Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арабо-мусульманский культурный регион

Ислам и его влияние на культуру региона.

Быт и нравы народов мусульманского мира.

Выдающиеся достижения художественной культуры исламского общества.

 

География современного арабского мира удивительно разнообразна. Обрамлённый морями и заливами Индийского океана Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен, Оман и небольшие государства, обращенные к Персидскому заливу. Ирак стал приемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания занимают территории древних Сирии, Финикии и частично Палестины, на землях которой произошли события библейской истории. Египет унаследовал простиравшиеся вдоль Нила владения Древнего Египта. На североафриканском побережье Средиземного моря, получившем у средневековых арабских географов наименование Магриб (араб. “запад”), расположены государства Ливия, Тунис, Алжир и Марокко.

История и культура арабских стран тесно связанны с Ираном и Турцией, которые в свою очередь оказали влияние на художественные традиции Средней Азии и Кавказа.

Среди аравийцев долго сохранялись первобытные верования: обожествление небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии – необъятные безжизненные пустыни и пленительные цветущие долины, палящий зной днем и нестерпимых холод ночью, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, - порождали поверья о злых и добрых джинах (духах). Эти представления прочно вошли в мир арабских сказок.

В первой трети 7 века в городе Мекке (на западе Аравийского полуострова, - ныне – Саудовская Аравия) возникла новая религия – ислам. Основатель ислама Мухаммад (около 570-632), выходец из мекканской купеческой среды, осознал себя Пророком в сорокалетнем возрасте. В своих проповедях и наставлениях он передавал воспринятые им божественные откровения (сначала в Мекке, а затем в Медине – городе, расположенном к северу Мекки, где он прожил последние десять лет своей жизни). Проповеди Мухаммада позднее были записаны и составили Священную книгу мусульман (последователей ислама) – Коран. С утверждением новой религии Мекка стала священным городом мусульман.

Мусульманская община, созданная Мухаммадом, быстро развалилась и во второй половине 7 века превратилась в сильное государство, глава которого – Халиф – одновременно был его духовным и политическим правителем.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммада, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является

Шариат – наиболее яркая и крайняя форма вторжения религии в широкие сферы повседневной жизни, быта верующих. Однако следует отметить, что документов подобного типа ни одна религия не имеет.

Термин впервые встречается в Коране в значении “правильный путь” и означает свод мусульманских законов, включающих широкий круг правовых норм.

Основная тенденция шариата – оценка и определение различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Это нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентация поведения человека в быту, сеть предписаний, запрещающих пьянство, изображение людей и животных и т.п.

К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины в исламских странах. Шариат законодательно узаконивает бесправное положение женщины (например: приравнивает двух женщин одному мужчине, правоверный мусульманин имеет право иметь до четырёх жен и бесчисленное количество наложниц, муж имеет право на развод). Однако зафиксированы и права женщины (например: женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ребёнка, за ней признаются права или раздел имущества, наследования).

Как подметил Илья Ильф “Шариат предусмотрел всё, включая способы обработки полей, покрой халата и форму лепёшки”.

Таким образом, Коран, Сунна и Шариат определяют быт и нравы мусульманских народов. Однако Коран является одновременно памятником арабской и мировой культуры.

 

ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА.

После себя Мухаммад оставил учение, изложенное в Коране, являющемся словом Бога, и образец – жизнь пророка, которой всякий мусульманин должен подражать. Сподвижники его, в самом деле, наблюдали его поступки, его поведение и запомнили, что он говорил в тех или иных случаях. “Предания о словах и действиях” (“хадисы”) составляют сборник, “сунну”. Исламский закон, “шариат” – основывается на двух источниках – Коране и сунне. Ислам прост, он не знает ни таинств, ни монашества. Верующий стоит один на один с Богом. Догматы (в богословии – основное положение вероучения) говорят ему, во что надо верить, шариат указывает, что следует и чего не следует делать.

У мусульманина пять основных обязанностей, “пять столпов веры” (“аркан”).

Первый – исповедание веры (“шахада”), означает так же обращение в ислам. Оно заключается в провозглашении формулы: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха”.

Второй – молитва (“салят”), которой предшествуют очистительные омовения. Молитва должна произносится пять раз в день.

Третий столп связан с месяцем рамадан, когда верующий с восхода и до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание (“саум”).

Четвёртый столп ислама милостыня (“закят”), налог, которые богатые платят, чтобы помочь бедным.

Пятый – паломничество (“хадж”). Каждый мусульманин, если ему позволяют средства, должен раз в жизни побывать в Мекке.

Догматы в исламе немногочисленны.

3. Выдающиеся достижения художественной культуры исламского общества.

Крупнейшими центрами мусульманской культуры являются Дамаск и Багдад, где при Халифе Мамуне был открыт “дом мудрости”, явившийся центром пропаганды произведений Галена, Гиппократа, Евклида, Архимеда, Аристотеля и т.д.

В 12 веке появляется едва ли не единственная в эпоху средневековья своеобразная – история философии – книга Шахрастана “Религиозные секты и философские школы”, излагающая учение философов Фалеса, Анаксимена, а так же Пифагора и других.

Наиболее ярким представителем ближневосточного средневекового свободомыслия был Омар Хайям (1048-1131) – великий иранский поэт и ученый. Его заслуги известны в математике, астрономии (провел реформу календаря). Бросая вызов религии, он воспевает в своих четверостишьях тему вина, запрещенную для мусульман.

Несовместимых мы полны желаний

В одной руке – бокал, другая – на Коране,

И так вот мы живём под сводом голубым –

Полубезбожники и полумусульмане.

Но для того, чтобы избежать гонений за вольнодумство, О. Хайям на склоне лет вынужден был совершить паломничество в Мекку.

Огромная роль в развитии арабо-мусульманской науки и философии принадлежит мыслителям арабского Востока: Аль-Кинди (800-874), Аль-Фаради (870-950), Алишеру Навои (1441-1501) и другие.

Особое внимание обращает на себя искусство арабо-мусульманского мира: оригинальность архитектуры, декоративно-прикладного искусства, искусства книжной миниатюры. Особенностью является табу на некоторые виды искусства. Слово, как мы уже ранее говорили, заменяло образ жизни живых существ. Главными святынями стали не иконы и статуи, как в христианстве, а суры Корана.

С первых лет возникновения халифата большой размах получило гражданское и культурное строительство. Средневековые города Востока – Дамаск, Багдад, Каир – были центрами утонченной монументальной культуры.

Здесь формировались новые типы монументальной культуры и светских построек: мечети, вмещающие тысячи молящихся, минареты – башни, с которых призывали верующих к молитве, медрессе – здания мусульманских учебных заведений, крытые рынки, дворцы и т.д. Выдающимся памятником зодчества является мечеть Куббат ас Сохра в Иерусалиме, в 687-691 годах. Исключительное место занимает в культуре орнамент – переплетающийся узор – арабески. Красота орнамента с особой выразительностью раскрывается в произведениях прикладного искусства. Особого внимания заслуживает художественное ткачество и ковровые изделия Ирана, особенно хороши были Туркменские ковры. В 4-6 веках совершенства достигает искусство книжной миниатюры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дальневосточный культурный регион | Возникновение и основные периоды эволюции мировой культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.