Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианство как фундамент всего уклада средневековой жизни




Средневековая культура Западной Европы

Средневековая культура

Средние века в истории Западной Европы обычно делят на следующие этапы:

• ранний (V — IX века);

• зрелый или классический (X — XIII века);

• поздний (XIV — XVI века). С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феода­лизму.

До недавнего времени эпоха Средневековья нередко воспри­нималась как нечто темное и мрачное, наполненное насилием и жестокостями, кровавыми войнами и страстями. Она ассоции­ровалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или прова­лом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и ра­достного. Причем созданию образа "темного Средневековья" во многом способствовали представители как данной эпохи, так и эпохи Возрождения.

Возникновение нового, западного мира было обусловлено:

• распадом Западной Римской империи (V век);

• Великим переселением народов, или нашествием варварских племен — готов, франков, алеманнов и т. д.

С IV — IX веков произошел переход от "римского мира" к "христианскому миру", вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, "христианский мир" появился на свет в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками — разрушениями, насилием и жестоко­стью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации.

В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Средневековье открыло простор для широкого применения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствием отмены рабства. Уже в VI веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII веке появ­ляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Христианство, провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, мно­гое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Основными нравственными ценностями христианства явля­ются Вера, Надежда и Любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает Любовь, которая означает, прежде всего духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христиан­ская любовь распространяется на всех "ближних", включая тех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гоня­щих вас".

Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и про­стой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргу­ментов или фактов. Такая вера в свою очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве оз­начает идею спасения.

Спасения удостоятся те, кто строго следует заповедям Хри­ста. В числе заповедей подавление гордыни и алчности, яв­ляющихся главными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смирение, терпение, непротивление злу, требования не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать ро­дителей, и многие другие нравственные нормы и законы, со­блюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

Одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз н возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызван­ных строгим делением общества на три сословия:

- духовенство;

- феодальную аристократию;

- третье сословие.

Духовенство считалось высшим сословием, оно подразделялось на белое — священство — и черное монашество. В его ведении находились "дела небесные", забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Однако и оно было далеким от единства, о чем свидетельствуют расхож­дения в понимании христианства между существовавшими в монашестве орденами.

Бенедикт Нурсийский — основатель Бенедиктинского ордена — выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богат­ству, высоко ценил физический труд, особенно земледелие и садоводство, считая, что монашеская община должна не только полностью обеспечивать себя всем необходимым, но и помогать в этом всей округе, показывая пример деятельного христианско­го милосердия. Некоторые общины данного ордена весьма вы­соко ценили образованность, поощряли не только физический, но и умственный труд, в частности освоение агрономических и медицинских знаний.

Напротив, Франциск Ассизский — основатель Францискан­ского ордена, ордена нищенствующих монахов — призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность, ибо владение каким-либо имуществом требует его защиты, то есть применения силы, а это противоречит нравственным прин­ципам христианства. Он видел идеал полной бедности и безза­ботности в жизни птиц.

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии находились "дела земные", и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от при­теснений, поддержанию веры и Церкви и т. д.

Подобно монашеским, в средние века существовали рыцарские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму кресто­вых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой.

Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и цен­ностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских тур­нирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Глав­ными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу и благородная любовь к Прекрасной Даме.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от
культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохра­нялись элементы варварского язычества и идолопоклонства.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивали "боже­ственное" с "человеческим". Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом. Простой народ создал особую смеховую культуру, свое­образие которой по-особому ярко проявлялось во время народ­ных праздников и карнавалов, когда бурлящие потоки всеобще­го веселья, шутки и игры, взрывы смеха не оставляют места для чего-то официального, серьезного и высокого.

Наряду с религией в средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и нау­ку. Высшей средневековой наукой была теология, или богосло­вие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

Философия объявлялась служанкой богословия. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед. В ее разви­тии можно выделить две тенденции.

Первая стремилась максимально сблизить и даже растворить философию в теологии. Такая философия получила наименова­ние схоластики, поскольку основной ее задачей были не поиск и приращение нового знания, но "школьное" освоение уже на­копленного. Однако и такой подход приносил ощутимую пользу: благодаря ему сохранялось наследие античных мыслителей, он способствовал совершенствованию и углублению логического мышления. Сама теология при этом становится все более ра­циональной: она не довольствовалась простой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей данной тенденции был доми­никанец Фома Аквинский (XIII век), который разработал хри­стианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести филосо­фию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и само­ценность науки в целом, и естествознания в частности. Ярким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (XIII век), который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания. Можно сказать, что он на три столетия раньше сделал то же самое, что и его более знаменитый однофамилец Фрэнсис Бэкон, ставший основопо­ложником современной науки и философии.

Еще более значительных успехов в средние века достигла ху­дожественная культура, где ведущим и синтезирующим искусством выступала архитектура.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.