КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и состав современного культурологического знания
План ТЕМА 1 Культура и культурология Протокол № 1 от 01.09.10 г. и рекомендовано к использованию в учебном процессе. Волгодонск 2010 г. Обсуждено и одобрено на заседании кафедры «Экономика и Социально-гуманитарные дисциплины» ВИТИ (ф) НИЯУ МИФИ Составители: Зеленова Г.В. к.п.н., доцент кафедры «ЭиСГД» Локонова Е.Л. к.ф.н., доцент кафедры «ЭиСГД»
Содержание Лекция 1 Культура и культурология Лекция 2. Становление и развитие культурологического знания Лекция 3. Культура и цивилизация Лекция 4. Восточный и западный тип культуры Лекция 5-6. Основные этапы развития мировой культуры Лекция 7. Место и роль России в мировой культуре Лекция 8. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе Лекция 9. Охрана памятников и использование культурного наследия
1. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Основные понятия теории культуры: культура, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная самоидентичность, культурная модернизация и т.д. 3. Культура и личность. Субъекты культуры. Инкультурация и социализация. 4. Методы культурологических исследований
Современная жизнь поставила перед нашим обществом сложные задачи, требующие принципиального обновления и критической переоценки сложившейся системы ценностей. Одним из приоритетных направлений развития системы высшего образования становится его гуманизация и гуманитаризация, подъем общей культуры формирующихся специалистов. В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре. Попытки создания науки о культуре в 19 веке наблюдались в Англии, Германии, Франции. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства. Позже – социологии. Одной из первых работ посвященных культуре стала книга Тейлора «Первобытная культура».Но решающие изменения в становлении культурологии были сделаны в 20 веке, что и определило ее как мировоззренческую науку и теорию культуры.Культурология — это отрасль науки, которая создает классификации типов, отраслей и форм культуры, а также производит анализ, устанавливает взаимосвязи и систематизирует полученные знания Культурология — это не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для постижения культуры. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, взаимодействуя с другими отраслями научного знания: политологией, социологией, психологией, искусствоведением, экономикой, лингвистикой и т. д., так как все гуманитарные науки так или иначе берут источник своего изучения из культуры. Культурология охватывает все эти отрасли, пытаясь глобально осмыслить те или иные процессы в культуре и цивилизации. Культурология — это комплексная гуманитарная наука. «Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление (даже явление природы) при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа», как считает А. А. Радугин, автор учебника по культурологии. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, учебный курс по культурологии входит в состав дисциплин общефедеральной компоненты образования (цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины). Во многих высших учебных заведениях Российской Федерации «Культурология» входит в учебные программы 1 курса различных специальностей, для которых эта дисциплина не является профилирующим предметом. Курс призван компенсировать недостатки школьного гуманитарного образования и послужить базой для усвоения ряда других университетских курсов того же цикла (история, философия, социология, политология и др.), а также - ряда специальных дисциплин. Цель курса - сформировать представления об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры. Задача курса - познакомить с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры, с современными актуальными проблемами межкультурных отношений. Одной из главных задач культурологии является обнаружение за номинальным единством, которое фиксируется понятием «культура», реальное,и адекватно выразить его научными средствами. В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода: 1) Культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующий момент – изучение культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании. Результат – система знаний о культуре. 2) Культурология как разделы дисциплин, так или иначе изучающих культуру. (Например, Культурология как философия культуры, культурантропология, социология культуры и т.д.) 3) Культурология как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально—гуманитарных знаний. Существует несколько моделей современных культурологических исследований: - Классическая – жесткое разделение субъекта и объекта познания, базирующиеся на рациональной методологии; - Неклассическая – изучение повседневной культурной жизни человека на принципах номинализма (номинализм - гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего, понятийное содержание которого заключается в человеческом уме), герменевтики (герменевтика – искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии). - Постмодернистская – реализует феноменологический подход (подход, основанный на взаимодействии сознания, эго (система переживания) и окружающего мира вещей), отвергает возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливает в рамках своей культуры значение «чужих» культур. Сегодня культурологию можно рассматривать как интегративную научную общность знания, рожденную потребностями эпохи на самом стыке культурфилософии, культурпсихологии, социологии, этнологии, антропологии, социологии культуры, теологии культуры.Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - американского культурантрополога и культуролога. Позитивной чертой неэволюционистской концепции Л.УАЙТА является стремление обосновать характер культуры. Л. УАЙТ подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными. Л. УАЙТ сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе". Реально в практике фундаментальной культурологии с большей или меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (выделяемых по объектной сфере): 1. социальная культурология, акцентирующая внимание на социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной жизнедеятельности и «объективирующая» человека в форме его социальной практики (т. е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализирующих черт как творца и потребителя культурных реалий и рассматривающая его как условного функционального субъекта культурных процессов); в литературе это направление часто называют социальной и культурной антропологией, что представляется неоправданным, искусственно обуживающим проблемное поле области познания социальной культурологии некоторыми уже сложившимися научными школами и их традициями, а также фактически исключающими из сферы изучения историческую макродинамику культуры; 2. психология культуры, сосредоточенная, напротив, на проблемах «субъективации» культурной личности, проявляющейся в ее творческом, интерпретативном подходе к культурным нормам, образцам и стереотипам, заданным «социальными конвенциями» (т. е. коллективной культурой) общества, психологической мотивации лояльности и нелояльности индивида по отношению к общепринятым образцам поведения и суждений и иных выражениях как «окультуренности» личности, так и ее неустранимого индивидуализма в вопросах «исполнения» культурных норм, проблемах социального воспроизводства общества посредством культурного воспроизводства его субъектов (инкультурированных личностей); это направление получило традиционное название психологической антропологии, которое также представляется слишком узким по отношению к реальному полю встающих перед наукой проблем (психологическая антропология связывается преимущественно с вопросами этнопсихологии и культурного воспроизводства этнических черт); 3. культурная семантика, изучающая культурные феномены, прежде всего как средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри сообщества, между различными сообществами как культурными целостностями, как систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется социально значимая информация (культура, социальный опыт), выраженная на том или ином вербальном или невербальном языке, в символических чертах технологий и продуктов (результатов) всякой человеческой деятельности и т. п.; культурная семантика занимает промежуточное положение между лингвистической семиотикой, филологическими реконструкциями истории культуры на литературной основе и собственно «культурной текстологией», акцентирующей внимание преимущественно на социально детерминированном содержании исследуемых «культурных текстов», нежели на технических аспектах их воплощения и трансляции
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |