КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка инновационной активности предприятий
Единицей отчетности в статистике инноваций являются инновационно-активные предприятия. Их идентификация базируется на расширенном круге признаков, включающих, помимо внедрения новых или усовершенствованных продуктов, услуг и процессов, участие в других видах инновационной деятельности — выполнение исследований и разработок; приобретение патентных и беспатентных лицензий; проведение маркетинговых исследований. Учитывается также осуществление определенных видов деятельности, связанных с начальными и промежуточными стадиями внедрения (производственные проектно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства, пробные производство и испытания, обучение и подготовка персонала, приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов и осуществление капитальных затрат, связанных с внедрением инноваций). На этой основе рассчитываются показатели уровня инновационной активности предприятий, отражающие степень их участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени (в зависимости от периодичности статистического наблюдения — одного года либо трех—пяти лет). Уровень инновационной активности предприятий обычно определяется как отношение количества инновационно-активных, т. е. занятых какими-либо видами инновационной деятельности, предприятий к общему числу обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли, регионе. Инновационная активность предприятия характеризуется также наличием завершенных инноваций и степенью участия в их разработке (самостоятельно, совместно с другими организациями, в основном сторонними организациями). Если инновационная деятельность на предприятии не осуществлялась, то в статистике анализируются причины такого положения дел (отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций, отсутствие рыночного спроса и др.). Новейшим достижением статистики является изучение, наряду с технологическими инновациями, изменений в системе организации и управления на предприятиях (организационные инновации). Среди них рассматриваются разработка и реализация новой или значительно усовершенствованной корпоративной стратегии, внедрение современных методов управления (в частности, на основе информационных технологий), новых организационных структур, систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), методов организации труда, логистики; создание специализированных исследовательских, технологических, инновационных, маркетинговых подразделений. В качестве косвенной интегральной характеристики результативности науки используются показатели наукоемкости производства, определяемые как отношение затрат на научные исследования и разработки к результатам производства. Такие расчеты проводятся на уровне предприятий, отраслей и экономики в целом и служат ориентирами в анализе структурных сдвигов и состояния научно-технического обеспечения производства; они широко применяются в международных сопоставлениях. На макроуровне показатель наукоемкости представляет собой отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВВП. Он отражает уровень усилий страны в сфере науки и технологий, степень ее приоритетности в системе национальных целей. На уровне отраслей (предприятий) показатели наукоемкости оцениваются обычно отношением внутренних затрат на исследования и разработки в отрасли (на предприятии) к объему производства продукции (работ, услуг). Наряду с прямой наукоемкостью проводится оценка показателей полной наукоемкости с учетом наукоемкости промежуточного потребления (т. е. затрат на научные исследования и разработки, воплощенных в стоимости потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих, услуг и т. п.) и накопления основного капитала по методологии межотраслевого баланса. На этой основе, как принято в международной практике, осуществляется группировка отраслей и продукции на высоко-, средне- и низкотехнологичные. Критерием отнесения отраслей (продукции) к той или иной из указанных групп является соответствующий им уровень полной наукоемкости в сравнении со средним по рассматриваемой совокупности. Статистическая оценка результатов инновационной деятельности представляет непосредственный интерес для всех уровней управления — от предприятий, заинтересованных в осуществлении такой инновационной стратегии, которая обеспечила бы им наибольшую прибыль, до федеральных органов власти, отвечающих за научно-техническую и инновационную политику в стране. Это имеет существенное значение и для деловых кругов при выборе перспективных инвестиционных проектов. Статистика учитывает объем инновационной продукции (услуг) в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость, спецналога и акцизов. Исходя из этого определяется ее удельный вес в общем объеме отгруженной продукции (услуг). Аналогичные расчеты проводятся также применительно к экспортной продукции (с выделением экспорта в страны СНГ и дальнего зарубежья). В дополнение производится оценка продолжительности жизненного цикла основной продукции (услуг), ориентации предприятий на региональный, общероссийский или зарубежный рынки. Показатели, характеризующие влияние инноваций на результаты деятельности предприятий, измеряются суммой прибыли от реализации инновационной продукции и ее долей в общей сумме годовой прибыли. Результаты инновационной деятельности проявляются также в изменении затрат производственных ресурсов. В связи с этим используются показатели, отражающие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций за счет сокращения затрат на оплату труда, материалы, энергию и др., повышения фондоотдачи ипрочих факторов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |