КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Экстерналии
Мировой Банк определяет экстерналий как «издержки или прибыль, которые проистекают из экономической деятельности или сделки и "набегают" частным лицам или организациям - иным, нежели те, что непосредственно вовлечены в нее (эту экономическую деятельность или сделку)». Принципиальными свойствами экстерналий являются: влияние действий агентов (фирм или индивидуумов) на издержки и выгоды каких-либо других агентов в рассматриваемой системе; неполное отражение данных эффектов в рыночных ценах или их отсутствие; воздействие на третьи лица, не принимающие участия в рыночной сделке, - продавцов или покупателей, и отнесение части издержек или выгод от сделки на их счет.
Из классической экономической теории вытекает, что конкурентный рынок обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике. В реальности большинство рынков являются несовершенными, например, вследствие того, что некоторые агенты обладают большей рыночной властью по сравнению с другими. Некоторые рынки могут отсутствовать, и это вновь приведет к нарушениям выводов теоремы, поскольку не выполнено предположение о полной системе конкурентных рынков. Типичным примером нарушения этого условия является проблема внешних эффектов (экстерналий) - при этом отсутствует рынок, который учитывал бы и позволял компенсировать их воздействие. Одним из наиболее известных типов экстерналий является предоставление общественных благ, в связи с чем их стоимость практически всегда недооценивается рынком. Развитие экономической теории общественного сектора во второй половине XX века подготовило почву для понимания того, что различные объекты в экономике выполняют широкий спектр функций, часть которых не может быть в полном объеме оценена рынком. К объектам с выраженными функциями относятся учреждения социальной сферы, науки, образования, объекты культуры, а также системы, связанные с обеспечением безопасности и обороноспособности государства. Их рыночная стоимость, оцененная по традиционным методикам, может быть очень малой либо нулевой, что с учетом рыночных реалий свидетельствует о неэффективности их использования собственником. В то же время прекращение текущего использования данных объектов может привести к значительным потерям для общества в целом, в том числе и экономическим. В связи с этим в современной научной литературе неоднократно предпринимались попытки сформулировать показатели стоимости объектов, учитывающие наличие нерыночных целей и эффектов их функционирования. Как и рыночная стоимость, данные показатели отражают прежде всего полезность оцениваемых объектов. Однако если рыночная стоимость принимает во внимание только полезность объекта для индивидуума - собственника объекта, то предлагаемые понятия нерыночной стоимости трактуют ее с точки зрения полезности для общества в целом. Согласно теории благосостояния, если стоимость объекта для собственника и общественная его стоимость совпадают, то это приводит, в конечном счете, к эффективному распределению ресурсов рынком. Если ослабить условия суждения, то рынок без координации или регулирования может иметь неэффективные равновесия. При нарушении этих условий возникают ситуации провала рынка, при которых частная стоимость для собственника не совпадает с общественной стоимостью объекта. Впервые это явление было исследовано А, Маршаллом и А. Питу в конце XIX - начале XX века и получило развитие в работах Дж. Сакса, К Викселя и П. Самуэльсона во второй половине XX века. Отклонения индивидуальной полезности от общественной возникают в результате не опосредованных рынками взаимоотношений экономических субъектов, влияющих на величину их прибыли или полезности. Такие воздействия называются экстерналиями (внешними эффектами). Существование экстерналий ограничивает степень исключительности прав собственности Подобные ситуации возникают, когда индивидуумы при принятии решений не считают необходимым учитывать последствия своих действий. Они недоучитывают либо издержки, либо выгоды, которые достанутся другим. Возникают расхождения между частными и социальными издержками (социальные издержки равны сумме частных и экстернальных издержек) или между частными и социальными выгодами (социальные выгоды равны сумме частных и экстернальных выгод). В этом же ряду находится и так называемая этика Парето. Речь идет о системе аксиом, о трех предпосылках оптимума: 1) каждый человек является наилучшим судьей своего благосостояния; 2) общественное благосостояние определяется в единицах благосостояния отдельных людей; 3) благосостояние отдельных людей несопоставимо. Оптимальным считается такое распределение ресурсов, когда невозможно улучшить чье-либо благосостояние без ущерба для благосостояния другого индивидуума. Таким образом, в аксиоматике Парето наблюдается большая определенность «восприятия» взаимосвязей между потребностями отдельных индивидуумов и их совокупности. Подчеркнем, что авторы как старой, так и новой концепции благосостояния (от Питу до Самуэльсона) рассматривают предположение о зависимости общественного благосостояния от благосостояния отдельных людей как абсолютно естественный и незыблемый факт. Аналогичным можно считать и вывод Р. Коуза в сравнительно молодой теории прав собственности. Согласно теореме Коуза всякий раз, когда возникают экстерналии, заинтересованные стороны могут собраться и выработать соглашения, по которым экстерналий из внешних превращаются во внутренние факторы, а распределение ресурсов становится эффективным. Пусть в неявном виде и другой редакции, но и здесь присутствует все та же гипотеза о том, что совокупный потребительский эффект (включая выходящие за границы частной рыночной сделки экстерналий) при определенных условиях может быть сведен к удовлетворению потребностей отдельных индивидуумов. Таким образом, и постулат Смита о своекорыстии, и вторая аксиома Парето, и теорема Коуза базируются на одном и том же исходном предположении: любая общественная потребность сводится к некоторой функции потребностей индивидуумов. Между тем именно данное предположение, как отмечалось выше, вызывает серьезные сомнения. Не говоря о том, что оно противоречит принципам системного подхода. Поскольку любой агент обосновывает свои решения путем сопоставления частных выгод с частными издержками, то это приводит либо к их перепроизводству с отрицательными внешними эффектами, либо к недопроизводству благ с положительными внешними эффектами.
Примеры положительных экстерналий: Если сад и пасека расположены рядом, то пчелы опыляют сад, и садовод собирает больший урожай, а пчеловод получает больше меда; Домовладельцы, которые выращивают красивые газоны, создают внешние выгоды для соседей и прохожих; Люди с вежливым обращением и приветливой улыбкой наделяют внешней выгодой каждого, с кем сталкиваются; Граждане, которые не жалеют труда, чтобы вникнуть в суть общественных проблем, улучшают качество коллективно принимаемых решений и, таким образом, всем приносят выгоду; В определенном смысле общественные блага - это частный случай экстерналии, когда влиянию подвергаются все участники экономики. Система внешней и внутренней безопасности распространяет результаты своей деятельности на всех членов общества. Примеры отрицательных экстерналий: Громкая музыка. Сработавшие звуковые сигнализации автомобилей. Звук самолетов, нарушающий покой людей, проживающих вблизи аэродрома. Курение; Производственное и транспортное загрязнение окружающей среды.
Исправить неэффективную по Парето ситуацию в экономике с внешними влияниями позволяет государственное вмешательство. Внешние выгоды и стремление получить нечто даром, что они стимулируют, действительно создают некоторые серьезные социальные проблемы. Одним из способов разрешения этих проблем является принуждение со стороны государственных органов (наравне с разрешением и поощрением). Согласно экономической теории действия государства являются следствием решений, принимаемых гражданами и государственными служащими, которые учитывают свои предельные издержки и предельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий. Отличительной чертой государства является его общепризнанное и исключительное право использовать принуждение. Принуждать - значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Добровольная совместная деятельность основана исключительно на убеждении, которое обеспечивает желаемое поведение, предлагая дополнительные альтернативы. Принуждение полезно для членов общества, так как оно может иногда обеспечить производство благ, которые каждый ценит выше, чем издержки, связанные с их производством, но которые не производились бы, если бы существовала только добровольная совместная деятельность. Подобная несостоятельность предложения может иметь место, когда не существует дешевого способа ограничить обеспечение этим благом тех, кто за него не платит, или, образно говоря, помешать потребителям стать «безбилетниками». При внимательном рассмотрении оказывается, что традиционная деятельность государства в основном сводится к действиям, направленным на уменьшение трансакционных издержек и преодоление «проблемы безбилетника». Принудительная деятельность государства предполагает предварительную добровольную совместную деятельность. Убеждение предшествует принуждению, так как, в конечном счете, граждан и государственных деятелей необходимо убедить использовать принуждение определенным образом. Следовательно, ограниченная эффективность добровольной совместной деятельности, которая оправдывает принудительные действия государства, обусловливает и ограниченную эффективность его принудительных действий. Чаще всего рынок не может предоставить общественный товар вообще либо в достаточном количестве. Поэтому государство должно сосредоточить инвестиционные ресурсы в тех областях, в которых частный сектор является несостоятельным, особенно это касается рискованных областей: НИОКР, новые технологии, образование. Инвестиции в эти сферы приносят отдачу, как и любые другие вложения капитала. Государство вынуждено активно участвовать в формировании человеческого капитала. При этом отдача от них достаточно велика, и от этого выигрывают не только отдельные лица, но и нация в целом. Ивестиции в эти сферы являются важным фактором экономического роста. Человеческий капитал, НИОКР не выступают в банках в качестве обеспечения кредита. Выигрыш общества от увеличения инвестиций в производство положительных экстерналий намного превышает выигрыши отдельных лиц. Если государство устраняется от участия в сферах с позитивными экстерналиями, то инвестиции и их производственное освоение окажутся явно недостаточными. Из-за существования экстерналий меняется роль государства в современной рыночной экономике. Так, отношения координации (натуральное, товарное и плановое хозяйство) предполагают наличие определенных функций государства по формированию пропорций в экономике, рамок и правил отношений обмена и трансфертов, нормативов качества и правил ценообразования. По всем этим параметрам в современной рыночной экономике государство ведет деятельность, которая выражается в следующих формах: 1. Прямое (государственный заказ, инвестиции, закупки, направленные, например, на развитие ВПК или фундаментальной науки, аэрокосмических программ и т. п.) и косвенное (налоговые или таможенные льготы, дешевые кредиты и прочие средства структурной политики) регулирование пропорций; 2. Обеспечение выдерживания нормативов качества на бытовую технику, почти все виды сельскохозяйственной продукции, продукты питания и др.; 3. Государственное регулирование цен и правил ценообразования (является правилом в области цен на многие потребительские товары, тарифы и т. п.); 4.Определение правил и механизмов взаимодействия рыночных агентов в широком диапазоне - от правил торговли до антимонопольного законодательства (это один из подвидов более многообразной функции регулирования институтов) и др. С позиций теоремы Коуза государственные функции состоят в регулировании внешних эффектов. Этот процесс называется трансформацией внешних эффектов во внутренние или, иначе, интернализацией внешних эффектов. Это достигается путем превращения индивидуальных предельных издержек или полезности в действительно общественные издержки или полезность. Для того чтобы трансформировать положительные внешние эффекты, необходимо к индивидуальной предельной полезности прибавить внешнюю полезность товара. Трансформация положительного внешнего эффекта должна привести к снижению цены, которую платит потребитель, и увеличению потребления товара. Трансформация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара и снижению спроса на него.
Способы координации действий за счет государства по убыванию жесткости вмешательства. 1. Военный коммунизм - прямое установление заданий (квот) у производителям и рационирование потребления. 2. Хозрасчетный социализм - установление директивных цен производитслям и потребителям при личной свободе потребителей, которые могут выбирать свою занятость и потребление в рамках бюджетных ограничений. 3. Корректирующие налоги (дотации) Пигу. Так называемый налог Питу связан с внешним регулированием экономической системы. Он заключается в налогообложении всех видов деятельности, связанных с отрицательными экстерналиями, и в субсидировании видов деятельности, которые связаны с положительными экстерналиями.
В реальной жизни государственное регулирование напрямую зависит от политики, которая, в свою очередь, подвержена лоббированию отдельных групп населения. Государственная политика чаще всего подвержена влиянию групп, преследующих специальные интересы. Государство же, скорее, готово слегка ущемлять интересы многих людей, чем «крепко прижать» нескольких. Государственная политика определяется не столько общественными интересами, сколько бесконечной чередой исключительно частных интересов. Вот почему интересы потребителя превалируют в словесных спорах, но политику контролируют интересы производителя. Интересы производителей более сконцентрированы, более резко выражены. Производители знают, что от их действий или бездействия существенно зависит собственное благосостояние, и поэтому в их интересах предпринимать действия. Но ни один потребитель не может ожидать от политического действия ничего, кроме небольшой выгоды, поэтому у них нет стимула, чтобы взять на себя издержки.
Библиографический список 1. Бусыгин, В. П. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка: пособие по курсу «Методы экономического анализа» / В. П. Бу-I км ин, С. Г. Коковин, А. А. Цыплаков. Новосибирск: ЭФ НГУ, 1996 2. Вэриан, X. Микроэкономика. Промежуточный уровень / X. Вэ-риан. М.: ЮНИПГИ, 1997. Гл. 31. 3. Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственности / Р. И. Капелюшников. М., 1990. Гл. 3. 4. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз. М., 1993. 5. Кузьминов, Я. И. Учебно-методическое пособие к курсу лекций по институциональной экономике / Я. И. Кузьминов. М.: ГУ-ВШЭ, 1999. Лекция 8. 6. Лесных, В. В. Положительные экстерналии развития ОПК / В. В. Лесных, Е. В. Попов. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН,2005. 7. Мюллер, Д. Теория общественного выбора / Д. Мюллер // Панорама экономической мысли / под ред. Д. Гринэуэй, М. Блини, И. Стюарт. СПб., 2002. Т. 1. Гл. 12.2-12.3. 8. Олейник, А. Н. Институциональная экономика / А. Н. Олейник.М.: ИНФРА-М, 2000. Лекции 3.2, 8. 9. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния / А. Питу. М.:Прогресс, 1985. 10. Полищук, Л. И. Микроэкономическая теория: проблемы асимметричной информации и общественных благ / Л. И. Полищук М.: РЭЩ, 2003. 11. Скоробогатова, А. С. Институциональная экономика: курс лекций / А. С. Скоробогатова. СПб.: ГУ-ВШЭ. 2006. Тема 4. 12. П.Хейне, П. Экономичекий образ мышления: пер. с англ. /П.Хейне; под ред. С. М Чайкун. М: Изд-во «Каталаксия», 1997. 13. Шаститко.А. Е. Неоинституциональная экономическая теория / А. Е. Шаститко. М.: ТЕИС, 1999. Гл. 9. 14. Эггертссон, Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггергссон. М.: Дело, 2000. Гл. 4
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |