Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическая структура значения. Восприятие, представление, понятие, суждение

Говоря о значении архитектурной формы, многие исследователи используют понятие «образ», понимая его как набор наглядно-чувственных представлений, эмоциональных переживаний, вызывающих дальнейшие ассоциации (значения, семантически связанные с исходными представлениями) и реакции интерпретатора. На наш взгляд использование такого субъективного термина уменьшает степень точности всей архитектурной семиотики.

Значение во всех случаях описывается сознанием интерпретатора при помощи доступных человеческому сознанию форм мышления. В соответствии с базовыми концепциями логики, такими формами мышления могут быть «восприятия», «представления», «понятия» и «суждения». Люди осуществляют мыслительные процессы, основываясь на указанных формах мышления. При этом в сознании человека само собой остается место для того, чему нет соответствующего термина в логике или психологии, однако исследование вопроса значения архитектурной формы, построенное на основе этих феноменов, представляется маловероятным.

Восприятие – первичный этап накопления информации об окружающем мире. Восприятие понимается как единичный акт контакта с предметом, в процессе которого интерпретатор получает информацию о каком-либо свойстве этого предмета. Восприятие по своей природе субъективно, так как зависит от свойств самого интерпретатора, однако именно на их основе происходит и развитие абстрактного мышления, и интерпретанта, в частности.

Значение, зафиксированное восприятием, не может быть зафиксировано какой-либо словесной формулировкой или в неизменном виде передано посредством любого коммуникативного средства, однако их необходимо учитывать при построении архитектурной формы. В соответствии с каналами, по которым интерпретатор получает информацию об архитектурном сооружении, здесь может идти речь о восприятии зрительном, кинестезическом и тактильном.

В качестве примера использования восприятия для передачи значения можно представить себе, скажем, резкий перепад освещенности между двумя зонами сооружения. Движение по спирали, организованное в музее Гугенхейма, также есть прием передачи значения посредством восприятия. Интерпретатор вынужденно реагирует на структуру пространства в соответствии со значением, заложенном как на уровне понятий, так и на уровне восприятия, что, несомненно, усиливает эффект.

Представления – есть результат многократного воздействия предмета, явления или другого равнозначного на органы чувств, многократного восприятия. Этот предмет многократно воспринимается в различной обстановке, соответственно он по-разному проявляет свои свойства в зависимости от обстановки, но в представлении о нем не закрепляются условия, в которых он проявил эти свойства. В чувственно - наглядном образе, чем и является представление, не фиксируются также и те качества предмета, которые не проявляются в каждом его восприятии, а остаются в нем только те которые ярко в нем выступают при каждом восприятии и играют определенную, порой даже определяющую роль в жизнедеятельности индивидуума. В представлении происходит выделение каких-либо важных свойств из массы доступных, которые затем удерживаются за предметом.

Достаточно важным здесь является тот факт, что представление может быть оформлено только в рамках чувственно – наглядного образа, поскольку оно является результатом работы органов восприятия. Так, человек может “представить” себе общий образ березы, кактуса или дерева вообще, женщины, мужчины, то есть создать в своем сознании “картинку” нужного предмета, но создать образ, картинку растения или живого существа, млекопитающего нельзя. Общие свойства этих групп находятся за пределами чувственного опыта. Существование представлений заканчивается там, где человеку приходится иметь дело с чувственно невоспринимаемыми качествами предметов и явлений.

Главное отличие представлений от более высоких форм мысли (абстрактных понятий и предметов) состоит в том, что в первом случае мы имеем дело с наглядными признаками, свойствами предмета или явления, которые можно описать как его составляющие, а во втором с закономерностью, лежащей в основе этих предметов. К примеру, пусть существует ряд предметов, имеющих чувственно воспринимаемые свойства: abcde, afcdb, abckd и acldb. При образовании обобщенного представления в чувственно - наглядном образе зафиксируются свойства, присущие всем этим предметам. Общее представление о них можно записать как abcd. Остальные признаки – e, f, k, и l будут отброшены как второстепенные. При образовании понятия, обобщающего эти предметы, будет сформулирована некая закономерность, управляющая ими. Общее, содержащееся в падении яблока с дерева, движении комет, полете бомбардировщика может быть зафиксировано как закон всемирного тяготения. Такой закон не содержится в предметах как часть, а реализуется их посредством.

В современной архитектуре представления очень часто используются в процессе формообразования. В этом случае внешний облик здания напоминает какой-либо предмет, а представление, в котором зафиксирован наглядно-чувственный образ этого предмета, становится частью структуры значения. Проявлениями предметного мышления в архитектуре являются постройки подобные дому лесоруба, запроектированному Клодом Леду в форме пилы или Троицкая церковь в С. Петербурге из-за своего внешнего вида получившая имя «Кулич и пасха» (илл. 5-2). Данный прием широко использовался и во времена конструктивизма (здание-трактор, здание-самолет), и древними цивилизациями (город ацтеков с планом в виде пумы), и в наше время (дом-поезд Жана Нувеля или аэропорт-птица Калатравы) (илл. 5-3).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Границы и перспективы применения семиотических методов в архитектуре | Уровни интерпретации и культурные ячейки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.