Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Aumepamypa

1.1. Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика,
1977, № 8.

1.2. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. пособие. — М.:
Архитектура-С, 2004.

1.3. Анализ и оценка потребительских свойств товаров народного потребления: Ме­
тод, рекомендации. - М.: ВНИИТЭ, 1985.

1.4. Сильвестрова С.А. Проектируем то, что хотим продать // Техническая эстетика,
1976, № 6.

1.5. Современная архитектура. — 1971, № 3. Пер. с франц. «I'architecture d'aujourd'hui»,
1971, № 155.

1.6. Лазарев ЕМ. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех: Аль­
манах. - М., 1992, № 1.

1.7. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование: Пер. с англ. — М.:
Мир, 1976.



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


Лекция 2

ЭРГОНОМИКА — ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА ДИЗАЙНА

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на интуиции и спонтанности (сфера ис­кусства), с одной стороны, информации и методологии (область науки и тех­ники), с другой. Проектировщик (дизайнер) как бы балансирует между искус­ством и реально существующими жизненными условиями, а также обстоятель­ствами, которые принято называть факторами формо- и средообразования. Эти факторы оказывают основное влияние на создание среды и ее элементов, по­нимаемое как синтез ряда объективных функциональных, социально-экономи­ческих, инженерно-технологических, деятельностных, культурных и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.

Одними из основополагающих факторов, определяющих характеристики рукотворной среды жизнедеятельности, ее оборудования и предметного напол­нения являются показатели, связанные с «человеческими факторами». Их роль тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.

Еще в конце 1920-х годов пораженный техническим прогрессом США Вла­димир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстети­ческого (мы добавим — и эргономического) намордника, то она всех «переку­сает». В наши дни техника уже не только «кусает», а все чаще «пожирает» сво­их создателей, чему активно способствует изуродованная людьми и ставшая аг­рессивной окружающая среда. Причиной многих аварий и катастроф в авиа­ции, а также на флоте, их значительный процент в Космосе являются не отка­зы технических средств, а человеческие факторы.

Оснащение контор, офисов, бытовой среды, сферы организованного отдыха сложными техническими системами, в том числе электронными, также часто обуславливает осуществление процессов жизнедеятельности на пределе психо­физиологических возможностей человека. Надеть на технику эстетический на­мордник позволяет дизайн — специфическая художественно-техническая проек­тная деятельность, имеющая острую социальную направленность. Восемьдесят лет назад творчество пионеров «классического» дизайна положило практичес­кое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «человеческих факторов». Так, целью курса лекций Оскара Шлеммера в Баухаузе было ни больше, ни меньше, как ознакомление студентов «с человеком в совокупности его бытия». «Эгоцентрические очертания простран­ства» как бы иллюстрируют его идеи. Глядя на рисунок, хотелось бы верить, что человек — центр мироздания, что многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним Космосом контролируются им, подвластны ему. Он, как па­учок в центре сплетенной им паутины, — хозяин положения и играет нитями по своему желанию. В действительности все наоборот. Сегодня человека надо срав­нивать не с охотником-паучком, а с жертвой-мухой.


Человек часто забывает, что он окутан «паутиной» многочисленных внеш­них воздействий: микроклиматом, «световым» климатом, различными видами естественных и искусственных излучений, вибрацией, шумом, запахами и пр. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружаю­щей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств [2.1; 2.2].

Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее эле­ментов (особенно технически сложной аппаратуры, приборов) с объективны­ми потребностями и возможностями человека затрудняют или делают прак­тически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких поня­тиях как «эффективность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлет­ворение» и пр., т.е. необходим максимальный учет человеческих факторов. Под человеческими факторами понимается совокупность анатомических, фи­зиологических и психологических особенностей человека, оказывающих вли­яние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и сре­дой.

Проблема человеческих факторов так же стара как орудия труда и рукот­ворная среда обитания, т.к. они создаются для нужд человека. Еще в доистори­ческие времена удобство применяемых орудий и их соответствие потребнос­тям людей были, по образному выражению английского ученого Б. Шеккела, вопросом жизни и смерти: если человек изготавливал плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применить, на свете очень скоро становилось од­ним плохим конструктором меньше.

До начала XX века целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком, главным образом, ручной инструмент и оружие, в первой полови­не XX века — машины: станки, механизмы, транспортные средства. Только после Второй мировой войны учет человеческих факторов был выделен в са­мостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке между на­уками о человеке и техническими дисциплинами. В разных странах она по­лучила разные названия: в США — «исследование человеческих факторов», в Англии — «эргономика», в Германии (Западной) — «антропотехника» и др. В Советской России был принят английский термин, который сейчас распрост­ранен практически повсеместно. Развитие эргономики началось с военной техники; в США, Великобритании и других странах к ее созданию были при­влечены значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (1960-е годы) эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования для управления их движением, станков и произ­водственной среды, космической техники. 1970-е годы — время развития эр­гономики потребительских товаров и услуг; 1980-е — эргономики компьюте­ров. В последнее десятилетие приоритетными являются направления эргоно­мики информации, досуга, не ослабевают работы в областях военной и кос­мической техники.


28


История дизайна, науки и техники


 


 


Основные понятия эргономики

Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — научная дисципли­на, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высо­коэффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводитель­ного труда.

Предметом эргономики как науки является изучение системных (систем­ность — свойство системы) закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процес­сах жизнедеятельности.

Цель эргономики — повышение эффективности и качества деятельности че­ловека в системе «человек—машина—объект деятельности—среда обитания» (со­кращенно «человек—машина—среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.

Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объеди­ненных определенной единой целью.

Машина или инструмент деятельности (изделие, предмет) в эргономике — любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного измене­ния материи, энергии, информации и пр. Понятие «машина» может означать как самые простые орудия (нож, молоток и т.п.), так и сложные — станки, ЭВМ или космические корабли.

Объектом исследования в эргономике является система «человек—машина-среда», т.е. исследование взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие си­стемы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.

Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проек­тирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) вы­полнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, трени­ровки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофи­зиологическое состояние человека.

Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек—машина—среда» в целях оптимизации деятельности челове­ка-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и гигиенических харак­теристик и возможностей. Эргономические требования являются весьма важны­ми при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке про­странственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее эле­ментов.

Человек-оператор — любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. — для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в пос-


ну ишйна Фл

 


Лекция 2. Эргономика - естественнонаучная основа дизайна



леднее время все шире используются при проектировании не только техниче­ских устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их обору­дования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо поня­тия «машина» употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие для конкрет­ного действия, — «потребитель», «зритель» и т.п.

Эргономические свойства — это свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе «человек—машина (пред­мет)—среда» в результате реализации эргономических требований.

Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентиро­ван на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важ­нейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проекти­рования.

Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов:

- анализ деятельности человека с исследованием факторов ее осуществления;

- разработка эргономических требований и показателей, а также рекоменда­
ций по их учету;

~ формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды;

- заключительный этап — оценка полноты и правильности реализации эрго­
номических требований (эргономическая оценка и аттестация) [2.3; 2.4].

Эргономика органически связана с дизайном, одной из главных целей кото­рого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей мате­риальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обсто­ятельство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную осно­ву дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования.

С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране для обозначения сфе­ры деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна, употребляется по­нятие эргодизайн, объединяющий в единое целое научные эргономические ис­следования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработка­ми таким образом, что установить границы между ними порой оказывается про­сто невозможно.

Факторы, определяющие эргономические требования

Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений наук о человеке, обществе, технических и естественных наук и в рамках междисцип­линарных исследований согласовывает и увязывает друг с другом их данные, достигая в эргономических рекомендациях слияния человеческого и техниче-


30


История дизайна, науки и техники I


 


ского аспектов. Эргономические исследования осуществляет коллектив специа­листов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инже­неров и т.д.

Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, приведены ниже.

Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструк­ции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межлич­ностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по уп­равлению объектом.

Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, раз­меров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделий анатомической пластике человеческого тела.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, тех­нологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, па­мяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.

Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим особенностям человека, его силовым, скоростным, биомехани­ческим и энергетическим возможностям.

Гигиенические (гигиена — греч. hygieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования по освещенности, газовому составу воздушной сре­ды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсич­ности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегруз­ке и ускорению.

Антропометрические требования к изделиям (оборудованию)

Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-про­странственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека и должны соответствовать его антропометрическим признакам.

Антропометрия (от греч. dnthropos — человек и...метрия) — составная часть антропологии (науки о происхождении и эволюции человека); является систе­мой измерений человеческого тела и его частей, морфологических размеров тела.

Различают классические и эргономические антропометрические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологической характеристики различных групп населения, а


BTOpi

ли

(ran Они

ИНН

при Их мрии Дина

при II.11 вы, т.д.) лей,

Чиг. ни. I- М.

Ilcpi и п; игр, 100 ран:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цнфич мсимых с | СССР в середине 1960-х начале 80-х годов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.