Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели кадрового потенциала




 

Статистика кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее основной категорией является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, — совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок.

В статистике персонал, занятый на­учными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников организаций (в том числе соответствующих подраз­делений высших учебных заведений, промышленных предприятий и др.), выполняющих научные исследования и разработки.

В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого научными иссле­дованиями и разработками, выделяются четыре категории работников:

исследователи — работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельнос­ти. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту ка­тегорию включается также административно-управленческий пер­сонал, осуществляющий непосредственное руководство исследова­тельским процессом (руководители научных организаций и подразделений, выполняющих научные исследования и разработ­ки);

техники — работники, участвующие в научных исследованиях и разработках и выполняющие технические функции, как правило, под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание научных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, подготовку материалов, чертежей, проведение экспери­ментов, опытов и анализов и т. п.). В основном техники имеют среднее профессиональное образование и (или) необходимый про­фессиональный опыт и знания;

вспомогательный персонал — работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных иссле­дований и разработок (сотрудники планово-экономических, фи­нансовых, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществ­ляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного обо­рудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего про­фессионального образования);

прочий персонал — работники, осуществляющие хозяйственное обслуживание и иные функции общего характера, связанные с дея­тельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадро­вой службы, канцелярии, подразделений материально-техничес­кого обеспечения, машинистки и т. п.).

Статистика учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям, уровню образования (высшее, в том числе имеют ученую степень доктора или кандидата наук, среднее профессиональное, пр.). Кроме того, численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и возрасту.

Статистический анализ численности и состава кадров науки сочета­ется с изучением их фактической занятости научной деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует определе­ние численности работников (по категориям персонала) в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработками. Целью та­ких оценок является учет не только лиц, полностью занятых этим видом деятельности (причем многие из них могут участвовать в нескольких проектах одновременно), но также тех, кто занят исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов, аспирантов и др.).

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а объем трудозатрат, выраженный суммой долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах. Например, если один ученый посвящает научным исследованиям 30% времени, второй — 50, третий — 70%, а остальное время они заняты другой деятельностью (преподаванием, управлением и т. д.), то число условных исследователей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а не 3, как в случае учета физических лиц.

В отечественной статистике с переходом на международные стандар­ты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости научны­ми исследованиями и разработками учитывается фактическая числен­ность лиц, выполняющих их в качестве совместителей и по договорам гражданско-правового характера. На этой основе исходя из числа отра­ботанных ими за отчетный период человеко-дней рассчитывается об­щая численность персонала, занятого научными исследованиями и раз­работками, в эквиваленте полной занятости.

Научно-технические кадры в международной статистике определяются как совокупность всех лиц, проживающих в стране и имеющих законченное высшее или среднее профессиональное образование в области науки и техники либо не име­ющих его, но занятых научно-технической деятельностью, для которой обычнотребуется подобная квалификация. Эта категория охватывает лиц,обладающих необходимой квалификацией для работы в качестве исследователей или техников, а именно соответственно высшим или среднимпрофессиональным (послешкольным) образованием либо соответствующим профессиональным опытом. Научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, категориям занятости (включая безработных и не занятых в экономике), отраслям,регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Кроме того, рассматриваются их приток (по источникам, включая по­полнение за счет выпускников учебных заведений) и отток (по направ­лениям, в том числе за рубеж).

Статистическое изучение подготовки научных кадров охватывает показатели деятельности аспирантуры и докторантуры (число научных организаций и вузов, имеющих аспирантуру и докторантуру; числен­ность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в разрезе отраслей науки научных специальностей). Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени кандидата наук, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших кандидат­ские либо докторские диссертации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.