КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельности. Экологические требования в сфере военно-оборонной
Экологические требования в сфере военно-оборонной Лекция 12. Правовое регулирование охраны окружающей среды в иных сферах человеческой жизнедеятельности План 1. Экологические требования в сфере военно-оборонной деятельности 2. Экологические требования при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств 3. Экологические требования при установлении защитных и охранных зон 4. Правовые проблемы охраны озонового слоя атмосферы Вооруженные силы РФ являются одним из крупных природопользователей. За Министерством обороны РФ закреплено 12,8 млн. га земель, в том числе 5,1 млн. га лесов, на которых расположены военные гарнизоны, полигоны, аэродромы, склады и иные военные и оборонные объекты. На долю Вооруженных Сил РФ приходится около 0,8 % вредных выбросов в России. Военно-оборонную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: как источник загрязнения окружающей среды и как объект защиты от воздействия загрязненной окружающей среды. В первом смысле к числу основных элементов военной (оборонной) деятельности можно отнести: 1) виды деятельности, которые осуществляются оборонными промышленными предприятиями при производстве продукции военного назначения; 2) повседневная деятельность Вооруженных Сил России в местах постоянной дислокации, в ходе проведения учений, маневров, боевых дежурств и т.д. В числе таких видов деятельности наибольший вред окружающей среде причиняют: а) Ракетно-космическая деятельность. Так, значительные площади в Архангельской области загрязнены металлическими конструкциями и остатками токсичных компонентов ракетного топлива в результате запуска большого количества ракет с космодрома Плесецк. Министерству обороны Российской Федерации предписано возмещать по представлению заключений специально создаваемых комиссий собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения Отделяющихся частей ракет, а органам исполнительной власти субъектов РФ - выделять Министерству обороны РФ земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов, полигонов и баз межконтинентальных баллистических ракет Министерства обороны РФ. б) Захоронение токсичных и высокотоксичных отходов на морях. В 1945-1947 г. английским, американским и советским командованием было затоплено в Балтийском и Северном морях около 400 тыс. тонн трофейных и собственных боеприпасов с отравляющими веществами (иприт, фосген и другие). Операция проходила в большой спешке без принятия необходимых мер по обеспечению экологической безопасности. Союзники ошибочно полагали, что химические боеприпасы покроются толстым слоем ила и будут законсервированы. Однако эти расчеты не оправдались. В результате от коррозии корпуса контейнеров сильно разрушились, и велика опасность масштабного загрязнения указанных морей - примерно от 50 до 100 тысяч тонн химических веществ могут попасть в воду. Захоронения производились СССР и позднее, причем точно не известно местонахождение десятков аварийных отсеков с атомных подводных лодок, заменяемых в ходе их ремонта. Всего же, по некоторым данным, в северных морях находится около 17 тысяч мест захоронений радиоактивных и иных опасных отходов. В период реформ 1990-х годов деятельность по захоронению боеприпасов на морях была официально запрещена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. «О мерах по комплексному решению проблемы обращения с радиоактивными отходами и прекращении захоронения их на морях» (с изм. и дои. от 7 октября 1996 г.). в) Уничтожение ядерного, химического и бактериологического оружия. Наибольшую известность в рамках данного направления имеет самый большой в России действующий Шиханский полигон (Саратовская область), где с 1926 г. проводятся испытания и уничтожение сотен тысяч тонн химического оружия, что привело к резкому ухудшению здоровья населения. Уровень онкологических заболеваний в Вольском районе Саратовской области (где находится полигон), по некоторым данным, более чем в 2 раза превышает российский уровень. В районе отмечается рост числа заболеваний иммунной системы, иных хронических заболеваний. Еще хуже показатели детской заболеваемости (болезни почек, сахарный диабет и т.д.). г) Испытания нового оружия на полигонах. Так, на Семипалатинском полигоне в период с 1949-1963 г. произошло 124 ядерных взрыва, в том числе 19 наземных. Эти ядерные испытания оказали огромное негативное воздействие на здоровье граждан и их потомства, проживающего в непосредственной близости от полигона. В целях социальной защиты пострадавших был принят Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 19 августа 1995 г. (сейчас утратил силу) и Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ (ред. от 29 декабря 2004 г.) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Подобные испытания проводились и в других местах. Например, в ходе общевойсковых учений в сентябре 1954 г. на Тоцком полигоне Оренбургской области была взорвана атомная бомба, мощность которой равнялась 40 килотоннам тротилового эквивалента. В результате взрыва сформировались две основные зоны загрязнения: район эпицентра радиусом 20 км. и ближайший радиоактивный след на расстоянии 210 км (северо-восточного направления). Из-за отсутствия в течение долгого времени информации о заражении местности радиационные последствия взрыва оказали негативное воздействие на здоровье тысяч людей. Поэтому вполне обоснованы предложения о разработке Закона Оренбургской области, направленного на преодоление последствий этих учений. В законе необходимо предусмотреть закрепление правового статуса территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению, и правовое положение граждан, проживающих на данной территории. д) Загрязнение окружающей среды электромагнитными излучениями в результате насыщенности Вооруженных сил радиотехническими средствами. Так, в гарнизонах Северодвинск, Мончегорск и ряда других наблюдаются превышения допустимых величин электромагнитных полей. Приведенный перечень воздействия Вооруженных Сил РФ на состояние окружающей среды и здоровье населения не является исчерпывающим. Можно также отметить факты негативного воздействия на состояние окружающей среды в связи с утечкой нефтепродуктов с военных складов, отсутствие современных средств очистки (либо их неиспользование) у определенного числа котельных в районах дислокации войск, загрязнение атмосферного воздуха выхлопами автомобильной и бронетехники, загрязнение окружающей среды в ходе проведения контртеррористической операции в Чечне, загрязнение акваторий пунктов базирования ВМФ неразделанными и затопленными кораблями и судами, подлежащими утилизации и т.д. В связи с этим ст.41 Закона об охране окружающей среды обоснованно подчеркивает: экологические требования, предъявляемые законом к мирным хозяйственным объектам, в той же мере относятся к военным и оборонным объектам, а также военной деятельности. Из этого правила есть два исключения. Первое относится к чрезвычайным ситуациям, наличие которых может правомерно воспрепятствовать Вооруженным Силам РФ выполнению экологических требований. Перечень таких ситуаций определяется федеральным законом. Другим исключением является необходимость сохранения государственной тайны (по этой причине в отношении военных объектов, например, не проводится общественная экологическая экспертиза). Для повышения эффективности природоохранной деятельности в Министерстве обороны создано Управление экологической безопасности Вооруженных Сил РФ. Данное структурное подразделение отвечает за осуществление общего руководства и контроля за природоохранной деятельностью в Вооруженных Силах РФ, а также за организацию и координацию работ по созданию и применению в Вооруженных Силах РФ специальных средств защиты войск от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды в ходе повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях, организацию оперативного обеспечения руководящих должностных лиц Министерства обороны информацией об экологической обстановке в Вооруженных Силах РФ, проведение работ по ликвидации последствий экологических катастроф и чрезвычайных ситуаций в районах дислокации и боевой подготовки войск. Однако создание управленческой структуры само по себе не может привести к нормализации воздействия военно-оборонной деятельности на окружающую среду. Принципиальной проблемой является недостаточное финансирование экологических нужд вооруженных сил, в частности, отсутствие в федеральном бюджете на очередной год статьи расходов вооруженных сил на экологические нужды, выплату штрафов и лицензионных сборов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |