Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовая регламентация осуществления инвестиционной деятельности в России




За последние годы в России принят ряд нормативных правовых доку­ментов, регламентирующих инвестиционную деятельность в условиях рыночной экономики.

Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса имеют следующие законы.

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в фор­ме капитальных вложений» (ред. от 24 июля 2007 г. № 215-ФЗ).

2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 26 июня 2007 г. №118-ФЗ).

3. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвести­ционных фондах» (ред. от 6 декабря 2007 г. № 334-ФЗ) (далее — ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

4. Федеральный закон от 24 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27 октября 2008 г. № 176-ФЗ) (далее - ФЗ «О рын­ке ценных бумаг»),

5. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 6 декабря 2007 г. № 334-ФЗ) (далее — ФЗ «О защите прав и за­конных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).

6. Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395-1 «О банках и бан­ковской деятельности» (ред. от 17 мая 2007 г. № 83-ФЗ) (далее — Закон «О банках и банковской деятельности»).

7. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ) (далее — ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»).

8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвести­ровании средств для финансирования накопительной части тру­довой пенсии в Российской Федерации» (ред. от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ) (далее — ФЗ «Об инвестировании средств для финан­сирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»).

9. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об ут­верждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (далее — постановление «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фон­да Российской Федерации»).

Особое значение имеет ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Рос­сийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющий правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, порядок ее осуществления, формы и ме­тоды государственного регулирования данного процесса.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности производится органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предусматривает согласно ст. 11 и 15 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» следующее.

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений,
путем:

· совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

· установления субъектам инвестиционной деятельности специ­альных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

· защиты интересов инвесторов;

· предоставления субъектам инвестиционной деятельности льгот­ных условий пользования землей и другими природными ресур­сами, не противоречащих законодательству Российской Феде­рации;

· расширения использования средств населения и иных внебюд­жетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

· создания и развития сети информационно-аналитических цен­тров, осуществляющих регулярное составление рейтингов и пуб­ликацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной дея­тельности;

· принятия антимонопольных мер;

· расширения возможностей использования залогов при осуще­ствлении кредитования;

· развития финансового лизинга в Российской Федерации;

· проведения переоценки основных фондов в соответствии с тем­пами инфляции;

· создания возможностей формирования субъектами инвестици­онной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

· разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных про­ектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

· формирования перечня строек и объектов технического пере­вооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

· размещения средств федерального бюджета для финансиро­вания инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении за­казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

· проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

· защиты российских организаций от поставок морально уста­ревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких тех­нологий, оборудования, конструкций и материалов;

· разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осу­ществления контроля за их соблюдением;

· выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

· вовлечения в инвестиционный процесс временно приостанов­ленных и законсервированных строек и объектов, находящих­ся в государственной собственности;

· предоставления концессий российским и иностранным инве­сторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

3. Предоставление государственных гарантий всем субъектам инве­стиционной деятельности независимо от форм собственности:

· обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

· гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

· право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправ­ления и их должностных лиц;

· защита капитальных вложений.

ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет также порядок принятия решений, касающихся государственных капиталь­ных вложений. Согласно ст. 13 решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов произво­дится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капи­тальных вложений. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

Статус иностранных инвестиций регламентирован ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике России материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта; обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестицион­ного сотрудничества.

Иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации предоставляются следующие государственные гарантии:

  • правовой защиты деятельности иностранных инвесторов, на территории Российской Федерации (ст. 5);

·использования иностранным инвестором различных форм осуще­ствления инвестиций (ст. 6);

·перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

  • компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностран­ными инвестициями (ст. 8);

· от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);

· обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи
с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России иностранным инвестором (ст. 10);

  • использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
  • права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в до­кументальной форме или в форме записи на электронных носи­телях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
  • права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
  • участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

· предоставления иностранному инвестору права на земельные
участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное
недвижимое имущество (ст. 15).

Согласно ст. 17 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансиро­вание и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Закон «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» регламентируют вопросы создания и функционирования кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков.

Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации.

Банк России имеет право устанавливать дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно обязательных нормативов, порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций, а также относительно мини­мального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и минимального размера капитала вновь регистрируемых филиалов иностранных банков.

Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются ФЗ «О рынке ценных бумаг». Данный закон определяет:

· виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (гл. 2);

· порядок функционирования фондовой биржи (гл. 2);

· виды ценных бумаг, основные положения об их эмиссии и обращении (гл. 3-5); а вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг (гл. 6-9);

· основы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (гл. 10-13).

Целями ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» являются: обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги; определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эми­тентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг (ст. 1).

Статья 2 ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливает:

  • условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;

· дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;

· дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;

  • Q дополнительные меры по защите прав и законных интересов ин­весторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

ФЗ «Об инвестиционных фондах» регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с данным законом, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом.

ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирова­ния накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государствен­ного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и ин­вестирования средств пенсионных накоплений.

Субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированный депозитарий, управляющие компании, застрахованные лица, страхователи.

Участниками отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются брокеры, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также другие организации, вовлеченные в процесс формирования и инве­стирования средств пенсионных накоплений.

Вопросы государственного регулирования инвестиционной деятель­ности рассматриваются и в постановлениях Правительства Российской Федерации.

Постановление «Об утверждении правил формирования и использо­вания бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» устанавливает порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных, комплексных инвестиционных и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, этапы и процедуру их отбора, основные требования к представляемой документации и проведению контроля и мониторинга хода их реализации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и му­ниципальных образований в области инвестиционной деятельности конкретизируют положения федеральных законов. В своей основе они направлены на привлечение инвестиций в свой регион и создание режи­ма максимального благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности, предоставление дополнительных налоговых льгот и бюд­жетных гарантий инвесторам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.