Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни интерпретации и культурные ячейки

Следующей ступенью в развитии форм мышления для человека стали понятия, которые стали образовываться вместе с началом функционирования лингвистических языков. Одно из главных свойств этого средства коммуникации – абстрактность. Поскольку отдельные звуки и конструкция языка в целом лишь обусловлены некоторыми проявлениями объективной реальности, а не связаны жестко на основе закона, язык стал мощным средством освоения внечувственного мира. Нельзя иметь представление, к примеру, о «твердости» или «интенсивности», а понятие может эти свойства предметов зафиксировать как закономерности, проявляющиеся в различных ситуациях.

В философском словаре понятие определяется как “мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и отношения между ними”. Понятия непосредственно закрепляются в языковой форме – словах (“готика”, “окружность”, “теплоизоляция”). Логические свойства понятия - это объем, содержание и класс. Также у понятия можно рассмотреть тип абстракции, посредством которой оно образовано.

Понятие – наиболее активно использующаяся для означивания форма мышления. Так одно из значений, передаваемое формой Эйфелевой башни (илл. 5-5) – «парабола», понятие, описывающее определенную геометрическую фигуру и закономерность одновременно. При помощи понятий и их сочетаний фиксируются самые разнообразные значения архитектурной формы: функциональные, конструктивные, социокультурные.

Говоря о фиксировании значения архитектурной формы посредством суждений необходимо помнить, что под суждениями здесь мы понимаем не только референтивные сообщения, которые можно оценить с точки зрения их истинности или ложности, но и другие типы сообщений.

Значения архитектурной формы передаются посредством всех четырех форм мышления. Для примера возьмем такой многозначный символ как ионическая капитель. В конкретном случае мы рассматриваем эту форму в контексте лестничного зала Академии Художеств в С. Петербурге (рис. 5-4). При этом для описания восприятия важно то, что мы рассматриваем эту колоннаду сверху вниз, видим, как пространство развивается, что освещенность верхнего этажа, где мы находимся, значительно меньше, нежели пространства ниже нас, что, перегнувшись через перила, мы видим тех, кто в низу, а они нас - нет. Восприятия, таким образом, описывают контекст, в котором происходит процесс коммуникации.

Ионическая капитель, как считают ученые, имеет два исторических прототипа. Первый – это так называемая «этолийская» или «протоионическая» капитель, применявшаяся в архитектуре ближнего Востока, Персии, Ирана в I тысячелетии до н.э. В связи с этим принято считать, что ее форма происходит от листьев финиковой пальмы – одной из главных сельскохозяйственных культур этого региона. Второй прототип – капитель в форме бараньего рога, применявшаяся в народной архитектуре стран Кавказа. Творчески переработанная в греческой культуре форма волюты стала связываться также с образом волны.

Таким образом, для этой архитектурной формы мы имеем как минимум три наглядно-чувственных представления: финиковая пальма, бараний рог, волна. Их количество можно увеличить, если подобным образом проанализировать, скажем, форму иоников.

Имея в виду такую богатую историю данной архитектурной формы можно выделить приблизительно такой ряд понятий, описывающих ее значение: благополучие, богатство, классическая архитектура, культура, Древняя Греция, «женский» ордер…

Сообщения, образованные с участием значений этой формы:

«Лестничный зал решен в формах ионического ордера» (реф.);

«Стройные ионические колонны поддерживают массивный антаблемент с балюстрадой» (реф., эмоц.);

«Движение, начатое колоннами ионического ордера, заканчивается формами пышных декоративных ваз на балюстраде» (реф., эстетич.).

Описанное количество значений сложного архитектурного символа не участвует в каждом коммуникативном акте в силу различия интерпретант. Чтобы облегчить процесс анализа и формообразования были введены понятия: «уровень интерпретации» и «культурная ячейка».

Уровень интерпретации – условный термин, описывающий значения «одного уровня сложности». Для определения уровня интерпретации того или иного значения необходим подробный анализ логических свойств этого понятия. Выделяя значения разной «сложности», мы получаем возможность судить о том, какое из значений будет в первую очередь задействовано в конкретном акте коммуникации.

Пусть: денотативное значение архитектурной формы: «Эйфелева Башня», а коннотативные: «Париж» и «парабола» (рис. 5-5). Первые два значения зафиксированы понятиями, образованными эмпирической изолирующей абстракцией (процесс отвлечения от свойств или отношений от предметов и их иных свойств, с которыми они в действительности неразрывно связаны), а последнее – абстракцией идеализации (мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и неосуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире), то есть теоретическим способом абстрагирования. Поскольку второй способ построения является более сложным, мы можем считать, что в процессе коммуникации это значение будет «реже» восприниматься интерпретаторами. Соответственно, если нам по каким-либо причинам необходимо выявить именно это значение формы, мы вынуждены искать дополнительные средства, указывающие именно на него. К примеру, мы можем разместить в заданном контексте формы, являющиеся иконическими знаками других геометрических фигур: прямоугольника, окружности, гиперболы…

Данный способ анализа значений, впрочем, нуждается в более глубоком изучении, чтобы его можно было использовать на практике.

Культурная ячейка – это область, содержащая группу значений, принадлежащих к одной культуре (народу, времени, социальной или возрастной группе…). Один и тот же знак зачастую имеет противоположные значения в разных культурных контекстах. Простая панельная пятиэтажка 60-х годов, лишенная «архитектурных излишеств», в изначальном культурном контексте интерпретируется людьми в соответствии с понятиями: «благополучие», «светлое будущее», «красота», а тридцать лет спустя: «разруха», «нищета», «примитивность». Вместе с изменениями в социальном устройстве общества, в его культуре, меняются коды и лексикоды, связывающие форму и значение.

Одновременно с этим в один временной промежуток разные социальные группы способны интерпретировать одну и ту же форму в соответствии с различными значениями. В качестве примера возьмем не так давно возведенное в центре Екатеринбурга здание «Антея» (илл. 5-6). Выделим три достаточно условных культурных ячейки: профессиональные архитекторы, молодежь, пенсионеры. В первом случае область значения состоит из понятий: каркасно-монолитное здание, вентилируемый фасад, остекление фирмы Шуко, высотная доминанта… Для второй ячейки характерны понятия: дискотека, развлечения, модные магазины, современное здание. Третья группа интерпретирует это сооружение в соответствии с понятиями: капитализм, грабеж, несправедливость, бывший пустырь, дом-гостиница артистов Оперного Театра…

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Логическая структура значения. Восприятие, представление, понятие, суждение | Тема 4 Знак и значение в архитектуре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.