Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотика архитектуры

Архитектурная семиотика развилась с конца 60-х годов в самостоятельную прикладную область после первых попыток создания ее, предпринятых в Италии. Это развитие нашло отражение как в самой архитектурной теории, так и в семиотике (Чэтман, 1979). Кроме общей теории знаков к теории коммуникации архитектурная семиотика стыкуется с семиотической эстетикой и проксемикой (се­миотика пространства). Прослеживаются также связи с зоосемиотикой. Обзор истории и современного состояния архитектурной семи­отики дается в работах Агрест и Гандельсонас (1977), Крампена (1976), Предиози (1979), Дрейера (1984).

Несколько в другом аспекте, чем достаточно свободная метафо­рическая интерпретация архитектуры как "языка" (Прак 1968, Реинле 1976), архитектурная семиотика пытается дать систематиче­ское описание архитектуры как знаковой системы или кода. Соглас­но теории Барта (1967), она начинается там, где метафорическое выражение "язык города" заменяется его аналитическим описанием. Предметная область такого анализа - от здания и его элементов до города в целом.

Современную семиотику принято делить на четыре основных направления: биосемиотику, этносемиотику, лингвосемиотику и абстрактную семиотику. На стыке этих крупных направлений существуют такие специфические разделы как: семиотика денег и экономики, семиотика потребления, психосемиотика, семиотика театра, музыки…

В рамках биосемиотики исследуются “системы, основанные на знаках естественных... в той или иной степени важных для самого существования организма, то есть биологически существенных... Оно отправляется от изучения систем сигнализации (коммуникации) животных... то есть опирается на вообще биологию” [22]. К примеру, объектом исследования биосемиотики являются такие процессы как поворот растения вслед за двигающимся солнцем, явление мимикрии, пение птицы…

Другое направление, этносемиотика, является самым обширным, и в него входят три течения. Первое ориентируется на изучение антропологического и этнографического материала, то есть, прежде всего примитивных сообществ как современности так и прошлого (Э. Холл, К. Леви-Стросс); второе - на социальную психологию и на инженерную психологию, то есть на изучение высокоразвитых сообществ (Ж. Маторе, А. Чапанис...); третье течение опирается на историю философии, религии и литературы (Р. Барт, М. Фуко, У. Эко...).

Третье направление – лингвосемиотика – “ориентируется на изучение естественного языка с его стилистикой и исследует другие знаковые системы постольку, поскольку а) они функционируют одновременно с речью (так называемая паралингвистика – например жесты и мимика, сопровождающие речь); б) компенсируют речь (например, выразительная, стилистическая интонация, типографские шрифты); в) видоизменяют ее функции и ее знаковый характер (например, художественная речь)” [22] (Р. О. Якобсон, Ю. М. Лотман, Ц. Тодоров, К. Бремон).

Четвертое направление изучает лишь наиболее общие свойства и отношения знаковых систем вне зависимости от их материального выражения. Эта семиотика называется абстрактной. В рамках этого направления создается наиболее отвлеченная, логико-математическая теория знаковых систем (Г. Фреге, Р. Карнап, Д. П. Горский, В. В. Мартынов).

Архитектурная семиотика, семиотика пространства, дизайна, визуальная семиотика - полноправные члены этого ряда. Данные дисциплины призваны рассматривать все явления, связанные с функционированием знаковых систем в рукотворной пространственной среде (разумеется, визуальная семиотика касается более широкого круга явлений): градостроительство, здания, предметная среда, одежда…

Все указанные направления тесно пересекаются между собой в рамках, так называемой, общей семиотики, где разрабатываются и апробируются наиболее общие принципы. Порой даже работы одного и того же автора можно отнести то к одному, то к другому направлению. Единственным критерием при отборе объектов для исследования в любом из этих направлений является их “знаковость”. Под знаковым объектом можно понимать любое явление физического мира, данного нам в ощущениях, за которым в сознании человека закреплена некая информация. Значит, по сути, любой объект реального мира, если его связывают хоть какие-то отношения с человеческим существом, будет знаковым. Эрнст Кассирер, германский философ (1874-1945) называл человека «символическим животным».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретическая справка | Архитектурный знак
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.