Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владение в римском праве

Лекция № 7. Вещные и обязательственные права.

 

Сочинения римских юристов не содержит деления имущественных прав на вещные и обязательственные права. Римляне лишь разграничивали иски на вещные и личные. Однако юристами было обращено внимание, что в тех случаях, когда лицо имеет такое право на вещь, которое предоставляет ему возможность непосредственного воздействия на нее, тогда предметом права является вещь, а само право называется вещным. В тех же случаях, когда лицо обладает лишь правом требовать от другого лица предоставление вещи, то предметом права является действие другого лица, а само право определяется как обязательственное. Таким образом различие вещных и обязательственных прав проводиться по объекту права. Если объектом права является вещь – право вещное, если объектом права служит действие другого лица – это право обязательственное.

Различие в объектах прав приводит к различиям в защите этих прав. Так как объектом вещного права является вещь, на которую может посягнуть всякий, то и защищается вещное право иском, направленным против всякого нарушителя этих прав. Такая защита называется абсолютной.

Объектом обязательственного права является право требования от точного определенного круга лиц совершение известных действий или воздержание от них. Поэтому защита обязательственных прав характеризуется как относительная.

Понятие вещи (res) у римлян охватывало всякое имущественное благо, которое подразделялось на res conporales (телесные вещи) и res inconporales (бестелесные вещи) – т.е. благо, существующее лишь в правовых представлениях, как право наследование, долги и т.п. Вот как определяет эти виды вещей Гай: "Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом" (Гай, 2.12-14).

В узком значении вещи у римлян являлись телесные предметы. Гай в Институциях уточнял, что вещами не могут считаться такие телесные предметы, как: 1) недоступные для оборота (солнце, луна); 2) предметы, по своей природе не предназначенные для оборота (тело свободного человека); 3) часть вещи, до тех пор, пока она не приобрела самостоятельного телесного существования.

Римские юристы выработали целую классификацию вещей. Одно из важнейших для римлян было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res nec mancipi). В манципируемые вещи входили земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома, рабы, вьючные и упряжные животные, а так же земельные сервитуты.

К числу неманципируемых вещей относились остальные вещи, не входящие в перечень манципируемых. Такое деление было вызвано тем, что при отчуждении res mancipi для установления права собственности требовалось соблюдение специальных торжественных процедур – манципации или уступки вещи пред магистром. Такой порядок определялся важной хозяйственной значимостью манципируемых вещей. Право собственности на неманципируемые вещи устанавливалось передачей вещи – traditio.

Следующая категория определялась как вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (immobiles). К движимым вещам относились любые пространственно-перемещаемые, в том числе скот и рабы, вещи. К недвижимым вещам относилась земля и все, что с ней связано – постройки, посевы, насаждения.

Еще одной категорией были вещи делимые и неделимые. Вещи делимые могли быть разделены на части без ущерба для их свойств (земля), тогда как неделимые утрачивают свои былые качества и свойства. В итоге неделимые вещи могли находиться в долевой собственности, но выделение долей в натуре было невозможным. Раб, находящийся в совместной собственности, должен быть продан, а деньги пропорционально разделены.

Римские юристы различали вещи потребляемые и непотребляемые. Критерием различия служило то, что одни вещи в процессе использования не потребляются (земля, строения), тогда как другие могут быть использованы лишь в процессе потребления (пища, деньги). Юридическим последствием этого деления было то, что в наем могли предоставляться только непотребляемые вещи, а потребляемые представлялись взаймы.

В классификации вещей выделяли вещи, индивидуально определенные и вещи, определенные родовыми признаками. Родовые вещи характеризовались общим образом и определялись весом, числом или мерой. Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи. Юридическими последствием такого деления являлось решение вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Договор, заключенный в отношении родовых вещей, оставался в силе даже в случае гибели этих вещей, так как остаются однопорядковые вещи. Гибель же индивидуально определенной вещи вела к прекращению договора. В этом случае кредитор не мог требовать исполнения договора в натуре, а только лишь возмещения ущерба

К вещам относились плоды естественные и плоды цивильные. К естественным плодам относили все то, что в силу природных свойств приносит сама вещь и что может быть отделено без ущерба для ценности этой вещи (плоды деревьев, приплод животных и т.д.). Плоды цивильные – это плоды, извлекаемые в результате циркулирования вещи в обороте (земельная рента, проценты с капитала). Плоды считались принадлежащими собственнику плодоносящей вещи, если иное не предусмотрено договором.

Немаловажное значение в классификации имели вещи в обороте и вне оборота. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Внеоборотными вещами считались такие вещи, которые не могли быть предметами частных правоотношений. К ним относились воздух, вода в реке, море, публичные вещи.

Вещными правами считалась право собственности и связанное с ним владение и право на чужие вещи. К последним относились сервитуты, залог, эмфитевзис, суперфиций.

Право собственности исторически складывалось на почве фактического обладания вещами. Однако в римском праве владение и собственность – различные категории, которые могли совпадать в одном лице, а могли принадлежать разным лицам.

Владение (possesio) – это право фактического обладания вещью, снабженное юридической защитой вне зависимости от того, являлся ли данный владелец собственником или нет. Объектом владения признавались лишь телесные вещи. Однако не всякое фактическое обладание лица вещью могло быть признано владением. Проводилось различие между владением в точном смысле и простым держанием – detentio. Для наличия владения необходимо было наличие двух элементов: фактического обладания и воли на владение. Не всякая воля фактически обладать вещью признавалась владельческой волей. Лицо, обладающее вещью на основе договора (аренда, хранение и т.п.) с собственником, не признавалось владельцем, а было держателем на чужое имя. Для владения в юридическом смысле необходима воля обладать вещью самостоятельно, не признавая над собой власти другого лица, воля относиться к вещи как к своей. Такая воля есть у подлинного собственника, у лица, считающего в силу добросовестного заблуждения себя собственником и даже у незаконного захватчика вещи. Но арендатор не мог обладать владельческой волей, поскольку фактом платежа арендной платы он признает господство собственника над вещью. Арендатор в римском праве считался держателем вещи на имя ее собственника. Различие владения и держания в юридическом смысле выражалось в том, что владельцы защищались от незаконных посягательств на вещь сами, а арендаторы через посредство собственника вещи.

Поскольку вещи обычно находятся в обладании тех, кому принадлежат, то нормальным владельцем вещи является их собственник. В этом смысле он является законным владельцем вещи. Лица, обладающие вещью с намерением относится к ней как к своей, но не имеющие права владеть, считались незаконными владельцами.

Незаконное владение подразделялось на незаконное добросовестное и на незаконное недобросовестное. Незаконное владение считалось добросовестным в случаях, когда владелец не знал и не мог знать, что не имеет право владеть вещью. Недобросовестный владелец определенно знает, что вещь не его, но ведет себя так, как будто вещь принадлежит ему. Юридические последствия такого деления выражались в разной степени ответственности при обнаружении собственника. Кроме того, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь по давности обладания.

Особую группу составляет так называемое производное владение, когда фактический обладатель вещи не мог быть признан владельцем, но получал владельческую защиту. Так залогодержатель обладает вещью не своей, а чужой с тем, что бы вернуть ее владельцу по факту оплаты долга. В случае нарушения его владения вещью предоставлялась владельческая защита, хотя залогодержатель владельцем не являлся.

Владение могло быть приобретено лично и через представителя. Для этого представитель должен иметь полномочия на приобретение владения. При утрате одного из необходимых элементом владение считалось прекращенным.

Владение прекращалось при смерти владельца, утрате господства над вещью, при изъятии вещи из оборота и ее гибели. Если представитель утрачивал обладание вещью, которой он владел для хозяина, то хозяин вещи утрачивал владение, если только для него была исключена возможность воздействия на вещь. Следует различать забытое и потерянное, домашних и диких животных. Так, случайно забытые вещи в определенном месте или помещении, блуждание домашнего скота по окрестностям не влекли потери владения, так как могли быть устранены розыском. Оставление имения владельцем без обработки и в пренебрежении влекло к утрате владения. "Каждый может без насилия приобрести владение также чужим имением, которое пустует, или вследствие небрежности собственника, или потому что собственник умрет, или будет долгое время отсутствовать" (Гай, 2.51).

Защита владения осуществлялась не в форме судебного разбирательства, а посредством приказа претора – интердикта. Характерная черта владельческой защиты состояла в том, что в процессе о владении не только не требовалось доказательств права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на данное право. Для получения защиты было достаточно факта владения и факта его нарушения. Если вещь присуждалась не тому, кто имел на нее право, последний мог предъявить свой собственный иск и в случае признания права собственности истребовать вещь у фактического владельца.

Владельческая защита, построенная на выяснении только одних фактов владения и его самоуправного нарушения, вне зависимости от права на владение этой вещью называлась посессорной. Защита прав, требующая доказательства наличия прав, осуществлялась при помощи исков и называлась петиторной.

Для сохранения владения римское право использовало два интердикта: iuterdictum uti possidentis для защиты владения недвижимостью и iuterdictum utrubi для защиты владения движимыми вещами. Гай в своих Институциях приводит главные редакции этих двух интердиктов:

"Я запрещаю насилие, чтобы вы владели так же, как вы владеете" (интердикт uti). "Запрещаю всякое насилие и требую, чтобы этот раб, о котором идет спор, остался у того, у кого он пробыл большую часть этого года" (Гай, 4.160). При Юстиниане защита движимых вещей была приравнена к защите недвижимых, и интердикт "utrubi" утратил свое

Для возврата владения давались интердикты unde vi и de precario. Первые интердикты предоставлялись лицам, насильственно лишенным владения. В случае подтверждения факта ответчик присуждался к возвращению истцу недвижимости и возмещению убытка.

Интердикт de precario давлся лицу, представлявшему свою вещь в т.н. прекарное пользование, т.е. бесплатное пользование до востребования, если лицо, взявшее вещь на таких условиях не возвращало ее по первому требованию.

Добросовестный владелец имел и специальное средство защиты – Публицианов иск. Он давал лицу, владение которого отвечало всем требованиям, необходимым для приобретения вещи по давности, за исключением лишь давности срока. Чтобы дать такому владельцу защиту, претор включал в форму иска предписание судье предположить, что истец провладел давностный срок и приобрел право защиты. Добросовестный владелец получал защиту по этому иску только против недобросовестных владельцев, но не против собственника или того же добросовестного владельца.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 6. Семейно-правовые отношения | Лекция № 8. Право собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.