Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Мегатипы, архетипы, хронотипы и универсалии архитектурной культуры

Эмоциональные качества линий

1 - покой, равновесие; 1а - пассивное, легкое, свободное, земное, безопасное, удовлетворенное, монотонное; 1в - тяжелое, надежное, смелое, сильное, прочное; 2 - благородное, драматическое, вдохновляющее, возвышающее, возносящиеся, поднимающееся, растущее, побеждающее силу тяжести; 3 - пораженное, отступающее, падающее, депрессивное; 4 - восходящее, активное, динамичное, преодолевающее; 5 - спускающееся, скользящее, динамическое, возвращающееся; 6-устойчивое, устремленное вверх; 7 - неустойчивое/ устойчивое, падающее/возносящиеся (в зависимости от контекста "контур/фон"; 8 - конструктивное, солидное, сильное; 9 - активное, динамичное, настойчивое; 10-возбужденное, нервное, испуганное; 11 - грубое, скрежещущее, раздражающее; 12 - зубчатое, грубое, жесткое, энергичное, мужественное; 13 - убывающее, сокращающееся, встречающееся, закрывающееся; 15-рассеивающееся, исчезающее; 16 - сходящееся, собирающееся, концентрирующееся; 17 - неуверенное, колеблющееся; 18 - утонченное; 19 - текучее, плавное мягкое; 20 - криволинейное, нежное, мягкое, приятное женственное; 21 - примитивное, простое, плавное, смелое; 22 - спокойное, скользящее, мягкое; 23 - прогрессивное, уверенное, усиливающееся; 24 - регрессивное, неуверенное, ослабевающее; 25 - пламенеющее, волнующееся; 26 - экспансивное, пружинящее, повторяющееся; 27 - устойчивое, выпуклое, повторяющееся; 28-неустойчивое, волнующееся, повторяющееся; 29 - разворачивающееся, уходящее, исчезающее; 30 - сворачивающееся, собирающееся, концентрирующееся; 31 - активное, динамичное, поднимающееся с замедлением; 32 – динамичное с ускорением; 33 - активное, динамичное, поднимающееся с ускорением; 34 - динамичное, скользящее с ускорением; 35 - статичное, фокусное, закрепленное в движении.

 


Архитектурная культура характеризуется четырьмя взаимосвязанными понятиями:

1. архитепичность - сводится к тому, что произведения искусства арх-ры основываются на первообразах общественного подсознательного;

2. антитетичность - свойство зодчества в сменяющих друг друга периодах развития общества образно воплощать существенно разные системы культурных ценностей;

3. голографичность, подразумевает, что в художественной композиции «малое» (часть) так или иначе отражает свойства целостного организма;

4. цикличность - периодичность смены художественных стилей по закону бинарности, лежащему в основе самодвижения арх-ной культуры.

Целостность этих четырёх понятий составляет метафизическую основу семиотики выразительного арх-го языка. Как и другие языковые структуры, арх-ная речь строится на двучлене:

· существительном - выражение предметности, существа, данности как таковых;

· глаголе, обозначающем дейтвие, его направленность, качество, модус.

В архитектурно-языковой структуре роль существительного выпоняет метатип МЕСТО: то, что определено; что можно обрести, покинуть, видоизменить; где можно находится физически или умозрительно.

Глагольный мегатип – ПЕРЕХОД – выражает действие и его образ, качество. Таким образом, целостное арх-ное выражение представляет собой триаду: МЕСТО – ПЕРЕХОД – МЕСТО.

Смысловой феномен мегатипа МЕСТО возникает из акта его творения и местопребывания, чувства место-имения, в результате чего формируется представления о мирозданческом порядке, устроенности бытия, характере, уместности всего и вся, то есть о совершенстве, гармонии мира арх-ры.

Творение, обретение МЕСТА осуществляется акцентированием его семантических качеств:

· центра, фокусирующего на себе экзистенциальное пространство – время;

· границы, служащей определением периметрального определения;

· имени, словестно – образной детерминации МЕСТА.

МЕСТА могут быть знакомыми ( материализуют «пределы» чувства Родины, «локализуют» метафизическое свершение, историческую сопринадлежность личности, этноса, культуры),, любимыми, родными, святыми.

Сакральные МЕСТА конкретизируются в образах Дома, Храма, Утопии.

· Дом – исходный пункт, «репер» мира арх-ры. Это – архетипический центр, откуда и куда человек направляет все свои творческие помыслы, претворяя представления о порядке и гармонии. Дом - «самое чистое выражение» (О. Шпенглер) личности, рода, этноса, культуры.

· Храм – сакральное МЕСТО, которое преисполнено духом соборности, со-в-местности. Храм даёт человеку возможность явить себя сообществу в «облагороженном облике» (Гёте), знаменуя приобщение к надобыденному, возвышенному. Не только культовые Храмы, но и «храмы искусства», «храмы науки» несут печать идеального, совершенного даже в самой секуляризованной среде.

· Утопии – «места блаженные», или которых «на самом деле нет» – гипотетические модели. Они представляют собой квинтессенцию мечты об «идеальном месте» и отвечают принципам сакрального местотворчества.

