Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие условия решения проблемы внешних эффектов. Интернализация, налог Пигу. Теорема Коуза. Роль государства в решении проблем внешних эффектов




 

В экономической теории ситуации, в которых свободное действие рыночных механизмов неспособно обеспечить рациональное распределение и использование ресурсов, называются «провалами» рынка.

В первую очередь к ним следует отнести разрушение условий конкуренции в результате стихийного развития процесса монополизации.

Конкуренция – это важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы рыночной системы и определяет, что и для кого производить с учетом потребностей общества. В ходе конкурентной борьбы слабые, неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, напротив, расширяют свое производство и постепенно обретают рыночную власть. В результате создаются условия для возникновения монополий. Монополисты имеют возможность оказывать существенное влияние на цены, ограничивая объемы производства, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. В результате потребители вынуждены платить более высокие цены за приобретаемую продукцию, что ведет к уменьшению их реальных доходов, и доходы монополий растут не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм монопольно высоких цен. Рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

В микроэкономической теории к «провалам» рынка принято относить не только ограниченность конкуренции и, как следствие, появление монополий, но и существование внешних эффектов, общественных благ и асимметричной информации.

 

Необходимость государственного вмешательства в экономику, рассматриваемая с позиций экономической эффективности, объясняется возникновением внешних, или побочных, эффектов в механизме рыночного обмена.

Внешние эффекты или экстерналии (англ. externalities) – это издержки или выгоды, не отраженные в рыночных ценах, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке.

То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара. Другими словами, внешние эффекты имеют место тогда, когда на значение функции полезности потребителя или на значение производственной функции производителя влияет поведение третьих лиц или других организаций.

С точки зрения институциональной теории, в частности контрактной теории рынка и фирмы, внешние эффекты рассматриваются как воздействия, которые не отражены в контрактах.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Примером отрицательного внешнего эффекта могут быть издержки, которые несут владельцы пансионата из-за расположенного вблизи дымящего и сливающего в реку грязные отходы предприятия. Такое соседство не привлечет много отдыхающих, и пансионат понесет убытки. Положительный внешний эффект возникает, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, то вероятность заболеть снижается как у него, так и у окружающих его людей.

 

По особенностям возникновения (основаниям) внешние эффекты могут быть потребительскими, технологическими или денежными.

Потребительская экстерналия — это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека.

Примером потребительской экстерналии является шумовое загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность для людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому.

Технологическая экстерналия — это внешний эффект, возникающий на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента.

Положительный технологический внешний эффект возникает, если пчелы, являющиеся собственностью пчеловода А, опыляют во время цветения садовые деревья, правами собственности на которые обладает садовод В. Тогда садовод получает прибавку к урожаю и соответственно прибыли, не выплачивая за это компенсации пчеловоду. А производство фруктов дает внешний эффект в виде нектара, необходимого для пчел, и увеличения производства меда.

Денежная экстерналия — внешний эффект, возникающий вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента.

Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая на рынке монополистической конкуренции, когда поведение одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы.

 

Центральная проблема внешних эффектов состоит в том, что конкурентный рынок формирует цены, которые отражают только частные издержки (или выгоды) и не отражают общественные издержки (или выгоды). Когда нет внешних эффектов, общественные и частные издержки совпадают.

Существование отрицательных экстерналий приводит, во-первых, к появлению экстернальных издержек (EC – англ. external cost), возлагаемых на третьих лиц. Во-вторых, к расхождению между частными (PC- англ. private cost) и общественными (SC – англ. social cost) издержками: SC = PC + EC.

Положительные внешние эффекты, в свою очередь, порождают экстернальные выгоды (ЕВ – англ. external benefit ) и приводят к расхождению между частными (PB – англ. private benefit) и общественными (SB – англ. social benefit ) выгодами: SB=PB+EB.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом производства продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг.

Допустим, условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной выгоды (MSB) предельным общественным издержкам (MSC). В случае отрицательных экстерналий предельные издержки отдельного производителя МPС меньше предельных общественных издержек MSC.

Пример: Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды.

  Рис.10.2. Отрицательный внешний эффект Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис 10.2).

Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельны общественным выгодам MSB, то есть МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

 

В случае положительных экстерналий предельные частные выгоды (MPB) меньше предельных общественных выгод (MSВ). Например, в обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 10.3.).

Рис.10.3. Положительный внешний эффект Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ=MSC. Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод.

Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, то есть в точке Е2.

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, то есть имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Особенности рыночного распределения и использования ресурсов при наличии внешних эффектов представлены в таблице 10.1.

Таблица 10.1.Распределение и использование




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.