КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Модели государства
В институционально-экономической методологии рассмотрим модели рынка. Представим, что провалов рынка и вынужденной безработицы не существует. Какие еще могут возникнуть проблемы у экономических агентов? Для ответа на этот вопрос используем дилемму заключенных, которая, имея один и тот же смысл, по-разному обозначается у разных авторов. Дилемма: расходовать все средства на хозяйство или тратить часть их на развитие способности к насилию? (см. табл.1.)
Таблица 1. Результативность вложения средств в развитие видов.
Допустим, два индивида занимаются хозяйством. Каждому приходится решать вопрос: тратить ли часть средств на развитие способности к насилию или же все средства направлять на развитие хозяйства? Если оба индивида занимаются только хозяйством, то их общее благосостояние является максимальным (10,10), т. е. это положение оптимально по Парето. Однако каждый может увеличить свое благосостояние, если в одностороннем порядке проявит насилие. Логика дилеммы заключенных приводит к равновесию доминирующих стратегий, когда каждый развивает свою способность к насилию. Таким образом, в состоянии равновесия наблюдается «война всех против всех». В данной ситуации каждому приходится заниматься как производством, так и спецификацией и защитой своих прав собственности. Повышение эффективности размещения ресурсов могло быть достигнуто путем передачи монопольного права на насилие одному субъекту, обладающему сравнительным преимуществом в его осуществлении. В этом случае всякое одностороннее проявление насилия каралось бы обладателем монопольного права на насилие, и в результате пропали бы стимулы к одностороннему проявлению насилия, и было бы достигнуто субоптимальное, с точки зрения общества, состояние. Таким образом, проблема, которую ставит институциональная теория в связи с определением роли государства, состоит в спецификации и защите прав собственности.
Теория государства Д. Норта. Основным выразителем институционального подхода к экономической роли государства является Д. Норт. Одной из важнейших предпосылок, лежащих в основе его анализа государства, служит наличие тесной взаимосвязи между государством, правами собственности и экономической эффективностью. Поэтому особое значение имеет выделение двух границ производственных возможностей - технической и структурной. Уровень знаний, применяемые технологии и наличные ресурсы задают техническую границу производственных возможностей, тогда как система прав собственности задает структурную, или организационную, границу производственных возможностей, которая достигается путем отбора из множества возможных типов экономической организации таких, которые обеспечивают наибольшую экономическую эффективность. Эффективность системы прав собственности определяется близостью структурной границы производственных возможностей к технической границе. Сама же система прав собственности определяется государством. Согласно данной теории государство - это экономический агент со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, которое распространяется на территорию, границы которой определяются его способностью собирать налоги, а его главными функциями являются спецификация и защита прав собственности. Государство возникает как результат общественного договора, по которому в обмен на вознаграждение в виде налогов экономический агент, обладающий сравнительным преимуществом в осуществлении насилия, обеспечивает обществу спецификацию и защиту прав собственности. Для Норта государство - простая статическая модель контракта между правителем и подданными, которой присущи следующие черты. 1. Правитель относится к ситуации как собственник. Он продает или поставляет за вознаграждение защиту и правосудие, включая защиту прав собственности и контрактных прав (их Норт выделяет отдельно). Вознаграждение - это налоги. В силу экономии на масштабе и специализации правителя членам общества это выгоднее, чем если бы каждый из них сам защищал свои права собственности и контрактные права. 2. Правитель приобретает верховную власть. Он может командовать, будучи уверенным, что его станут беспрекословно слушаться; он получает возможность требовать и собирать обязательные взносы от своих подданных, размеры которых он устанавливает произвольно. Правитель будет вести себя, как дискриминирующий монополист, выделяя группы подданных по доходу и устанавливая сборы таким образом, что бы максимизировать свой доход. Это некое объяснение прогрессивной налоговой шкалы, когда с богатых берут 30%, потому что после у них все равно еще что-то останется, а с бедных - 10%, потому что иначе они умрут с голоду и в следующий раз от них не получишь и эти 10%. 