Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на групповую динамику




Стадия деятельности и наивысшей работоспособности

На этой стадии группа начинает эффективно выполнять поставленные задачи. Члены группы уладили свои отношения и сформулировали ожидания, выявили и приняли сильные и слабые стороны друг друга, узнали, каковы их роли. Теперь они начинают работать, проводить диагностику и решать проблемы, осуществлять необходимые изменения.

Эта стадия деятельности характеризуется следующими особенностями:

- члены группы понимают личностные и групповые процессы, сильные и слабые стороны друг друга;

- конструктивно и продуктивно работают;

- удовлетворены продвижением группы;

- способны предвидеть, предотвращать и решать проблемы;

- группа важна для ее членов;

- члены группы близко воспринимают все ее проблемы.

Теперь группа действительно становится эффективной единицей организации и начинает производительно работать.

Не обязательно группы последовательно проходят все стадии развития, например, конфликт по поводу лидерства может произойти на любой стадии групповой динамики. Согласно исследованиям, производительность работы группы в первой фазе решения задачи низка, потом значительно возрастает во второй половине и ближе к финишу.

На индивидуальном уровне на группу влияют:

- возраст членов группы;

Чаще всего лидерство в группе завоевывает человек, старший по возрасту. Для людей старшего возраста характерна большая включенность в группу, что является результатом развития познавательных способностей, высокой частоты контактов с людьми, участия в общественной жизни. С возрастом человек начинает более внимательно относиться к окружающим, пользуется большим уважением и имеет более устойчивую оценку со стороны других людей.

- пол членов группы;

Было установлено, что в некоторых разнополых группах женщины ведут себя более подавленно по сравнению с мужчинами. Женщины чаще используют визуальный контакт в качестве средства общения, чаще соглашаются с мнением большинства, склонны к коллективному методу принятия решений. Мужские группы более агрессивны и иерархичны, склонны к авторитаризму в принятии решений.

- уровень образованности;

В ряде исследований была выявлена положительная взаимосвязь между участием индивида в группе и интеллектуальным уровнем. Чем выше интеллектуальный уровень, тем более активен человек в групповом процессе. Интеллектуальный и общеобразовательный уровень оказывает влияние и на конформизм личности. Человек с более высоким интеллектуальным уровнем менее конформен, чем человек с низким интеллектуальным уровнем. Также образованный человек обычно уверен в аккуратности своего высказывания и не испытывает необходимости в поддержке со стороны группы. Была установлена взаимосвязь между уровнем образованности и лидерством. Чем больше разница в интеллектуальном уровне лидера и других участников, тем выше эффективность групповой деятельности.

- индивидуально-психологические особенности членов группы;

- социально-экономический и личный статус;

Социальный статус – это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной) в данной социальной системе. Личный статус – это положение, которое он занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как оценивается по своим индивидуальным качествам. Статус человека в организации или в группе определяется рядом факторов, таких как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение и оформление кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт.

Эти факторы могут способствовать повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. В группах с различным статусом участников общение обычно направлено на тех, кто имеет более высокое положение, причем направляемая им информация более содержательная и менее конфликтная.

Человек с высоким статусом занимает больше времени в ходе обсуждения проблем и вопросов в группе: больше говорит, высказывания других членов группы по отношению к нему содержат меньше агрессивных выпадов, меньший объем вербальной агрессии. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения членов группы с низким статусом.

Классически выделяют следующие статусы в группе:

Альфа – это лидер. Эту роль занимает наиболее активный и наиболее энергетически сильный участник группы. Альфа всегда только один.

Бета – это наиболее компетентный и информированный сотрудник. Бет может быть несколько чаще, не больше двух. Бета нейтрален по отношению к альфе. Часто альфа, чтобы упрочить свой авторитет, обращается за поддержкой к бете – носителю знаний и информации. Между бетами в группе, если их несколько, нет антагонистических или конкурентных отношений. Беты предпочитают соблюдать нейтралитет и ориентированы больше на анализ информации.

Гамма – это рядовые сотрудники. Это масса, состоящая из обычных людей, которые держатся за общегрупповое мнение и формируют его. Руководитель должен добиваться, чтобы гаммы выполняли задекларированные в правилах групповые нормы. Именно гаммы – оплот соблюдения регламента. Гаммами управлять легче всего, так как они сами заинтересованы отдать управление собой в чьи-либо руки. Так как их большинство, то, управляя гаммами, руководитель управляет всей группой.

Различают:

· гамма 1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы;

· гамма 2 – многочисленная группа инертных, подчиняющихся членов группы, жертва манипуляции руководства.

· гамма 3 – оппозиция, группа, недовольная своим статусом, но вынужденная подчиняться. К ним применяется политика «кнута и пряника». Пряник – привлечение в число приближенных, кнут – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства вплоть до изгнания из группы и физической расправы.

· гамма 4 – шут, позволяющий себе критически замечания (с разрешения лидера) по отношению в альфе, таким образом, поддерживая видимость демократии, свободы слова.

Омега – это изгой, козел отпущения. Это человек, отвергаемый группой. Он находится вне коллектива, с ним не поддерживают контакт. Это неудачник. Он принимает на себя групповую агрессию. Такая роль в группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы». Также руководителю важно следить, чтобы никто в группе не стал омегой. Омега – очень неприятная роль, скорее всего такой человек покидает группу, а она находит нового омегу.

Анти-альфа – анти-лидер. Если в группе есть два лидера, то между ними происходит борьба за лидерство, после чего один побеждает и становится альфой, а другой становится анти-альфой и формирует оппозицию альфе. Анти-альфа и альфа борются за поддержку гамм. Кого поддержат гаммы, тот и станет лидером. Анти-альфа не всегда бывает в группе. Всегда, когда он есть, групповая динамика развивается бурно и часто с агрессией.

Сильное, ярко выраженное статусное различие в группах характерно для незрелых личностей: преступников, детей.

- распределение ролей;

За каждым членом закрепляется определенная социальная роль в зависимости от того, как влияет данный член команды на процесс выполнения работы. Английский исследователь М. Белбин выделил 9 социальных ролей членов команды (табл.33).

На групповом уровне оказывают влияние:

- размер группы;

По данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы – 5-11 человек; для собраний и совещаний – в среднем 8 человек. Наиболее правильные решения принимаются группой в 5-11 человек.

По мере увеличения размера группы усложняется: достижение соглашения по спорным вопросам; появляется тенденция разделения группы на подгруппы; происходит рассогласование целей, которое приводит к напряженности и конфликтам.

В малых по количеству участников группах очень высок накал межличностного общения, напряженности между членами группы. В больших группах мало внимания уделяется каждому участнику группы.

 

Таблица 33




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.