Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические аспекты сущности права и его социальное назначение




 

В предшествующие эпохи развития человечества право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами про­изводства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и тор­говая буржуазия). Ныне в развитых цивилизованных стра­нах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, со­гласовывать потребности различных социальных слоев в го­сударстве (предприниматели, работники интеллектуального труда, фермеры; расовые, национальные и иные общности и т.д.), координировать их интересы, быть арбитром в раз­решении конфликтов между людьми и их коллективами. Сегодня право — это средство достижения оптимального со­гласования между общественными, групповыми и индиви­дуальными интересами, общенациональным благом и част­ными потребностями конкретного индивида.

Без права не может существовать современное обще­ство, это объективно необходимый элемент мировой циви­лизации. Прежде всего оно служит важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обе­спечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной органи­зации международного экономического сотрудничества. В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производ­ства, практически полностью регулировалась правовыми средствами. Объем и направление производства опреде­лялись таким юридическим документом, как план. Зако­ном регламентировались количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источни­ки денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д. В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции: оно определяет общие условия нормального функциониро­вания хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.

Закон устанавливает равноправное существование раз­личных форм собственности (частной, государственной, коммунальной, муниципальной и др.), определяет права и обязанности участников хозяйственного оборота, порядок разрешения имущественных споров, ценообразование, защиту прав по­требителей. Он также устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств и имущественный вред, за порочные, вредные для общества и отдельной личности формы ведения хозяйства (злоупо­требление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.), обеспечивает заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные се­мьи, безработные и др.). Наконец, без закона немыслима бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налого­вая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).

Роль права объективно необходима также для обеспе­чения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы закрепляют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полно­мочия и порядок деятельности, взаимоотношение законо­дательной и исполнительной властей, судебный и проку­рорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства.

Без развернутой системы права невозможны установле­ние, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод лич­ности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Не менее важна роль права и в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, обе­спечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.

Объективная потребность права связана также с необхо­димостью обеспечить дисциплину, ответственность граж­дан перед обществом и государством; решительно и эф­фективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам; искоренить такое уродливое явление, как преступность и иные формы нарушения обще­ственного порядка.

Наконец, не менее значительна роль права как действен­ного инструмента расширения экономического, политиче­ского, культурного и иного сотрудничества между государ­ствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земно­го шара, установления единого мирового порядка.

Объективной закономерностью современного мира яв­ляется возрастание роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это с усложнением социальных отношений, повышением уров­ня демократизма в экономической, политической и идеоло­гической сферах, усилением заботы государства о человеке, его благополучии и безопасности, в том числе экологиче­ской, обеспечении и охране его прав и свобод.

Теоретические аспекты сущности права. Проблема сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Гносеологический (познаватель-ный) аспект заключается в философской проблеме познания сущего. Дает ли нам эмпирический подход к явлению, процессу, вещи, в данном случае праву, достаточное знание изучаемого объекта? Или этот подход необходимо дополнить логическим знанием, формулирующим понятия, категории, объясняющим при­чины тех или иных явлений? Со времен Платона ответ

сводится к признанию приоритета логического, понятий­ного знания. Действительно, достаточно ли, например, зна­ния текста той или иной статьи законодательного акта или необходимо выявить правовую норму, которая выражена в этой статье, понимать ее социальное назначение, соци­альные и даже исторические причины появления? Ответ очевиден: только логический подход позволит практически правильно, справедливо, а в необходимых случаях и гуман­но применить эту норму, например суду вынести обосно­ванный, справедливый приговор или решение.

Другой аспект проблемы сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, осно­вополагающий, определяющий компонент. Марксистская концепция права выделяла классово-волевой компонент. В знаменитой формуле из «Манифеста Коммунистиче­ской партии» авторы, обращаясь к классовым противни­кам, утверждают: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же, как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными усло­виями жизни вашего класса». Классово-волевое понима­ние буржуазного права, высказанное в этой формуле, затем распространилось и на понимание вообще сущности права. Классовые интересы, определяемые материальными усло­виями жизни соответствующе-го класса (отчего этот под­ход и обозначался как материалистический), выражались через волю господствующего класса в виде законов. Эта теория, которая подверглась справедливой критике уже в дореволюционной юридической литературе, в частности известным правоведом Л. И. Петражицким, на практике в 1930—1950-е гг. легла в основу чудовищного произвола, геноцида, террора, других негативных явлений, характер­ных для правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение полагали, что они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее в свое веление и закрепляя его в законах об упрощенном уголовном судопроизводстве (1934—1937), закрепощении под страхом уголовной ответственности работников на предприятиях, крестьян в колхозах (1940-е гг.) и т.п.

Есть и третий аспект сущности права, который разводит право и закон и понимает право то как справедливость, то как разумное распределение интересов, особое психоло­гическое переживание, психологическое отношение, саму упорядоченность общественных отношений, конкретные судебные решения споров, сознательно творимое устрой­ство общественной жизни, то, наконец, как нечто стихий­ное, развивающееся независимо от воли и общественного сознания регулятивное явление.

Следует подчеркнуть, что, размышляя о сущности пра­ва, надо иметь в виду ее динамические свойства, учитывать, что право — это динамическая, развивающаяся система, свойства которой подвержены изменениям в процессе раз­вития человеческого общества. Динамизм права приводит к его большому социально-регулятивному многообразию и многовариантности, изменению его роли и места в раз­личных обществах и соответственно к различным подходам к познанию и определению его сущности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.