Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цнфич мсимых с





иехники


Лекция I Дизайн. Основные понятия и определения. Специфика дизайн-проектирования


13


ко с внешним видом, но, главным образом, с конструктивными и функциональ­ными характеристиками («структурными и функциональными связями изде­лий»), которые превращают какую-либо систему («предмет») в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн охваты­вает все обусловленные промышленным производством аспекты окружающей нас среды».

Это определение касалось, в основном, промышленной продукции и не вклю­чало всей постоянно расширявшейся сферы дизайнерского творчества. Осозна­ние сути дизайна, его специфики довольно быстро уточнялось и углублялось. Росло понимание дизайна как многогранного и сложного явления, охватываю­щего широкий спектр объектов и ситуаций. Поэтому уже в 1971 году на Гене­ральной ассамблее ИКСИДа было решено раз и навсегда исключить из доку­ментов установленное определение дизайна.

Глобализация дизайна, философское осмысление его роли в общей культуре обусловили появление новых теоретических толкований.

Реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельно­сти человека и как особый тип мышления (о чем речь шла в начале лекции) были названы теоретиками дизайна (Дж.К. Джонс, Б. Арчер и др.) в последней четверти XX столетия «третьей (проектной) культурой» (наряду с культурой материальной и духовной), или «Дизайном с большой буквы» [1.7].

В современном понимании объектами дизайн-проектирования являются не изделия и не средовые объекты, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности, в частности, на осуществление определенной функции. Под функцией при этом понимается не только утилитарный смысл какого-либо процесса, вещи, явления, не только облекающие его в реальность материалы, конструкции, технологии, но и эмоционально-образное, обществен­ное содержание получившегося продукта, его участие в интеллектуальной жиз­ни, культуре, в духовной составляющей нашего сознания. Поэтому представля­ется приемлемым следующее определение изучаемого явления. Дизайн — спе­цифическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жиз­ненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких по­требительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом, естественно-природной средой.

Определим основные виды современного проектного дизайнерского творче­ства — т.н. «малые дизайны» [5].

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов — как гово­рят, «от иголки до самолета». Точнее, наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А» — наиболее наукоемких, технически слож­ных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» — предметов потребления. Группа, в свою очередь, членится на специфические подгруппы. В


14


История дизайна, науки и техники^

,*ыпиуия оизайна, науки и техники

традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые при­боры, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а так­же посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.

Специфические особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектиро­вание для детей, в частности, игрушек.

Графический дизайн также является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Полу­чив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графиче­ское искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, а также шриф­тов, сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на про­странствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ро­лики на телевидении, а в последнее десятилетие — компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн переходит из прикладной сферы, обслуживающей ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми Web­site в ИНТЕРНЕТЕ. Построение графических изображений, всей системы ин­формации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектур­ную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производствен­ных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов ди­зайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 1960-х годов, ког­да стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизне­деятельности, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями, занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитек­турной среды.

Дизайн одежды и аксессуаров — понятие, которое еще только становится общеупотребляемым. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Ху­дожники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute couture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-portef). Сегодня при создании не только последних, но и первых, все больше использу-


Лекция 1. Дизайн. Основные понятия и определения. Специфика дизайн-проектирования 15

ются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное — специфические методы дизайн-проектирова­ния.

Арт-дизайн (англ. art — искусство). Его особенность состоит в том, что уси­лия дизайнера направлены, в первую очередь (и часто единственно), на органи­зацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т.е. фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональ­ных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Арт-дизайн — воплощение и использование авангардных течений, появив­шихся на стыке декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и собственно дизайна. Это синтез художественного и архитектурного формооб­разования на базе философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, учет направлений моды и др.

Самобытным и модным видом дизайна стал арт-кар — расписывание наруж­ных поверхностей автомобилей. В 1975 году по просьбе французского автогон­щика Эрве Пулена его друг — художник-авангардист Александр Калдер — под­готовил машину к ралли. Знаменитый Энди Уорхол принципиально изменил процесс работы, начав творить сразу на автомобиле (1979). Ранее художники делали эскизы и расписывали макеты в масштабе 1:5, а уже по ним мастера ра­ботали с собственно объектом творчества — автомобилем. Арт-кары сделались непременными экспонатами выставок поп-арта (в частности, на выставке Э. Уор-хола в Эрмитаже, Санкт-Петербург, 2000). В движение арт-каров активно и ус­пешно включились отечественные студенты «Строгановки» и других вузов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.