КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3 Модели языка архитектуры
Проблема языка архитектуры традиционна как для отечественной, так и для зарубежной арх-ной теории и критики, и на протяжении истории исследовалась в связи с проблемами содержания и формы. Идея художественного языка архитектуры связывается с изучением материально-выразительных приёмов и средств создания художественного образа (Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. –М.: Искусство, 1985; Тиц А.А., Воробьёва Е.В. Пластический язык архитектуры. –М.: Стройиздат, 1985; Кудряшёв К.В., Байзетзер Л. Проблемы изобразительного языка архитектора. –М., 1985). Поиски «грамматики» архитектурного пространства, постоянных инвариантных правил его создания имели место на протяжении всей истории арх-ры. Проблемы «язык и стиль», «язык арх-ры и её национальное своеобразие», «язык и художественное мышление архитектора» были и являются фундаментальными для архитектуроведения. В 60-80-е годы в арх-ной теории и критике возрос интерес к изучению языка арх-ры как средства социокультурной коммуникации. Понятие «язык» в работах по семиотике арх-ры используется в следующих значениях: · образный, символический язык (проблема лишь частично связана с семиотикой и имеет другие исторические и культурные традиции); · простая аналогия арх-го языка с естественным словесным языком (колонна – слово); · логическое представление о языке как знаковом процессе (семиозисе), смыслом которого является порождение различных текстов (традиция Пирса – Морриса – Бензе – Моля); · интерпретация концепций и методов структурной лингвистики – паиболее плодотворное направление в теоретическом и прикладном плане – Соссюр, Ельмелев, Хомский, Мартине и др. Результатом этого направления стало введение в арх-ную практику множества конкретных методик анализа значения арх-ных объектов, среды и т.д.; · информационно-поисковые языки, проблемы компьютерного проектирования. Если исходить из приведённой выше определения предмета семиотики, который составляет вся система языков, используемых в человеческих коллективах в целях коммуникации, то архитектура с этих позиций может быть представлена как один из языков искусства в системе всего комплекса естественных языков человека. К ним относится наряду со словестными системами знаков также и оптические, жестовые, графические и др. системы знаков, определяемые общим термином «невербальные» знаковые системы. Согласно этой модели язык человека состоит из двух основных знаковых систем: · артикулярно - фонетическая (звуковой язык) · и видео – графическая (письмо). В Архитектурном языке основной становится система видеографическая. Система языков для использования проектироващиком. Визуальные компоненты архитектурного языка. С этих позиций язык арх-ры может быть представлен как совокупность знаковых систем (подъязыков) и их транскрипций. При этом система языков (и соответсвенно наборы знаков), которыми пользуется проектировщик, отлична от системы языков, имеющихся в распоряжении заказчика или потребителя. Исторически в практике проектирования или системе потребления, а также функционирования арх-ных объектов в культуре вычленяется целый ряд способов выражения и передачи арх-ных идей, которые могут рассматриваться как различные системы знаков в структуре арх-ного языка. 1. Проектирование без чертежа. 2. Рисунок, чертёж – графические языки. 3. Различные виды макетов. 4. Словесный язык (причём не только письменный, но и устный) – для объяснения знаний об арх-ре заказчику, непрофессионалам, включения арх-ного объекта в культуру. 5. Формализованные языки (научные, математические, формульные, компьютерные). 6. Другие системы знаков – фотография, голография, цвет, свет, видеоизображения. Если взять процесс проектирования, то всякий будущий объект есть реализация абстрактной идеи путём её многоступенчатого моделирования. При этом в арх-ре могут быть использованы различные виды и классы моделей: физические, математические, знаковые, функциональные, структурные, кибернетические. Визуальные компоненты арх-ного языка (чертёж, рисунок, макет, проект, фотография, голография) недостаточно изучались с точки зрения их роли в качестве составляющих арх-го языка (знаков). Напр., архитектурный макет, который исторически имел две основные функции: - во-первых, они использовались в качестве наглядного пособия для заказчиков-непрофессионалов, рабочих, ответственных за стр-во или отделку здания; - во-вторых, макеты служили дополнительным средством разработки проекта – исследовать варианты фасадов и внутренней планировки, выбор освещения и колористического решения. Большое количество макетов, порой только одних деталей, с минимумом декораций, помогали в решении технических и конструктивных задач. Функция макета как вспомогательного средства проектирования определилась рано и была сформулирована Альберти около 1452 г. в его «Десяти книгах об архитектуре». К помощи макетов прибега Бренеллески при работе над куполом Флорентийского собора. Макеты помогали ему продемонстрировать свой замысел строительному комитету и объяснить рабочим на площадке многообразие возникающих конструктивных и технических проблем. Микельанжело работал с глиняными макетами, создавая варианты собора Св. Петра. В 1624 г. Генри Уоттон в «Элементах арх-ры» подчёркивал ценность макетов в избежании дорогостоящих изменений во время стр-ва, а Роджер Прат отмечал, что макеты полезны для анализа проекта и его развития, а макетирование может рассматриваться как один из визуальных языков проектирования, выполняющий эвристическую функцию объяснения и наглядного представления будущего арх-го объекта. Макетирование как метод проектирования, заменяя чертёж, в настоящее время широко применяется целым рядом западных арх-ров, использующих в своём творчестве идеи семиотики и лингвистики (Эйзерман, Исодзаки и др.). Американский арх-р Эйзерман, отказавшись от традиционного чертежа, работает с картонными моделями, соотнося их с аксонометрическими перспективами (на фотографиях не всегда можно отличить построенное здание от его макетов). На уровне арх-го языка о макетах можно говорить как о визуальных компонентах, используемых на первой (иконической) стадии представления арх-ной идеи. Таким образом, с позиций семиотики язык арх-ры рассматривается как совокупность целого ряда подъязыков (моделей), каждый из которых может быть представлен как система транскрипций. Во всех языках речь всегда идёт о моделях знаковых. Напр., коммуникация между заказчиком и проектировщиком осуществляется через плановое задание, которое представляет собой систему знаковых моделей – тексты описания, схемы, примерное решение и т.д. А коммуникация между архитектором – проектировщиком и архитектором – техником осуществляется через чертёж – знаковую модель будущего проекта. Специфика же общения архитектора с непрофессионалами предполагает использование других языков, другой системы обозначения, транскрипции (макет, фотомонтаж, компьютер). Кроме того, практикующие арх-ры пользуются лингвинистическими моделями для обоснования своего художественного метода. Языковые модели используются в архитектурной критике, для анализа объектов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |