Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществляются индивидуально, группами или фронтально)

Виды работ с учебниками

Развитие способностей.

Этапы работы с учебниками.

По работе с учебниками

Для учителей

Способы работы:

- вместе с учителем,

- вместе с учителем при выполнении самостоятельных заданий учащимися,

- самостоятельная работа учащихся организованная учителем как способ активизации познавательной активности учащихся.

1. Освоение знаний. Закрепление знаний. Самоконтроль. Поиск знаний. Рождение нового знания. Обобщение и систематизация знаний.

Репродуктивный Реконструктивно-вариативный Творческо-поисковый Исследовательский
Перенос известного способа в аналогичную ситуацию Перенос известного способа с его модификацией в необычную ситуацию Перенос нескольких способов и их комбинирование в необычной ситуации Создание нового способа, метода решения проблемной задачи
- Пересказ текста - Озаглавить текст - Ответы на прямые вопросы учебника - Решение задач по алгоритму (письменно, устно) - Запоминание определений, понятий, теорем, законов - Объяснение содержания таблицы прямого значения - Заучивание стихотворения - Работа с картой учебника по нахождению объектов - Выписывание из учебника понятий, положений и т.д. - Составление вопросов по тексту - Закрепление учебного материала - Подготовка конспекта по содержанию параграфа учебника - Составление тестов, кроссвордов - Чтение учебника по ролям - Составление монологов и диалогов - Выборочное чтение - Написание писем - Составление хронологических таблиц.   - Задание по озаглавливанию абзаца - Ответы на вопросы, требующие реконструкции текста учебника - Составление рассказа по иллюстрации - Выводы по прочитанному тексту, выделение главного в тексте - Сравнение изучаемого материала учебника с предыдущим - Работа с картой, связанная с обобщением материала, выделением особенностей. - Составление таблицы на материале текста учебника - Составление вопросов по тексту учебника, имеющие обобщенный, иной характер - Составление вопросов по тексту - Закрепление учебного материала - Подготовка конспекта по содержанию параграфа учебника - Составление тестов, кроссвордов - Составление монологов и диалогов - Написание писем по материалу учебника.   - Решение задач повышенной сложности - Ответы на проблемные вопросы - Разработка схемы по проблеме изучаемого материала - Создание задачи, рассказа по проблеме изучаемого материала творческого характера - Дискуссии по материалу учебника - Исследование по теме метапредметного характера - Проектная деятельность по материалу учебника - Разработка игр по теме или темам параграфов.  

 

 

Материализация средств умственных действий. Средства умственных действий — это "мысли о мыслях", чтобы учитель или учащийся мог их изложить, необходимо представить их в соответствующей форме. Одна из таких форм — вербализация — была описана выше. Другая форма — материализация — представляет эти средства в виде абстрактных символов: графиков, таблиц, схем. условных обозначений, кодов, чертежей, диаграмм. К ним же относятся опорные конспекты, изобретенные известным учителем и ученым В.Ф.Шаталовым. Творчески работающие учителя используют также свои средства материализации, которые дают положительный, развивающий и обучающий эффект. Материализованные средства оказывают положительное влияние на мотивацию и успешность учения.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства — с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Идеальные средства в форме материализации используются первоначально для общения, в речи учителя и учащихся как краткое, символическое обозначение объектов. Учитель воздействует материализованными средствами на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащиеся используют материализованные средства в совместной деятельности, общении, объяснении друг другу изучаемой темы и в решении задач. Материализованные средства становятся также и вербализованными. Далее следует самостоятельная познавательная деятельность по решению задач, в ходе которой речь сокращается, автоматизируется и превращается в мысль. Внешние, материализованные средства в результате становятся средствами мышления учащегося.

Использование материализованных средств позволяет повысить успеваемость и качество знаний учащихся, содействует развитию интеллекта и становлению способностей. Дидактическая эффективность этих средств достигается при определенном сочетании учебной информации, познавательных задач, методов обучения и фиксированных средствах материализации деятельности. Максимальный эффект достигается при использовании теоретически обобщенной информации для решения разнообразных видов (чем разнообразнее, тем лучше) с применением методов показа образца деятельности, организации коллективной и индивидуальной работы со средством, адекватным содержанию и методам обучения.

Например, для решения задач по механике в курсе физики учителя используют таблицу, в которой в верхней строке перечислены виды механического движения, а по вертикали — действия, необходимые для решения (чертеж, формулы, обозначения и т.д.). Тогда в каждой клеточке учащиеся записывают общее положение, составляющее этап решения задачи. Это положение в дидактике называется инвариантом теоретически обобщенного знания. Заполнив таблицу, учащиеся фактически прорешали все запланированные виды задач. Получив новую задачу, они могут по условию найти нужный столбец, в котором уже содержится решение данной задачи в общем виде. Поэтому решение новой задачи сводится к конкретизации решенной ранее обобщенной теоретической задачи.

 

Тема 4. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. ГОСТ. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Адекватность целей и содержания. Содержание образования как интегративный элемент. Требования к содержанию образования и отбору, критерии отбора. ГОСТ: базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Учебные планы, программы, учебно-методические комплексы.

Базовая культура личности

Так как мы говорим о неразрывной связи школьных моделей с формированием всесторонне развитой личности, то, на наш взгляд, не лишним будет обратиться к такому понятию, как «базовая культура личности».

Итак, в основе решения большинства наших общественных и экономических проблем лежит человеческий фактор. Но очевидно, что даже самые инициативные и волевые люди мало что смогут сделать в условиях низкого культурного уровня общества в целом и каждого его члена в отдельности. Речь в этом случае идет о различных сторонах культуры личности: демократической, нравственной, экологической, эстетической, физической, правовой, культуре труда и потребления, семейных отношений, культуре общения.

Сначала примем к сведению, что культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет ей жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности.

Можем ли мы сегодня говорить, что у нас есть компоненты культуры, являющиеся предпосылкой для развития и общества, и человека?

Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. Так, ошибки и деформации в строительстве социализма в СССР привели к утрате многих общечеловеческих ценностей и прежде всего в сфере нравственных отношений, ведущими принципами которых являются уважение к достоинству и самобытности человека, внимание к его индивидуальной судьбе, интересам и правам. Столь же печальны последствия бескультурья в отношении к природной среде – среде обитания нынешних и будущих поколений.

Демократическая и правовая культура, культура труда были исключены из спектра личных и общественных ценностей. В настоящее время их освоение становится условием общественного развития. Так, культура труда требует размеренной, качественной работы, а не самоотверженной штурмовщины; достоинства мастера, совести и чести в выполнении обязанностей перед партнером и заказчиком: организованности и практической сметки. Без этого нам не достичь уровня передовых стран.

Демократическая и правовая культура предполагают широкий политический кругозор, умение различать народные чаяния и ведомственные интересы, задачи общественности и задачи государства по отношению к человеку, выполнять обязанности по отношению к ним, умение защищать справедливость, в рамках законности бороться за свои права, действовать в коллективной жизни в соответствии с демократическими процедурами.

Важная и, к сожалению, не востребованная пока сторона культуры личности – отношение человека к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности.

Культура вырабатывается веками, а утрачивается куда быстрее: достаточно нескольких десятков лет. Сейчас необходимо начинать культурное возрождение: восстановить потерянное и созидать новое.

Говоря о базовости как некотором необходимом и обязательном минимуме для всех, следует иметь в виду, что речь здесь идет о некоем равном количестве тех или иных качеств и личностных достижений. Едва ли кто-нибудь отважится на то, чтобы оценивать уровень культуры людей с разными задатками, психофизическими особенностями, индивидуальным тезаурусом и типом интеллектуальной деятельности на основе некоей единой меры. Это значило бы поставить ограничитель развитию или. наоборот, поднять планку возможностей (и тем самым способствовать комплексу неполноценности). У каждого индивидуальный старт развития. А усвоенные знания, умения и навыки – не есть вся культура.

Под базовым минимумом мы понимаем некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового, неантагонистического существования человека и окружающей его среды, условия их гармоничного развития.

Если иметь в виду, что культура как комплекс исторически выработанных материальных и духовных ценностей, моральных норм, образцов и способов деятельности весьма многообразна, а в отдельных проявлениях неисчерпаема для освоения в пределах одной человеческой жизни, то становится понятной необходимость отбора и выбора главного, стоящего как перед институтами образования и воспитания, так и перед самой личностью.

Здесь мы подходим к вопросу о базовом компоненте личностной культуры – той генеральной способности, которая является обязательной предпосылкой и условием возможности обора элементов общественной культуры для культуры индивидуальной.

Речь пойдет о формировании способности к самоопределению, т.е. о подходе, обращенном к активности самого человека.

Многие годы школа направляла свои усилия на то, чтобы растущий человек овладел определенной суммой знаний, умений, навыков, представлений и даже не заботилась о расширении кругозора. Но не будут же учителя и родители всю жизнь подсказывать человеку, как жить, что носить, что читать, что смотреть по телевидению и т.д. но они могут и обязаны помочь молодому человеку узнать и понять себя. И научиться выбирать.

Можно ли этому научиться? Это ведь то же самое, что научить творчеству. Можно, если процесс обучения и воспитания строить на альтернативах. А «что такое хорошо, и что такое плохо», что истинно, что нравственно, что красиво, человек будет решать сам, ориентируясь на лучшие образцы человеческой, национальной, социалистической культуры, при этом критически осмысливать опыт предшествующих поколений, а не воспринимать его как тексты для усвоения. Такая процедура воспитания учит не только выбирать, но и постоянно искать для выбора критерии, образующие основу культуры личности.

В этой связи базовой компонент культуры личности определим, как способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, художественной и др.) и социального поведения. иначе говоря, базовый компонент культуры человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, что открывает возможность достижения гармонии с собой и окружающей жизнью.

Самостоятельно выработанные принципы собственной деятельности и поведения облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить средства, позволяющие сочетать интересы собственного и общественного развития.

Базовый компонент культуры в системе целей воспитания вынуждает по-новому относиться к самому воспитанию. Так, совершенно очевидно, что если мы будем передавать духовные ценности от одного поколения к другому в готовом виде, ни о какой культуре не может быть и речи. Так скорее можно заложить конфликт поколений (а потом гасить его дисциплинарными нормами).

Демократическое воспитание – это сотрудничество поколений, совместная выработка целей, актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике.

При таком подходе процесс воспитания начинается не с постановки перед детьми целей, а с совместной выработки целей, актуализации идеалов, осмысления способов самоопределения в жизненной практике. такому воспитанию сегодня более близка коммунарская методика.

Прошло о время, когда в системе целей воспитания провозглашались только те задачи, которые отражают непосредственно государственные нужды. В современных условиях в социальном заказе необходимо достаточно четко сформулировать требования по формированию индивидуального стиля жизни, обеспечению условий для полноценной жизнедеятельности граждан детского возраста, формирования способности к культурному самоопределению как стержневому свойству личности. Точнее, речь здесь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени.

Как видим, жизненное самоопределение понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья и поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком своих сил и способностей. В то же время смысл самоопределения нельзя отрывать от контекста человека как существа общественного: человек живет для других людей, для общества, общество – для человека. Общественный прогресс становится необратимым, когда у государства и человека есть взаимные обязательства и они при этом выполняются.

В наше педагогике долгое время бытовало правило: учащийся может стать гражданином, если к нему предъявлять гражданские требования. И чем больше их будет, тем большей мере будут проявляться патриотизм и ответственность. Это со всей очевидностью свидетельствует о том, что вопрос о самоопределении у нас по существу и не выдвигался.

Предстоят немалые усилия, чтобы избавиться от печальных последствий огосударствливания личности, проявлявшемся в откровенном пренебрежении детскими интересами. Предавая идеи гуманизма, пронизывающие историю педагогики от Аристотеля до Сухомлинского, педагогов и детей учили видеть смысл жизни где-то там далеко, в будущих свершениях. Отсюда и представления о том, что детство, школьные годы – не сама жизнь, а только подготовка к ней. и все, что прямолинейно не работает на гражданскую подготовку – художественное мировосприятие, спорт, успехи в игре и творчестве, радость общения, любовь к дому, родителям, отношения с ними, влюбленность и другие личные переживания, - второстепенно. Так, многое из того, что отражает живые чувства и непосредственные переживания детства, отрочества, юности, осталось вне целей воспитания. в лучшем случае говорилось об «учете» возрастных особенностей, находящемся на несколько порядков ниже уровня целей. Такой путь воспитания оскорблял самоопределение личности, формировал психологию «винтика».

В осмыслении целей воспитания нельзя ограничиваться задачами «кем быть» и даже «каким быть». Важнее проблема – «как жить», как построить свой индивидуальный образ жизни: выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, как преодолевать невзгоды.

И, наконец, человек с детства должен понимать, что он смертен, и исходя из этого думать о смысле не столь уж длинной жизни, быть готовым и к юности, и к зрелости, и к старости, и к смерти. Это тоже реализм целей. Цель жизни – жизнь, т.е. сам процесс жизни. Научить этому – достойная задача в системе воспитания. задачу эту еще только предстоит ставить и творчески разрабатывать пути практического решения.

Подведем итоги. Человек в демократическом обществе всегда стоит перед необходимостью выбора друзей, профессии, моды, позиции в общественной жизни, произведений литературы, искусства, видов спорта, выборе примеров для подражания, индивидуального стиля жизни. Способность самостоятельно выбирать, вырабатывать жизненные критерии и руководствоваться ими в поведении и деятельности есть способность человека к самоопределению. Она выступает как центральный, базовый компонент культуры личности.

Без умения выбирать, т.е. без способности к самоопределению человек теряет возможность обрести культуру, реализовать себя как существо самобытно-индивидуальное и активно преобразующее общественную жизнь.

В итоге, выбранная школьная модель не только не должна препятствовать самоопределению личности, но создавать максимально благоприятные условия для комфортного прохождения этого процесса, опираясь на гуманистические идеи. Ведь знакомя ребенка со всем культурным богатством, при этом, не насаждая ему своих мнений, мы формируем у него адекватное представление о мире и обществе, открывая ему дорогу в будущее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материальные средства обучения | Стандарт образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.