3. Ограничения для правителя со стороны подданных задаются двумя типами потенциальных издержек: - стоимость того, что подданный сумеет покинуть государство и устроиться на новом месте (издержки выхода); - стоимость того, что подданные сумеют заменить правителя (издержки перемены правителя). Д. Норт считает, что у каждого правителя есть такие враждебные альтернативные правители внутри страны, т. е. место правителя всегда внутренне конкурентно. В модели Норта первая (основная) услуга, которую правитель предоставляет подданным, - это конституция, писаная или неписаная. Вспомним расширенную производственную функцию, в которой конституция (внешний набор доступных комбинаций прав собственности), а услуга - разработка конституции, ее предоставление и приведение в действие. Предоставление конституции предполагает, что правительство инвестирует средства в то, чтобы снизить трансакционные издержки по информации, сделать все эти правила доступными и ясными для граждан. Такие правила резко снижают для граждан неопределенность существования. Не имея их, гражданин при столкновении с контрагентом не знал бы, каким набором правил тот будет руководствоваться, а когда конституция предоставлена, гражданин твердо знает, подданным какой страны он является. С этой точки зрения объявление государством ряда комбинаций и стратегий запрещенными - большое достижение цивилизации. Но эти же ограничения специфицируют права собственности граждан таким образом, чтобы максимизировать доход правителя. Например, при феодализме выделялось право на землю - основной ресурс, которым данное общество располагало, и земля, естественно, присваивалась верховным правителем, который уже сам раздавал ее другим как своим агентам. На этом было основано эффективное использование ресурсов данной общественной организацией. Другими словами, это некое взимание ренты с производства, использующего природные ресурсы, когда ограниченным ресурсом была плодородная земля. При рабовладельческом строе выделялось право на личность - на человека, который работал, право на использование воды и т. д. Вторая услуга в модели Норта - это набор общественных и полуобщественных товаров, которые правитель предлагает подданным (он вынужден содержать армию для охраны подданных, строить библиотеки и т. д.). Получая монопольную ренту, правитель сталкивается с проблемой ее рассеивания. Классический механизм рассеивания ренты - это бюрократический механизм. Отношения «принципал - агент» в любом случае ведут к тому, что рента принципала (если таковая у него есть) в результате издержек агентства рассеивается. Таким образом, в одном случае ренту присваивают сатрапы, в другом - надсмотрщики. Соответственно, здесь возникает проблема эффективности бюрократии. Кроме того, распределение ренты может идти не только в пользу агентов, но и частично в пользу граждан (подданных), если альтернативмыс издержки подданных по выходу и (или) по замещению данного правителя будут низкими. Если же альтернативные издержки подданных высоки, то даже частично рента не будет распределяться в пользу граждан. Однако и при свободных границах, когда альтернативные издержки выхода граждан низки, существуют издержки, мешающие им уехать в более благополучную страну. Это так называемые утопшие издержки, которые люди несли в течение своей жизни и которые уже не смогут вернуть: издержки, связанные с образованием в самом широком смысле, т. е. знание обычаев (принадлежность к мягким институтам), язык, культура, семейные, дружеские и деловые связи. В любом случае существует некая закономерность: правительство может вести себя оппортунистически по отношению к своим гражданам, делать с ними все, что пожелает, если их альтернативные издержки высоки; при низких альтернативных издержках граждан правительство вынуждено делиться с ними частью своей ренты. По Норту, у простой статической модели есть два ограничения: 1. Уровень политической конкуренции, внутренней и внешней; 2. Собственные трансакционные издержки правителя, куда входят: а) агентские, т. е. издержки мониторинга и контроля над бюрократами с тем, чтобы они не растаскивали достояние правителя и правильно реализовывали его волю; б) издержки по информации, предполагающие сбор информации о подданных. Чтобы определить оптимальный уровень сбора налогов, т. е. максимизировать монопольную ренту, правителю необходимо знать, с кого и что можно взять, а для этого ему приходится тратиться на различные службы (статистические, разведывательные). Принимая в расчет эти ограничения, правитель обычно не максимизирует свой доход, а соглашается на такую совокупность прав собственности и контрактных прав, которая благоприятна для групп риска - групп, имеющих низкие потенциальные издержки. Обратимся к историческому примеру. При феодализме абсолютному правителю, казалось бы, имело смысл облагать налогами самые богатые сословия - церковь и феодалов. Однако он не брал деньги с верхних децилей, осознавая, что крестьяне, доведенные до предела, соберутся, возьмут вилы и выступят против него. Норт на очень простой модели убедительно показывает, почему столь долго в истории существовало абсолютно неэффективное, даже с точки зрения эгоистических интересов правителя, распределение налогового бремени и прав собственности. Хотя правители знали об этом всегда, на секуляризацию они решились исторически недавно и провели ее, поделившись в значительной мере доходами с другим сословием - буржуазией. Правители постоянно были вынуждены балансировать между группами риска и собирать налоги не с них, а с тех, кто более беден и менее влиятелен, у кого гораздо выше издержки на то, чтобы объединиться и свергнуть правителя. Это пример «институциональной ловушки» - устойчивого неравновесного состояния, устойчивого неэффективного распределения ресурсов, на преодоление которого нам нужно на порядок больше ресурсов, чем мы приобретем в результате слома данной ситуации. История человечества изобилует такого рода «ловушками», что свидетельствует о том, что инструмент экономического анализа явно недостаточен для объяснения исторического процесса. К наиболее известным формальным моделям, иллюстрирующим некоторые элементы нортовской теории государства, относятся модель Финдли-Уилсона и модель «оседлого бандита» МакГира-Олсона.
Модель Финдли-Уилсона (1984 г.). Данная модель формально иллюстрирует неоклассическую теорию государства Д. Норта, представляя государство как дискриминирующего монополиста, сталкивающегося с рядом ограничений монопольной власти. Основное внимание в данной модели уделяется такому ограничению власти правителя, как издержки измерения налоговой базы и определения величины налогов. Пусть частный сектор экономики производит композитный товар У, объемы выпуска которого зависят от количества вложенных в производство труда L и капитала К. Соотношение факторов производства и выпуска продукции имеет вид: Y= f (К, L). Величина выпуска в экономике может быть увеличена за счет использования третьего фактора производства - правопорядка p(услуги экономике, обеспечиваемые за счет системы прав собственности). Тогда агрегированная производственная функция может быть записана так: Y= f(К, L)p(G). Правопорядок обеспечивается государственным сектором и производится с помощью такого фактора производства, как труд государственных служащих G. Количество труда и капитала в экономике фиксировано. Труд является однородным фактором. Общее количество труда Н идет на производство частных (композитный товар) и общественных (правопорядок) благ: H = L + G где L - количество людей, занятых в частном секторе; G - количество государственных служащих. И соответственно: Y = f (G); Зависимость объема выпуска продукции от количества труда государственных служащих проявляется в том, что, с одной стороны, на величину этого труда сокращается предложение труда в частном секторе, а с другой - создаваемый этим трудом правопорядок увеличивает результативность труда в частном секторе. В соответствии с принципом убывающей предельной производительности факторов производства каждая последующая единица труда государственных служащих дает все меньший эффект, и после достижения оптимального значения дальнейшее увеличение данного вида труда уже уменьшает выпуск (по аналогии с кривой Лаффера). Оптимальное значение данной величины, в соответствии с маржинальным принципом, будет иметь место в точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах. Труд, затраченный на производство порядка в государственном секторе, должен оплачиваться так же, как и труд в частном секторе. Это соответствует тому, что рынок труда неконкурентен. При этом заработная плата выплачивается государственным служащим за счет налоговых поступлений от граждан, с которых взимается пропорциональный налог. В данной модели рассматриваются два вида государства - контрактное и государство как максимизатор монопольной ренты (t от полученного дохода). 1. Контрактное государство отличается двумя признаками - стремлением к максимизации объема выпуска и равенством доходов и расходов. Максимизация объема выпуска достигается при выборе определенного значения G, соответствующего точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах при допущении конкурентности рынка труда, т. е. равенства ставок заработной платы в обоих секторах. Соответственно, зная функциональную зависимость Y(G), можно найти G, взяв производную Y′С) и приравняв ее к нулю. Далее необходимо найти ставку налога, обеспечивающую равенство доходов и расходов при данном уровне занятости в государственном секторе G, т. е. должно выполняться следующее условие: Т = G, или tY(G) = (1 –tC)VMРLG, где t - ставка налога (tс - уровень налога, при котором обеспечивается равенство доходов и расходов правителя при максимальном объеме выпуска); T -величина налоговых поступлений, определявшаяся как доля от произведенного дохода, если бы государство создавалось как контракт равного среди равных, для производства обще ственных благ; VMРL - ценность предельного продукта труда. Левая часть последнего уравнения представляет собой показатель доходов правителя, а правая часть - расходы. Ценность предельного продукта труда задает ставку заработной платы; умножая ее на количество труда в государственном секторе, получаем величину государственных расходов, скорректированную на величину уплачиваемого государственными служащими налога. К важнейшим экономическим последствиям функционирования такого вида государства относятся максимизация объема выпуска, т. е. и данном случае структурная граница производственных возможностей достигает их технической границы. Контрактное государство можно рассматривать модель, близкую к совершенной конкуренции, с которой в процессе анализа можно сравнить деятельность государства. 2. Государство как максимизатор монопольной ренты неравномерного распределения потенциала насилия правомочно предположить, что правитель максимизирует чистый доход как разницу между собираемыми налогами и расходами на поддержание порядка. Таким образом, государство выступает как дискриминирующий монополист, связанный с гражданами контрактом, обусловливающим предоставление им общественных благ в обмен на уплату налогов. Цена, которую правитель устанавливает на подобные услуги, зависит от его монопольной власти. В частности, возможности правителя по увеличению монопольной прибыли ограничивают три фактора: 1. Потенциальная угроза замещения со стороны конкурентных сил (внешних или внутренних), претендующих на место правителя. Ввиду того, что реальность угрозы со стороны различных групп поданных различна, правитель проводит политику ценовой дискриминации; 2. Возможность оппортунистического поведения государственных служащих (занимающихся производством общественных благ и сбором налогов); 3. Наличие издержек измерения, в частности измерения налоговой базы. Далее можно рассмотреть более реалистичную модель государства, в которой оно, прибегая к монополии на использование насилия, пытается максимизировать величину своей монопольной ренты. При данной ставке налога ему необходимо найти такой уровень занятости в государственном секторе, при котором максимизировалась бы разница между его доходами и расходами, т. е. речь идет о прибыли и государства как общенародной фирмы. Оптимальное для правителя значение занятости в государственном секторе Gt всегда будет меньше того значения данной переменной, при котором максимизируется объем выпуска - Gс. Это связано с тем, что для правителя имеет смысл увеличивать G до точки равенства его предельного дохода в виде налоговых поступлений и предельных издержек в виде выплат заработной платы, тогда как при достижении Gс его предельный доход равен нулю, а предельные издержки положительны. Это значит, что при максимизации правителем своей ренты будет иметь место недопроизводство правопорядка. Данная модель позволяет также отразить такое ограничение государства, как оппортунизм государственных служащих, проявляющийся в произволе чиновников. Кроме того, бюрократия бывает заинтересована в разрастании государственного сектора, что в конечном счете может привести к полному рассеиванию ренты правителя. Чиновники могут способствовать увеличению ставки налога, превышающей оптимальный уровень, при котором равенство доходов и расходов правителя не обеспечит максимизации объема выпуска. Возникнет перепроизводство правопорядка, при котором предельный продукт труда в государственном секторе будет меньше предельного продукта труда в частном секторе
Модель государства - «оседлого бандита» МакГира-Олсона(1996).
Выше говорилось, что государство возникает тогда, когда появляется возможность реализации сравнительных преимуществ в осуществлении насилия, т. е. когда некая группа людей получает сравнительные преимущества в реализации либо насилия, либо демонстрации того, что угроза насилия с их стороны будет реализована. Иными словами, государство, вступая в поединок с любым гражданином или группой граждан, заведомо побеждает, поскольку его средние издержки по осуществлению насилия в сравнении с этими же издержками у оппонентов будут ниже. Подчеркнем: у государства есть преимущества именно в реализации насилия, а не в действиях в других областях, где оно может уступать отдельным индивидам. Именно в этом смысле его преимущества являются сравнительными. Индивиды же могут обладать какими-то специальными знаниями и/или навыками и использовать их в производстве или обмене (прежде всего, имеется в виду производство частных благ). Данное обстоятельство - сравнительное преимущество государства в осуществлении насилия - является основой социального контракта между правителем и его гражданами, в рамках которого осуществляется обмен дохода на различного рода услуги, предоставляемые государством (например, безопасность). Важно отметить, что основные принципы социального контракта не зависят от модели государства. Один экстремальный полюс взаимоотношений государства с подданными - это социальный контракт как контракт равного среди равных («естественный договор» Руссо), когда государство создается, чтобы производить общественные блага; другой полюс - государство, как «бандит», который обирает своих подданных, используя преимущества в осуществлении насилия. В данной модели государство рассматривается в качестве «бандита», рассчитывающего на долгосрочное обирание людей, живущих на контролируемой им территории. В отличие от «бандита-гастролера», который посещает разные районы с целью получения максимальной краткосрочной наживы, «оседлый бандит» заинтересован в сохранении, во-первых, физической возможности своих подданных заниматься хозяйством и, во-вторых, стимулов к расширению хозяйства. Все это налагает определенные ограничения на деятельность государства: обирать своих подданных допустимо только в той степени, чтобы оставшейся части дохода было достаточно для их жизнедеятельности и сохранения стимулов к развитию хозяйства. Кроме того, «оседлому бандиту» необходимо пресекать конкуренцию со стороны «других бандитов» - как «гастролеров», так и «оседлых» на других территориях. При этом оно еще должно препятствовать обиранию одних членов общества, живущих на контролируемой им территории, другими членами этого общества. На языке неоинституциональной теории это называется «защитой прав собственности». Таким образом, «бандит-гастролер», когда он превращается в «оседлого бандита», фактически заключает с данным обществом некий контракт, а именно: в обмен на налоги обеспечивает защиту прав собственности. Последнее предполагает, во-первых, создание системы формальных правил, в рамках которой будет происходить спецификация прав собственности; во-вторых, формирование системы донесения этих правил до людей; в-третьих, обеспечение контроля за выполнением этих правил посредством создания структур, выявляющих нарушителей и применяющих к ним соответствующие санкции. В формальной модели «оседлого бандита» представлены координационные и мотивационные последствия существования государства, препятствующие достижению эффективности по Парето.
Перераспределительные функции государства и рентоориентированное поведение В стандартной микроэкономической теории государство рассматривается как субъект, проводящий политику на минимизацию неблагоприятных последствии монополизации. Однако из-за наличия групповых интересов государство может быть использовано в качестве средства создания монополий в результате давления групп интересов. Представители различных групп интересов будут пытаться заключить сделку с правителем с целью извлечения выгоды из этого преимущества правителя, а все эти попытки принято обозначать как поиск ренты. Рента - это разница между доходом владельца ресурса и его альтернативной стоимостью. В отличие от других разновидностей доходов, таких как заработная плата, рента является результатом перераспределения дохода или богатства; иными словами, ее получение не сопровождается ростом благосостояния общества. Поскольку деятельность, направленная на получение ренты, предполагает затраты ресурсов, конечным результатом поиска ренты будет снижение общего благосостояния. В качестве примера ренты нередко приводят прибыль, получаемую закрытой монополией. (Напомним, что закрытая монополия возникает из-за наличия барьеров на входе, созданных благодаря вмешательству государства.) Рассмотрим модель простой монополии, чтобы выявить общие потери благосостояния, связанные с ее функционированием. Допустим, в данной отрасли имеет место постоянная отдача от масштаба, а функция спроса на продукцию монополиста линейна. Графическая иллюстрация данной модели представлена на рис.1. В стандартном курсе микроэкономики при описании ущерба от монополии ограничиваются указанием на безвозвратные потери (на графике представлены закрашенным треугольником DWL}, а монопольная прибыль я (на графике представлена площадью заштрихованного прямоугольника) рассматривается как результат перераспределения излишка потребителя в пользу монополиста и ее величина не считается частью потерь общего благосостояния. Прим: с –средние издержки. Однако при институциональном подходе к государству закрытая монополия рассматривается как результат рентоориентированного поведения, которое в случае успеха обеспечивает ренту в виде монопольной прибыли. Поскольку затраты на поиск ренты имеют своим единственным результатом перераспределение дохода, то их чистый результат будет состоять в потерях благосостояния.
Рис. 3.7. Равновесие монополии Дня получателя прибыли от закрытой монополии издержки на лоббирование выступают в качестве инвестиций, которые обеспечивают некий ожидаемый выигрыш. При допущении однородности претендентов на получение закрытой монополии, их нейтральности к риску и возможности участия в состязании для всех общие затраты на лоббирование будут равны величине монопольной прибыли. С - общая величина расходов на лоббирование, равная величине монопольной прибыли.
Таким образом, общие потери от монополии, помимо безвозвратных потерь DWL, включают также полную величину монопольной прибыли, и, соответственно, на рис.1 они представлены закрашенным треугольником и заштрихованным прямоугольником. Поскольку закрытые монополии являются результатом использования перераспределительной функции государства, которая используется им из соображений внутренней политической конкуренции, то представленные здесь общие потери от закрытой монополии могут рассматриваться как отражение этого третьего (в теории Д. Норта) ограничения государства. Таким образом, полная цена монополии для общества в состоянии равновесия соответствует сумме безвозвратных потерь и монопольной прибыли. Причем эти затраты являются производительными только для участников борьбы, а не для остальных членов общества, так как направлены исключительно на перераспределение.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |