Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция средневекового искусства




В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искусство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V — VIII веков нередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в то время находилась династия Меровингов.

По своему характеру это искусство было еще варварским, дохристианским, ибо в нем явно преобладали элементы языче­ства и идолопоклонства.

Наибольшее развитие в этот период получает:

прикладное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом;

миниатюра — книжная иллюстрация.

Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья дос­тигает при Каролингах (VIII — IX века), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом — легендарном герое эпической поэмы "Песнь о Роланде".

В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варвар­ский характер. Потому-то это время иногда называют "каро­лингским возрождением". Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал при своем дворе настоящий культур­но-образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми осваивал и развивал науки и искусство. Карл всячески способствовал восстановлению прочных связей с античной культурой.

Начало зрелого периода Средневековья — X столетие — ока­залось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Однако к концу X века положение постепенно нормализуется, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

В XI — XII веках значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские.

В целом же этап нового подъема искусства получил условное название "романского периода". Он приходится на XI — XII века, хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII век, а во Франции во второй половине XII века уже безраздельно господствует го­тика. В этот период архитектура окончательно становится ве­дущим видом искусства — с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе дости­жений Каролингов, испытывая влияние античного и византий­ского зодчества. Главным типом постройки является услож­няющаяся базилика.

Суть романского стиля — геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими.

Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции (Церковь в Клюни (XI век), Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII век).

Светская архитектура романского стиля явно уступает цер­ковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоратив­ных украшений (замок Шато Гайар на Сене (XII век)).

В Италии — Церковь Сант Амброджо в Милане, а также со­норный ансамбль в Пизе (XII — XIV века). В него входит гран­диозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаме­нитая "Падающая башня", а также баптистерий, предназначен­ный для крещения.

В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится На XII век. Наиболее замечательные соборы оказались сосредото­ченными в городах Среднего Рейна: Вормсе, Майнце и Шпейерс. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего — устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие ьлшни. Особо выделяется собор в Вормсе.

К началу XIII века романский период уступает место готическому периоду. Термин "готика" также является условным. Он ночник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, то есть варваров.

В XIII веке город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам. В ис­кусстве возникают две важные черты — возрастание роли ра­ционалистических элементов и усиление реалистических тен­денций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих — конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость зда­ния, которая зависит от верного распределения сил тяжести.

Готическая конструкция включает три главных элемента:

- свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы;

- система так называемых аркбутанов (полуарок);

- мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического сооружения за­ключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного све­та в интерьере готических соборов.

Готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орна­ментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами.

Колыбелью готики стала Франция. Собор Парижской Бого­матери (XIIXIII века) стал подлинным шедевром ранней го­тики. Особого выделения заслуживают церковь Сен Шапель, соборы Амьена и Реймса (все XIII века).

В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь явля­ется собор в Кельне (XIII — XV, XIX века).

Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстер­ское аббатство (XIIIXVI века), капелла Королевского кол­леджа в Кембридже (XV — XVI века).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.