Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Экстерналии




 

Мировой Банк определяет экстерналий как «из­держки или прибыль, которые проистекают из экономической деятель­ности или сделки и "набегают" частным лицам или организациям - иным, нежели те, что непосредственно вовлечены в нее (эту экономиче­скую деятельность или сделку)».

Принципиальными свойствами экстерналий являются:

влияние действий агентов (фирм или индивидуумов) на из­держки и выгоды каких-либо других агентов в рассматриваемой системе;

неполное отражение данных эффектов в рыночных ценах или их отсутствие;

воздействие на третьи лица, не принимающие участия в ры­ночной сделке, - продавцов или покупателей, и отнесение части издер­жек или выгод от сделки на их счет.

 

Из классической экономической теории вытекает, что конкурент­ный рынок обеспечивает наиболее эффективное распределение ресур­сов в экономике. В реальности большинство рынков являются несовершенными, например, вследствие того, что некоторые агенты обладают большей рыночной властью по сравнению с другими. Некоторые рынки могут отсутствовать, и это вновь приведет к наруше­ниям выводов теоремы, поскольку не выполнено предположение о пол­ной системе конкурентных рынков. Типичным примером нарушения этого условия является проблема внешних эффектов (экстерналий) - при этом отсутствует рынок, который учитывал бы и позволял компенсировать их воздействие. Одним из наиболее известных типов экстерналий является предоставление общественных благ, в связи с чем их стоимость практически всегда недооценивается рынком.

Развитие экономической теории общественного сектора во второй половине XX века подготовило почву для понимания того, что различ­ные объекты в экономике выполняют широкий спектр функций, часть которых не может быть в полном объеме оценена рынком.

К объектам с выраженными функциями относятся учреждения социальной сферы, науки, образования, объекты культуры, а также системы, связан­ные с обеспечением безопасности и обороноспособности государства. Их рыночная стоимость, оцененная по традиционным методикам, может быть очень малой либо нулевой, что с учетом рыночных реалий свиде­тельствует о неэффективности их использования собственником. В то же время прекращение текущего использования данных объектов может привести к значительным потерям для общества в целом, в том числе и экономическим. В связи с этим в современной научной литературе не­однократно предпринимались попытки сформулировать показатели стоимости объектов, учитывающие наличие нерыночных целей и эффек­тов их функционирования. Как и рыночная стоимость, данные показатели отражают прежде всего полезность оцениваемых объектов. Однако если рыночная стои­мость принимает во внимание только полезность объекта для индиви­дуума - собственника объекта, то предлагаемые понятия нерыночной стоимости трактуют ее с точки зрения полезности для общества в целом.

Согласно теории благосостояния, если стоимость объекта для собственника и общественная его стоимость совпадают, то это приводит, в конечном счете, к эффективному распределению ресурсов рынком. Если ослабить условия суждения, то рынок без координации или регулирования может иметь неэффективные равновесия.

При нарушении этих условий возникают ситуации провала рынка, при которых частная стоимость для собственника не совпадает с обще­ственной стоимостью объекта. Впервые это явление было исследовано А, Маршаллом и А. Питу в конце XIX - начале XX века и получило раз­витие в работах Дж. Сакса, К Викселя и П. Самуэльсона во второй поло­вине XX века.

Отклонения индивидуальной полезности от общественной возни­кают в результате не опосредованных рынками взаимоотношений эко­номических субъектов, влияющих на величину их прибыли или полез­ности. Такие воздействия называются экстерналиями (внешними эф­фектами).

Существование экстерналий ограничивает степень исключитель­ности прав собственности Подобные ситуации возникают, когда индивидуумы при принятии решений не считают необходимым учитывать последствия своих действий. Они не­доучитывают либо издержки, либо выгоды, которые достанутся другим. Возникают расхождения между частными и социальными издержками (социальные издержки равны сумме частных и экстернальных издер­жек) или между частными и социальными выгодами (социальные выгоды равны сумме частных и экстернальных выгод).

В этом же ряду находится и так называемая этика Парето. Речь идет о системе аксиом, о трех предпосылках оптимума:

1) каждый чело­век является наилучшим судьей своего благосостояния;

2) обществен­ное благосостояние определяется в единицах благосостояния отдельных людей;

3) благосостояние отдельных людей несопоставимо. Оптималь­ным считается такое распределение ресурсов, когда невозможно улуч­шить чье-либо благосостояние без ущерба для благосостояния другого индивидуума.

Таким образом, в аксиоматике Парето наблюдается большая определенность «восприятия» взаимосвязей между потребно­стями отдельных индивидуумов и их совокупности.

Подчеркнем, что авторы как старой, так и новой концепции благосостояния (от Питу до Самуэльсона) рассматривают предположение о зависимости общест­венного благосостояния от благосостояния отдельных людей как абсо­лютно естественный и незыблемый факт.

Аналогичным можно считать и вывод Р. Коуза в сравнительно молодой теории прав собственности. Согласно теореме Коуза всякий раз, когда возникают экстерналии, заинтересованные стороны могут собрать­ся и выработать соглашения, по которым экстерналий из внешних пре­вращаются во внутренние факторы, а распределение ресурсов становит­ся эффективным. Пусть в неявном виде и другой редакции, но и здесь присутствует все та же гипотеза о том, что совокупный потребительский эффект (включая выходящие за границы частной рыночной сделки экс­терналий) при определенных условиях может быть сведен к удовлетво­рению потребностей отдельных индивидуумов.

Таким образом, и постулат Смита о своекорыстии, и вторая ак­сиома Парето, и теорема Коуза базируются на одном и том же исходном предположении: любая общественная потребность сводится к некото­рой функции потребностей индивидуумов. Между тем именно данное предположение, как отмечалось выше, вызывает серьезные сомнения. Не говоря о том, что оно противоречит принципам системного подхода.

Поскольку любой агент обосновывает свои решения путем сопос­тавления частных выгод с частными издержками, то это приводит либо к их перепроизводству с отрицательными внешними эффектами, либо к недопроизводству благ с положительными внешними эффектами.

 

Примеры положительных экстерналий:

Если сад и пасека распо­ложены рядом, то пчелы опыляют сад, и садовод собирает больший уро­жай, а пчеловод получает больше меда;

Домовладельцы, которые выращивают красивые газоны, соз­дают внешние выгоды для соседей и прохожих;

Люди с вежливым обращением и приветливой улыбкой наделяют внешней выгодой каждого, с кем сталкиваются;

Гра­ждане, которые не жалеют труда, чтобы вникнуть в суть общественных проблем, улучшают качество коллективно принимаемых решений и, та­ким образом, всем приносят выгоду;

В определенном смысле общест­венные блага - это частный случай экстерналии, когда влиянию подвер­гаются все участники экономики. Система внешней и внутренней безопасности распространяет результаты своей деятельности на всех членов общества.

Примеры отрицательных экстерналий:

Громкая музыка. Сработавшие звуковые сигнализации автомобилей. Звук самолетов, нарушающий покой людей, проживающих вблизи аэродрома.

Курение; Производственное и транспортное загрязне­ние окружающей среды.

 

Исправить неэффективную по Парето ситуацию в экономике с внешними влияниями позволяет государственное вмешательство.

Внешние выгоды и стрем­ление получить нечто даром, что они стимулируют, действительно соз­дают некоторые серьезные социальные проблемы. Одним из способов разрешения этих проблем является принуждение со стороны государст­венных органов (наравне с разрешением и поощрением). Согласно экономической теории действия государства являются следствием решений, принимаемых гражданами и государст­венными служащими, которые учитывают свои предельные издержки и предельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий.

Отличительной чертой государства является его общепризнанное и исключительное право использовать принуждение. Принуждать - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свобо­ду их выбора. Добровольная совместная деятельность основана исключительно на убеждении, которое обеспечивает желаемое поведение, предлагая дополнительные альтернативы.

Принуждение полезно для членов общества, так как оно может иногда обеспечить производство благ, которые каждый ценит выше, чем издержки, связанные с их производством, но которые не произво­дились бы, если бы существовала только добровольная совместная дея­тельность. Подобная несостоятельность предложения может иметь ме­сто, когда не существует дешевого способа ограничить обеспечение этим благом тех, кто за него не платит, или, образно говоря, помешать потребителям стать «безбилетниками».

При внимательном рассмотрении оказывается, что традиционная деятельность государства в основном сводится к действиям, направлен­ным на уменьшение трансакционных издержек и преодоление «пробле­мы безбилетника».

Принудительная деятельность государства предпо­лагает предварительную добровольную совместную деятельность. Убе­ждение предшествует принуждению, так как, в конечном счете, граждан и государственных деятелей необходимо убедить использовать прину­ждение определенным образом. Следовательно, ограниченная эффек­тивность добровольной совместной деятельности, которая оправдывает принудительные действия государства, обусловливает и ограниченную эффективность его принудительных действий.

Чаще всего рынок не может предоставить общественный товар вообще либо в достаточном количестве. Поэтому государство должно сосредоточить инвестиционные ресурсы в тех областях, в кото­рых частный сектор является несостоятельным, особенно это касается рискованных областей: НИОКР, новые технологии, образование. Инвестиции в эти сферы приносят отдачу, как и любые другие вложения капитала. Государство вынуждено активно участвовать в формировании человеческого капитала. При этом отдача от них достаточно велика, и от этого выигрывают не только отдельные лица, но и нация в целом. Ивестиции в эти сферы являются важным фактором экономического роста.

Человеческий капитал, НИОКР не выступают в банках в качестве обеспечения кредита.

Выигрыш общества от увеличе­ния инвестиций в производство положительных экстерналий намного превышает выигрыши отдельных лиц. Если государство устраняется от участия в сферах с позитивными экстерналиями, то инвестиции и их производственное освоение окажутся явно недостаточными.

Из-за существования экстерналий меняется роль государства в современной рыночной экономике. Так, отношения координации (на­туральное, товарное и плановое хозяйство) предполагают наличие опре­деленных функций государства по формированию пропорций в эконо­мике, рамок и правил отношений обмена и трансфертов, нормативов ка­чества и правил ценообразования. По всем этим параметрам в совре­менной рыночной экономике государство ведет деятель­ность, которая выражается в следующих формах:

1. Прямое (государственный заказ, инвестиции, закупки, направ­ленные, например, на развитие ВПК или фундаментальной науки, аэро­космических программ и т. п.) и косвенное (налоговые или таможенные льготы, дешевые кредиты и прочие средства структурной политики) ре­гулирование пропорций;

2. Обеспечение выдерживания нормативов качества на бытовую технику, почти все виды сель­скохозяйственной продукции, продукты питания и др.;

3. Государственное регулирование цен и правил ценообразования (является правилом в области цен на многие потребительские товары, тарифы и т. п.);

4.Определение правил и механизмов взаимодействия рыночных агентов в широком диапазоне - от правил торговли до антимонопольно­го законодательства (это один из подвидов более многообразной функции регулирования институтов) и др.

С позиций теоремы Коуза государственные функции состоят в регулировании внешних эффектов. Этот процесс называется трансформацией внешних эффектов во внутренние или, иначе, интернализацией внешних эффектов. Это достигается путем превращения индивидуальных предельных издержек или полезности в действительно общественные издержки или полезность. Для того чтобы трансформировать положительные внешние эффекты, необходимо к индивидуальной предельной полезности прибавить внешнюю полезность товара. Трансформация положительного внешнего эффекта должна привести к снижению цены, которую платит потребитель, и увеличению потребления товара. Трансформация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара и снижению спроса на него.

 

Способы координации действий за счет государства по убыванию жесткости вмеша­тельства.

1. Военный коммунизм - прямое установление заданий (квот) у производителям и рационирование потребления.

2. Хозрасчетный социализм - установление директивных цен производитслям и потребителям при личной свободе потребителей, которые могут выбирать свою занятость и потребление в рамках бюджетных ограничений.

3. Корректирующие налоги (дотации) Пигу. Так называемый на­лог Питу связан с внешним регулированием экономической системы. Он заключается в налогообложении всех видов деятельности, связанных с отрицательными экстерналиями, и в субсидировании видов деятель­ности, которые связаны с положительными экстерналиями.

 

В реальной жизни государственное регулиро­вание напрямую зависит от политики, которая, в свою очередь, подвер­жена лоббированию отдельных групп населения.

Государственная политика чаще всего подвержена влиянию групп, преследующих специальные интересы. Государство же, скорее, готово слегка ущемлять интересы многих людей, чем «крепко прижать» нескольких. Государственная политика определяется не столько обще­ственными интересами, сколько бесконечной чередой исключительно частных интересов. Вот почему интересы потребителя превалируют в словесных спорах, но политику контролируют интересы производите­ля. Интересы производителей более сконцентрированы, более резко выражены. Производители знают, что от их действий или бездействия су­щественно зависит собственное благосостояние, и поэтому в их интере­сах предпринимать действия. Но ни один потребитель не может ожи­дать от политического действия ничего, кроме небольшой выгоды, по­этому у них нет стимула, чтобы взять на себя издержки.

 

Библиографический список

1. Бусыгин, В. П. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка: пособие по курсу «Методы экономического анализа» / В. П. Бу-I км ин, С. Г. Коковин, А. А. Цыплаков. Новосибирск: ЭФ НГУ, 1996

2. Вэриан, X. Микроэкономика. Промежуточный уровень / X. Вэ-риан. М.: ЮНИПГИ, 1997. Гл. 31.

3. Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственно­сти / Р. И. Капелюшников. М., 1990. Гл. 3.

4. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз. М., 1993.

5. Кузьминов, Я. И. Учебно-методическое пособие к курсу лекций по институциональной экономике / Я. И. Кузьминов. М.: ГУ-ВШЭ, 1999. Лекция 8.

6. Лесных, В. В. Положительные экстерналии развития ОПК / В. В. Лесных, Е. В. Попов. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН,2005.

7. Мюллер, Д. Теория общественного выбора / Д. Мюллер // Па­норама экономической мысли / под ред. Д. Гринэуэй, М. Блини, И. Стю­арт. СПб., 2002. Т. 1. Гл. 12.2-12.3.

8. Олейник, А. Н. Институциональная экономика / А. Н. Олейник.М.: ИНФРА-М, 2000. Лекции 3.2, 8.

9. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния / А. Питу. М.:Прогресс, 1985.

10. Полищук, Л. И. Микроэкономическая теория: проблемы асим­метричной информации и общественных благ / Л. И. Полищук М.: РЭЩ, 2003.

11. Скоробогатова, А. С. Институциональная экономика: курс лекций / А. С. Скоробогатова. СПб.: ГУ-ВШЭ. 2006. Тема 4.

12. П.Хейне, П. Экономичекий образ мышления: пер. с англ. /П.Хейне; под ред. С. М Чайкун. М: Изд-во «Каталаксия», 1997.

13. Шаститко.А. Е. Неоинституциональная экономическая теория / А. Е. Шаститко. М.: ТЕИС, 1999. Гл. 9.

14. Эггертссон, Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггергссон. М.: Дело, 2000. Гл. 4

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.