средним специальным образованием - 62,5% среди студентов вуза и лиц с высшим образованием - 50%
За совместное руководство в семье среди лиц со средним и не полным образованием - 24,1% среди лиц со средним специальным образованием - 32,9% среди студентов вуза и лиц с высшим образованием - 42,6%
Из этих данных видно, что чем выше образование, тем чаще отмечается установка на совместное руководство семьей, и чем ниже образование, тем чаще наблюдается традиционная установка. При этом автор отмечает, что большая часть опрошенных не смогла определить обязанности главы семьи, значительная часть считали, что само понятие главы семьи предполагает только авторитарный тип руководства, и лишь небольшое число опрошенных были уверены, что равноправный тип взаимоотношений в семье не исключает наличие главы семьи.
4. Социокультурный уровень На СОЦИОКУЛЬТУРНОМ уровне супружеской совместимости было выделено две группы семейных ценностей - терминальные и инструментальные. Из терминальных ценностей, которых насчитывается около 20 мы выделяем 12 наиболее важных: "любовь","счастливая семейная жизнь", "здоровье","материально обеспеченная жизнь","наличие хороших и верных друзей","жизненная мудрость","свобода как независимость суждений и действий","удовольствия", "познания", "интересная работа", "общественное признание","уверенность в себе". Результаты исследования С.Голода показывают, что составляющей ценностью вступающих в брак является любовь, с которой связывается выполнение всех ожиданий в супружеской жизни. Д.С.Немировский приводит в своем исследовании результаты опроса 514 молодых людей: 43,2% опрошенных предполагали, что любовь сама по себе будет определять семейное счастье и прочность брака. Ю.Н.Олейник в своем исследовании сравнил иерархии терминальных ценностей в двух группах: вступающие в брак и благополучные молодые супруги /стаж семейной жизни-3 года/. Выяснилось, что вступающие в брак в первую очередь ориентируются на такие ценности, как "счастливая семейная жизнь", "любовь", "наличие хороших и верных друзей", "здоровье" (ценности расположены в порядке падения важности). Такое расположение ценностей совпадает с данными С. Голода и Д. Немировского. Оно естественно и понятно. Доминирующим мотивом молодых людей является создание семьи, и отсюда высокая значимость тех ценностей, которые прямо или косвенно связаны с семьей. Ценность "наличие хороших и верных друзей" имеет высокую значимость, очевидно, в силу процесса нуклеаризации семьи, ее обособления. Утрата современной семьей широко разветвленных родственных связей приводит к тому, что их место занимают товарищеские и дружеские связи. Наименее важными ценностями у вступающих в брак является "материально обеспеченная жизнь", "жизненная мудрость", "свобода как независимость в суждениях и действиях" и "удовольствия" (также даны в порядке падения важности). Как видим, эти ценности в понимании людей, начинающих создавать семью, не являются главными для счастья в супружеской жизни. В группе благополучных супругов наиболее важными терминальными ценностями являются "удовольствие", "интересная работа", "познание", "счастливая семейная жизнь" (приведены в порядке падения степени важности). А ценность "любовь" смещена на 10-ое место по сравнению со вторым по предыдущей выборке. Зато ценность "жизненная мудрость" занимает теперь 7-ое место против 14-го у вступающих в брак. Сравнивая ценностные шкалы вступающих в брак и благополучных супругов, мы видим, что у последних заметна переориентация в направлении выхода за пределы семейных потребностей. Вступая в брак, молодые люди были полны энтузиазма и верили, что их любви достаточно, чтобы преодолеть даже очень большие трудности. Больших трудностей в жизни молодой семьи, как правило не встречается, зато каждый день супруги сталкиваются с массой мелких, но все более раздражающих мелочей: здесь может быть и несходство характеров и разное воспитание и несовпадение установок на способ разрешения возникающих проблем. А кроме того еще и "быт заедает". И тогда, если молодые супруги нашли в себе силы противостоять всему этому, приходит мудрость и прозрение, что любовь, как она бы не была сильна в начале, все же со временем тускнеет. Это вовсе не означает, что нужно проститься со счастьем - хоть оно и опустилось с первого места, но занимает четвертое, очень важное место в шкале ценностей. И свое семейное счастье супруги видят в высоком взаимопонимании, уважении к партнеру, как к члену общества. Инструментальные ценности тоже изменили свои места у благополучных супругов в их ценностных шкалах по сравнению с вступающими в брак. Если у последних наиболее важными оказываются "честность", "чуткость", "ответственность", "жизнерадостность" (приведены в порядке убывания важности), то у благополучных супругов - "эффективность в делах", "образованность", "чуткость" и "независимость". Как видим, переориентация также характеризуется деловой направленностью, хотя высоко продолжает цениться чуткость, как необходимый компонент супружеской совместимости. Это касается ценности "честность", то в опыте семейной жизни супруги имели возможность проверить друг друга и теперь могут вполне положиться на своего партнера. Ведь речь идет именно о благополучных семьях, в которых супруги как правило уже согласовали свои жизненные цели и способы их достижения, т.е. свои терминальные и инструментальные ценности. Это и определило духовную совместимость супругов. Напротив, несоблюдение терминальных и инструментальных ценностей приводит к духовной несовместимости. Особого драматизма духовное несоответствие достигает у супругов с высоким образовательным уровнем, умственным трудом, как родом занятий, у работников сферы искусств, у людей широкой эрудиции и культуры. Обнаружено, что причинами духовной дисгармонии являются различия в образовании супругов, возрасте, культурном развитии. В отличии от других видов супружеской несовместимости, духовное несоответствие чаще и отчетливее осознается супругами. Поэтому и коррекционная работа на этом уровне совместимости также возможна.
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости Итак, рассматривая проблему супружеской несовместимости, мы определили, что эта совместимость характеризуется многоуровневой структурой и каждый из уровней представлен соответствующими семейными ценностями. Не совпадение ориентаций супругов на эти ценности становиться причиной конфликтов. При этом конкретные супружеские пары могут характеризоваться конфликтом одного и более уровней совместимости. Нередко конфликт распространяется с одного на другой уровень совместимости, тем самым маскируя первопричину затруднений. Конфликты могут отличаться по глубине, силе, длительности. Замечено, что глубина, значимость и затяжной характер конфликта свидетельствуют об особой личной значимости для супругов той области отношений, которая оказалась дисгармоничной. По данным Б.П.Левковича, на первом месте по конфликтогенности (т.е. по частоте возникновения конфликтов) стоят "нравственные ценности", связанные с соблюдением или несоблюдением супругами норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения. Вторым по значимости источником конфликтов в семье является неудовлетворенность супругов "эмоционально-терапевтическим общением" ценностью психологического уровня супружеской совместимости. Третье место по конфликтности занимают ценности двух уровней супружеской совместимости. Во-первых, это ценности социально-психологического уровня, связанные с семейно-ролевыми отношениями, во-вторых, это духовные ценности социокультурного уровня. В нестабильных и отчасти проблемных семьях конфликты протекают на фоне негативных отношений супругов, их взаимной неудовлетворенности и ослабления или даже потери эмоциональной привязанности. Такие конфликты мешают супругам выработать единую точку зрения, приводят к дезорганизации их общения и сотрудничества. Такие конфликты ведут к разрушению семьи. В таких случаях помощь в коррекции супружеских отношений может оказать только квалифицированный специалист-психолог. В стабильных семьях конфликты протекают на общем фоне позитивных взаимоотношений супругов и их взаимной удовлетворенности и эмоциональной привязанности. Потому конфликты здесь могут выполнять конструктивную функцию, выявляя взаимные притязания супругов, различия их потребностей, ценностей, намерений, помогая партнерам выработать единые позиции. Разрешение конфликтов в таких случаях идет в форме свободной дискуссии между супругами о важном и второстепенном в семейной жизни, о роли мужчины и женщины в семье, о духовных вопросах и способах достижения целей и т.п. Однако, конструктивной такая дискуссия будет только в том, если супруги начинают ее не для того, чтобы любой ценой заставить партнера отказаться от тех или иных установок, но для того, чтобы произошло сближение взглядов, принятие значимых для другого ценностей. В свободной дискуссии можно скорректировать отношения супругов практически по всем ценностям каждого из 4-х уровней супружеской совместимости, кроме, пожалуй, ценности "внешняя привлекательность супруга" (психофизиологический уровень). Здесь, кстати, есть еще одна тонкость, связанная с особенностями выбора брачного партнера. Оказывается мужчины при выборе брачного партнера ориентируются прежде всего на сходство невесты с матерью, а только затем сходство с лицами, к которым относятся положительно. При этом, по данным Н.Н. Обозова, 94% мужчин, имеющих жен, сходных по физическим особенностям и темпераменту с их матерями, были счастливы в браке. В то же время только 33% мужчин счастливы с женами, непохожими на их матерей. Таким образом, у подростков и юношей представление о их будущей супруге складывается именно в семье. Женщины, в отличие мужчин, представляют себе будущего мужа более похожим на знакомых им мужчин, чем на отца. По данным Ю.Н.Олейника, мужья женщин больше похожи на одного из учителей, чем на отца.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |