КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семиотика архитектуры
Архитектурная семиотика развилась с конца 60-х годов в самостоятельную прикладную область после первых попыток создания ее, предпринятых в Италии. Это развитие нашло отражение как в самой архитектурной теории, так и в семиотике (Чэтман, 1979). Кроме общей теории знаков к теории коммуникации архитектурная семиотика стыкуется с семиотической эстетикой и проксемикой (семиотика пространства). Прослеживаются также связи с зоосемиотикой. Обзор истории и современного состояния архитектурной семиотики дается в работах Агрест и Гандельсонас (1977), Крампена (1976), Предиози (1979), Дрейера (1984). Несколько в другом аспекте, чем достаточно свободная метафорическая интерпретация архитектуры как "языка" (Прак 1968, Реинле 1976), архитектурная семиотика пытается дать систематическое описание архитектуры как знаковой системы или кода. Согласно теории Барта (1967), она начинается там, где метафорическое выражение "язык города" заменяется его аналитическим описанием. Предметная область такого анализа - от здания и его элементов до города в целом. Современную семиотику принято делить на четыре основных направления: биосемиотику, этносемиотику, лингвосемиотику и абстрактную семиотику. На стыке этих крупных направлений существуют такие специфические разделы как: семиотика денег и экономики, семиотика потребления, психосемиотика, семиотика театра, музыки… В рамках биосемиотики исследуются “системы, основанные на знаках естественных... в той или иной степени важных для самого существования организма, то есть биологически существенных... Оно отправляется от изучения систем сигнализации (коммуникации) животных... то есть опирается на вообще биологию” [22]. К примеру, объектом исследования биосемиотики являются такие процессы как поворот растения вслед за двигающимся солнцем, явление мимикрии, пение птицы… Другое направление, этносемиотика, является самым обширным, и в него входят три течения. Первое ориентируется на изучение антропологического и этнографического материала, то есть, прежде всего примитивных сообществ как современности так и прошлого (Э. Холл, К. Леви-Стросс); второе - на социальную психологию и на инженерную психологию, то есть на изучение высокоразвитых сообществ (Ж. Маторе, А. Чапанис...); третье течение опирается на историю философии, религии и литературы (Р. Барт, М. Фуко, У. Эко...). Третье направление – лингвосемиотика – “ориентируется на изучение естественного языка с его стилистикой и исследует другие знаковые системы постольку, поскольку а) они функционируют одновременно с речью (так называемая паралингвистика – например жесты и мимика, сопровождающие речь); б) компенсируют речь (например, выразительная, стилистическая интонация, типографские шрифты); в) видоизменяют ее функции и ее знаковый характер (например, художественная речь)” [22] (Р. О. Якобсон, Ю. М. Лотман, Ц. Тодоров, К. Бремон). Четвертое направление изучает лишь наиболее общие свойства и отношения знаковых систем вне зависимости от их материального выражения. Эта семиотика называется абстрактной. В рамках этого направления создается наиболее отвлеченная, логико-математическая теория знаковых систем (Г. Фреге, Р. Карнап, Д. П. Горский, В. В. Мартынов). Архитектурная семиотика, семиотика пространства, дизайна, визуальная семиотика - полноправные члены этого ряда. Данные дисциплины призваны рассматривать все явления, связанные с функционированием знаковых систем в рукотворной пространственной среде (разумеется, визуальная семиотика касается более широкого круга явлений): градостроительство, здания, предметная среда, одежда… Все указанные направления тесно пересекаются между собой в рамках, так называемой, общей семиотики, где разрабатываются и апробируются наиболее общие принципы. Порой даже работы одного и того же автора можно отнести то к одному, то к другому направлению. Единственным критерием при отборе объектов для исследования в любом из этих направлений является их “знаковость”. Под знаковым объектом можно понимать любое явление физического мира, данного нам в ощущениях, за которым в сознании человека закреплена некая информация. Значит, по сути, любой объект реального мира, если его связывают хоть какие-то отношения с человеческим существом, будет знаковым. Эрнст Кассирер, германский философ (1874-1945) называл человека «символическим животным».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |