КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура и личность
В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определённым отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др. Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.). Культура - это человек, а человек граница всего. Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его. Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п. Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др. Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве Культура является неотъемлемым свойством человека. Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей – как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие. История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания, знания, объем, и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Проблема индивидуальной культуры является одной из актуальных в культурологии, так как связана с изучением процессов усвоения человеком культурных реалий. Человек, овладевая культурными нормами, приобщается к общемировым ценностям, воспитывает в себе определенные нравственные критерии и стереотипы, которые оказывают влияние не только на становление его характера, но и на чувства и ощущения других людей. Индивидуальность — это осознание человеком своей самости, уникальности, неповторимости, которое приводит, в конечном итоге, к ответственности за самого себя и свои поступки. Поэтому смысл человеческой индивидуальности заключается в этическом понимании своего места в этом мире, своего предназначения. Здесь необходимо ввести такие понятия, как индивидуализация, социализация и инкулътурация, которые хотя и довольно близко соприкасаются между собой, так как их объектом является личность человека, но все же имеют и свои собственные специфические черты, затрагивающие либо внешний аспект существования человека, связанный с его жизнью в обществе, либо особенности его внутреннего, индивидуального мира. Социализация — это «включение» человека в контекст общест-|венной жизни, усвоение им основных конструктов социальных ролей, овладение языком. Социализация связана также с приобщении вхождением человека в ту или иную возрастную и профессиональную группу, усвоение тех принципов мышления, моделей поведения, которые ей свойственны. Инкулътурация - овладение дополнительным набором культурных реалий. Это те знания, приобретение которых не является oбязательным, но, тем не менее, расширяет границы индивидуальной гуманитарной культуры, приобщая человека к культуре в более широком аспекте, обеспечивает потенции для развития. Индивидуализация — развитие тех способностей, которые заложены в человеке от природы. Потребность в реализации своих идивидуальных качеств различна у каждого человека и обусловливается его социальным статусом, воспитанием, привычками и т.д. Идивидуализация является достоянием не только отдельного человека, но и неизбежно проецируется вовне, формируя высокий ypoвень культуры взаимоотношений между людьми. Эта культура становится возможной тогда, когда при общении человек стремится разглядеть в другом человеке его индивидуальность, неповторимость. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |