Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Перспективы энергосбережения России

Общие сведения и этапы реализации программы «Энергосбережение России».

Программу энергосбережения предусматривалось реализовывать в два этапа, сопряженных во времени с проводимой в стране жилищно-коммунальной реформой, первый этап – 1998-2000 гг. и второй – 2001-2005 гг.

В начале первого этапа, приходящегося в соответствии с Основными направлениями энергетической стратегии России на период осуществления комплекса антикризисных мер в экономике ин энергетическом хозяйстве, основными направлениями работы в области энергосбережения были:

• разработка и принятие субъектами РФ законодательных актов, направленных на регулирование отношений в регионах России в сфере производства и услуг, рационального использования и экономного расходования топлива и энергии с учетом требований федерального закона «Об энергосбережении» и других нормативно-правовых документов;

•создание системы управления энергопотреблением и энергосбережением в регионах на основе децентрализации и антимонопольного законодательства и повышения роли регионов в энергосбережении;

•оказание финансовой поддержки энергосбережения со стороны государства за счет целевых бюджетных ассигнований и внебюджетных целевых средств, средств региональных фондов энергосбережения с целью инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих проектов и программ;

• организация работ по оснащению потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, а также средствами и оборудованием энергосберегающей электротехники;

• дальнейшее совершенствование системы цен на топливо и энергию с приведением внутренних цен в соответствие с затратами на их производство и доставку потребителям и устранением несоответствия с ценами на основную промышленную продукцию. Это увеличит эффект от предлагаемых законодательных, административных, научно-технических и иных энергосберегающих мер, о чем свидетельствует весь предыдущий опыт в стране и за рубежом;

• дальнейшее совершенствование системы тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на природный газ для потребителей с консолидацией на этой основе части средств, необходимых для финансирования энергосбережения в регионах в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об энергосбережении»;

• введение в действие рыночных механизмов мобилизации средств, в том числе населения, а также механизмов, обеспечивающих привлечение заемных средств российских и зарубежных инвесторов.

Особое внимание при достижении целей энергосбережения на первом этапе было уделено организации массового производства и оснащения всех категорий энергопотребителей относительно дешевыми и качественными коммерческими средствами учета и регулирования расхода топлива и энергии, что является непременным условием достижения предусмотренных в программе объемов экономии энергоресурсов.

Исключительно важное значение это мероприятие имеет для сферы жилищно-коммунального хозяйства, где приборный учет и регулирование расхода энергоресурсов позволят решить социальные задачи, связанные с энергообеспечением населения при сокращении и последующей отмене дотаций в жилищно-коммунальном секторе за счет исключения переплат за энергоресурсы.

На втором этапе должны получить свое дальнейшее развитие создание и освоение производителями принципиально новых малоэнергоемких технологий, высокоэффективных в энергетическом отношении видов оборудования технических средств и материалов как за счет внедрения достижений научно-технического прогресса, так и за счет совершенствования структуры производства и расширения сферы услуг. В общем объеме валового внутреннего продукта будет постоянно возрастать доля наукоемких и энергоэкономичных производств, появится возможность приступить, исходя из более благоприятной экономической ситуации, к реализации крупных инвестиционных проектов, финансируемых в основном за счет заемных средств российских, а также зарубежных инвесторов. В результате наращивания объемов экономии энергетических ресурсов во всех сферах экономики и сокращения затрат производителей промышленной продукции на энергообеспечение произойдет повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции.

На этом этапе будет также завершено создание системы показателей энергетической эффективности в составе государственных стандартов и производственной базы по выпуску энергосберегающего оборудования и комплексов.

 

Региональные программы энергосбережения.

Важным фактором, определяющим необходимость региональной энергетической политики, является федеративное устройство России. Разделение властных функций, прав собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение регионов между федеральными органами и субъектами Федерации ускоряет процессы децентрализации управления народным хозяйством и расширяет экономическую самостоятельность территориально-государственных образований.

Региональная энергетическая политика в этих условиях призвана реализовать на рыночных началах выбранную стратегию развития энергетики России и важнейшего ее направления - энергоснабжения, винтересах как государства в целом, так и его составных частей-субъектов Федерации.

При этом в области энергосбережения федеральные органы формируют главным образом нормативно-правовую базу и осуществляют координацию работ но межотраслевым и межрегиональным проблемам энергосбережения. Федеральные органы играют также ведущую роль в создании материально-технической базы энергосбережения, что и отражено в программе «Энергосбережение России».

Главным средством реализации региональной энергетической политики являются региональные энергетические программы, разрабатываемые, как правило, на 15-20-летний период. В ходе разработки таких программ в большинстве регионов впервые формулируются цели и задачи энергетической политики на своей территории, прорабатываются механизмы ее реализации, разрабатываются конкретные мероприятия с включением в них дочерних организаций естественных монополий.

На базе региональных энергетических программ формируются региональные программы энергосбережения, примерная структура которой представлена ниже.

В региональной программе энергосбережения сконцентрированы:

• паспорт программы;

• характеристика региона, экономики и социальных условий развития;

• цели, задачи и основные положения программы;

• характеристика потребления энергоресурсов; характеристика топливно-энергетического комплекса;

• этапы реализации программы;

• оценка затрат па реализацию программы и направления их расходования;

• нормативно-правовое обеспечение программы. Стандартизация и сертификация. Ценовая, налоговая, бюджетная политика и тарифы;

• основные направления экономики ТЭР:

• экономия энергоресурсов в промышленности;

• энергосбережение на предприятиях энергетики;

• экономия энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве;

• экономия энергоресурсов в сельском хозяйстве;

• экономия энергоресурсов на транспорте;

• повышение энергоэффективности систем теплоснабжения;

• утилизация вторичных энергоресурсов и отходов производства. Использование средств автономной и малой энергетики;

• источники и механизмы финансирования программы;

• информационное обеспечение программы энергосбережения. Подготовка кадров. Реклама и пропаганда.

• объекты демонстрационной зоны;

• оценка экономической, социальной и экологической эффективности программы;

• управление энергосбережением.

Главная цель региональной программы энергосбережения - разработка стратегии и первоочередных мер в области энергосбережения, направленных на улучшение социальных условий жизни населения, с учетом меняющихся экономических условий, действующего федерального и регионального законодательства, проведения ценовой и тарифной политики в регионах. При этом решают следующие основные задачи управления энергосбережением:

• разрабатывают нормативно-правовой блок, основу которого составляют региональный закон «Об энергосбережении» с нормами преимущественно прямого действия, а также нормативные правовые документы, принимаемые субъектами РФ. Региональные законы и нормативно-правовые документы должны соответствовать положениям федерального закона «Об энергосбережении» и другим нормативно - правовым актам федерального уровня;

создают программный блок, содержащий региональную среднесрочную программу энергосбережения. Этот блок включает пакет инвестиционных и инновационных энергосберегающих проектов и подпрограмму оснащения предприятий и организаций (в первую очередь бюджетной и муниципальной сферы) приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов, а также электротехническим энергосберегающим оборудованием и устройствами;

•формируют блок финансового обеспечения программы энергосбережения за счет консолидации средств в порядке, предусмотренном статьей 14 федерального закона «Об энергосбережении». Согласно этому закону региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электро- и теплоэнергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов РФ. В том же блоке предусматриваются все другие источники финансирования программы, не противоречащие законодательству, а также порядок их формирования, направления, сроки использования и система гарантий возврата инвестиций;

• создается блок управления, определяющий организационные структуры энергосбережения на территории субъекта РФ, обеспечивающие управление финансовыми ресурсами и соответствующими региональными программами энергосбережения.

Региональные проблемы энергосбережения и пути их решения в программе «Энергосбережение России» проработаны с учетом предложений и конкретных мероприятий по энергосбережению поступивших от 57 субъектов Российской Федерации.

Большое внимание при этом уделено концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на обеспечение одной из важнейших региональных проблем при проведении жилищно-коммунальной реформы - существенному сокращению, а за пределами 2005 г. и прекращению непомерных для местных бюджетов дотаций на оплату энергоресурсов, потребляемых в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В процессе реализации программы ожидаются следующие конечные результаты:

общая величина сэкономленных в период 1998-2005 гг. энергетических ресурсов достигнет 365.435 млн т у. т. На первом этапе, в 1998-2000 гг. экономия энергоресурсов составит 53…69 млн т у. т. Это позволит снизить энергоемкость ВВП к концу первого периода на 5,3 %, а к 2006 г. - на 13,3 %.

 

Определение теоретически возможного потенциала энергосбережения.

Для унификации оценок экономии ТЭР и возможности обобщения в масштабах страны региональных энергетических программ, особенно в части энергосбережения предлагается использовать приведенные ниже рекомендации.

В числе основных направлений экономии в Пояснительной записке региональной долгосрочной программы должны быть указаны:

•снижение расхода котельно-печного топлива;

• уменьшение расхода электроэнергии;

• увеличение использования вторичных энергетических ресурсов;

• экономия энергоресурсов на всех видах транспорта, в сельском хозяйстве, в коммунально-бытовом хозяйстве городов;

• использование атомной энергии и возобновляемых источников энергии.

В представляемые материалы необходимо включать мероприятия по экономии ТЭР, вытекающие из конкретных условий состояния и развития региона.
База для сравнения - фактические показатели удельных расходов ТЭР в 1998г. Необходимо сопоставить удельные расходы ТЭР на производство продукции, работ или на однотипные процессы в России и развитых капиталистических странах и обосновать имеющиеся расхождения. Федеральным законом «Об энергосбережении и программой «Энергосбережение России» были поставлены задачи улучшить использование ТЭР, шире вовлекать вторичные энергетические ресурсы. Этим задачам соответствуют следующие основные мероприятия:

• разработка конструкций и организация производства новых типов технологического и энергетического оборудования и транспортных средств, требующих меньших удельных затрат ТЭР;

• замена и модернизация устаревшего оборудования, транспортных средств;

• рациональный выбор энергоносителей;

• интенсификация технологических процессов;

• разработка и внедрение менее энергоемких технологических процессов, обеспечивающих снижение удельных расходов ТЭР;

• использование ТЭР и исходного сырья улучшенного качества;

•комбинирование технологических производств, комплексное использование топлива и сырья;

• устранение или снижение потерь ТЭР при транспортировке и хранении;

• снижение потребления электрической энергии в пиковой части графика электрической нагрузки энергосистемы;

• улучшение тепловой изоляции зданий и технологических аппаратов;

• снижение сопротивления движению транспортных средств;

• расширение пропускной способности транспортных узлов и дорожных путей;

•строительство новых дорожных путей улучшенного качества; переключение грузопотоков с энергоемкого на менее энергоемкий вид транспорта;

• экономия энергоемких материалов;

•совершенствование систем эксплуатации топливо - и энергопотребляющего оборудования и транспортных средств;

•создание менее энергоемких и безотходных технологий и т. д.

Кроме того, целесообразно оценить экономию ТЭР при совершенствовании систем управления предприятиями региона, включая использование ЭВМ. Наряду с экономией повышение эффективности использования ТЭР включает также:

• замену дефицитных ТЭР менее дефицитными;

• снижение затрат па транспорт ТЭР;

•получение из нетранспортабельных топлив транспортабельных видов ТЭР и т.д.

Предусматриваемые долгосрочной региональной программой мероприятия должны быть конкретными, например, «увеличение доли работы, выполняемой дизельным автотранспортом», «установка котлов-утилизаторов» и т. д.

В расчетах экономию ТЭР следует определять на последний год (2015 г.) программы по сравнению с уровнем 1998 г., как результат осуществления мероприятий за период 1998-2005 гг. и 2005-2015 п.

Методы расчетов экономии ТЭР зависят от содержания мероприятий и исходной информации.

1. Экономию ТЭР в общем случае можно определять по разности удельных расходов ТЭР до и после осуществления мероприятия:

ВТЭР=(qс-qп)A, (1)

где qс и qп - существующий и прогнозируемый удельные расходы ТЭР соответственно; A - объем выпуска продукции.

2. Снижение или устранение прямых потерь ТЭР.

Экономия определяется по результатам замеров, имеющимся аналитическим зависимостям и т. д.

3. Использование вторичных энергоресурсов.

4. Внедрение более экономичного топливо - или энергоиспользующего оборудования транспортных средств.

Расчет экономии рекомендуется осуществлять прямым счетом, по изменению удельных расходов ТЭР на производство продукции на заменяемом оборудовании, по изменению расхода ТЭР на единицу оборудования (например, станок), по относительному снижению расхода топлива и т. п.

5. Экономия ТЭР за счет снижения использования энергоемких материалов.

Экономия топлива, тыс. т у. т., за счет снижения веса изделий применения специальных профилей проката, снижения припуска на обрабатываёмые изделия, увеличения количества изделий, получаемых путем штамповки и другими методами, рассчитывается по формуле

ВТЭР = qТЭР A(a1-a2), (2)

где qТЭР - удельный расход ТЭР на получение энергоемких материалов т у. т./т продукции; a1и a2 -удельный расход энергоемких материалов на изготовление продукции соответственно до осуществления мероприятий и после, т/т продукции.

6. Экономия ТЭР от комплексного использования топлива и энергии.

Комплексное использование топлива и энергии предусматривает наряду с технологическим использованием топлива и энергии, получение дополнительной энергии, например, за счет установки противодавленческих турбин за котельными агрегатами средних и малых мощностей и др.

Экономия ТЭР, тыс. т у. т. в этом случае определяется по формуле:

ВТЭР = qТЭРзам W-(qТЭР - qТЭР)∙A, (3)

где W - дополнительная годовая выработка энергии, млн Гкал или млрд кВт ∙ ч; qТЭРзам -удельный расход топлива для получения того же вида энергии на замещаемой установке (котельной или ТЭЦ) при выработке тепловой энергии т у. т./Гкал; конденсационной электростанции при выработке электрической энергии, т у. т/(МВт ч); qТЭР и qТЭР - удельные расходы ТЭР на выпуск продукции по базовому варианту и варианту с комплексным использованием ТЭР соответственно, т у. т./т продукции.

7. Экономия ТЭР при применении комбинированных технологических производств или комплексном использовании сырья.

При комбинировании технологических процессов или комплексном использовании сырья экономия ТЭРдостигается в результате меньшего расхода ТЭР на производство нескольких видов продукции в комбинированном производстве по сравнению с их раздельным производством в базовом варианте. Экономия ТЭР, тыс. т у. т., рассчитывается по формуле

ВТЭР= qТЭР-Bкомб, (4)

где qТЭР - удельный расход ТЭР в производстве отдельного i-го вида продукции; А - объем выпуска i-го вида продукции; Bкомб - расход ТЭР на получение тех же видов и одинакового объема продукции в комбинированном производстве, т у. т.

8. Экономия топлива достигается за счет оптимизации графика электрической нагрузки энергосистемы.

Экономия топлива достигается за счет выработки электроэнергии на более экономичном оборудовании путем перевода работы некоторых потребителей электрической энергии из пиковой в провальную часть графика электрической нагрузки энергосистемы.

Вэтом случае расчетная формула имеет вид:

ВТЭР=PсрτΔq, (5)

гдеPср - среднее снижение максимума электрической нагрузки, тыс. кВт; τ - длительность прохождения максимума, ч; Δq - дополнительный удельный расход топлива для выработки энергии, вызванный необходимостью использования для покрытия максимума нагрузки низкоэкономичного оборудования или использования базового оборудования в нерабочем режиме.

Эта величина должна учитывать затраты топлива на содержание части мощности в горячем резерве.

9. Экономия ТЭР за счет внедрения новых менее энергоемких технологических процессов и совершенствования действующих.

Экономия по этой группе мероприятий в общем случае рассчитывается прямым счетом, по изменению удельных расходов под влиянием мероприятий. Если новая технология влияет па расход ТЭР в последующих переделах, то в расчет экономии надо включать изменение расхода ТЭР по этим переделам.

10. Экономия ТЭР за счет реализации организационных Мероприятий. При осуществлении таких мероприятий, как централизация энергоснабжения, внедрение систем автоматического регулирования, экономия ТЭР рассчитывается достаточно точно прямым счетом по аналитическим зависимостям, с учетом изменений удельных расходов ТЭР.

При осуществлении организационных мероприятий, характеризующихся высокой степенью неопределенности исходной информации (например, оснащение приборами контроля потребителей энергии, совершенствования системы снабжения или стимулирования за экономию ТЭР), расчеты экономии ТЭР возможно выполнять на базе статистических показателей, путем сопоставления затрат (или потерь) энергии на оцениваемом производстве с показателями аналогичных производств на передовых предприятиях страны, за рубежом, по экспертным оценкам и др.

11. Оценка годового нерационального расхода электроэнергии, например, двигателя при его неполной загрузке производится по выражению:

dWэл=0,1(Pн-Pд) (6)

где T - время работы двигателя; Pн - номинальная паспортная Мощность двигателя, кВт; Pд - реальная развиваемая двигателем мощность, кВт.

Для асинхронных двигателей эффективно применение автоматического частотно - регулируемого электропривода, дающего экономию электроэнергии не ниже 50…60 %. что позволяет в среднем обеспечить срок окупаемости такой установки 1-2 года. Особенно эффективны такие частотно-регулируемые приводы для вентиляторов и насосов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Общая характеристика энергетики | Слайд 7
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.