Хронотипом МЕСТА является временной промежуток, который по своей природе способен «удерживаться» в определённых границах, демонстрируя свою непосредственность, самостоятельность, инаковость по отношению ко всему «до» и «после».

Семантическая индивидуальность моментов обеспечивается такими качествами, как однородность, гомогенность, автономность, конкретность, что допускает их теоретическое, аналитическое осмысление. В хромотипическом спектре - всякого рода праздники, торжества, другие неординарные события, когда осуществляется запланированное или стохастическое «приведение в порядок» МЕСТА.

Характерными архетипами МЕСТА являются: Перекресток, Мировая гора и древо. Стена, Остров, Ниша.

- Метатип ПЕРЕХОД воплощает идею движения и перманентных изменений. Он является предметным выражением «идеального состояния мира», котрое заключается лишь в возможности индивидуального оформления, а не в самом оформлении (образы преодоления, соединения, превращения, которыми выражается характер действия, каким покидается одно МЕСТО и приобретается другое - то впечатление, переживание, которое навевается этим динамичным событием).

- Атрибутами ПЕРЕХОДА являются: пустота, обеспечивающая доступ любым свершениям, происхождениям, и способная выражать незаполненность и покинутость, становиться вещной и возбуждать то загадочное предчувствие, предположение; то всякого рода ремисиенции: даль, простор, ширь - своеобразные конкретизации пустоты, задающие «вектор» ментальных устремлений отдельных авторов, целых художественных направлений, эпох, культур.

Так, мир русской архитектуры осуществляется в просторе и просторном; западноевропейский - преисполнен далевыми; экстраверсивными устремлениями; для восточной традиции характерно символика шири, которая неизменно подразумевает узость, интроспективную сосредоточенность: тишина, семантически богатая, многообещающая пауза, связующая в цслокупнос свершение многозвучие мира архитектуры,

Хронотипами ПЕРЕХОДА являются: миг, мгновение, вечность. Они отсылают к сфере «аморфного», подвижного, многомысленного, семантически неисчерпаемого, эзотерического, мистического.

Архетипы ПЕРЕХОДА - Перекресток, Подъем-Спуск, Проем, Врата, Мост. Своими многообразными архитектоническими интерпретациями они «оживляют», поэтизируют мир архитектуры, придавая ему активный заряд изменений, выражая различные модусы преодоления, соединения, превращения.

Метатип ПУТЬ - великий исходный символ продвижения к некой цели: физического (по просторам ойкумены), мысли (по направлениям понимания смысла жизни, истории, культуры). Всякий ПУТЬ представляет собой семантическую связность, текст. Даже взгляд совершает ПУТЬ, связывая отдельные места-акценты; его можно фиксировать специальной аппаратурой с последующим анализом синтаксической структуры-Семантически насыщенные композиции также - ПУТИ, поэтапно раскрывающие свое идейно-образное содержание.

Атрибуты ПУТИ: начало и конец, обозначающие протяженность, долготу ПУТИ; цель - выражающая доминантное значение и детерминирующее направление к нему; последовательность, характеризующая пространственно-временную и логическую структурность ПУТИ.

Хронотипы ПУТИ - событие и история, жизнь и судьба. Законченные архитектурные выражения, тексты, развернутые в пространстве-времени, предстают ис-ториями (от «торить», то есть прокладывать путь), состоящими из отдельных событий: в некоторых из них мы принимаем непосредственное участие, другие переживаем как бы со стороны, но обязательно как событие, некое про-ис-шествие, про-из-ведение Свое аутентичное содержание они раскрывают лишь в контексте целостных архитектурных повествований, историй. Каждая из них отличается своей сюжетной линией, сценарием построения, диспозицией и темпоральностью событий, а также самобытной историей, целеполагающей последовательностью возникновения, выражения и претворения замысла.

Архетипы ПУТИ: Тоннель, Лабиринт, Лестница. Они имеют поистине безмерную художественную интерпретацию: своеобразием воплощения путеобразующих атрибутов, самобытностью их сакраментации.

В итоге мир архитектуры обогатился, очевидно, наиболее сакральным, символи-чески возвышенным архетипом - «Дорога к храму», символизирующим духовное следование к выбранному идеалу; вожделенной цели.

Закономерности художественного строя и стилистика архитектурного текста обусловлены теми или иными метатипами. Доминирование МЕСТА, вызванное предпочтением идей местоутверждения, опосредует прозаичность, логичность, семантическую бесспорность, метафизическую и аллегорическую определенность архитектурного выражения. Значение ПЕРЕХОДА определяется его «подвижными» ассоциациями, символичностью, поэтичностью.

Это свойство обнаруживается в сопоставлении отдельных произведений как таковых, а также творческих методов, манер мастеров, вплоть до сравнения образотворчества иновремён и инокуль-тур. Западный «полюс» мира архитектуры тяготеет преимущественно к местотворчеству, что в полной мере соответствует европейской ментальности, ориентированной на поиск «конечных истин», позитивно достоверных знаний, логически доказуемых определенностей. Традиционная архитектура Востока, напротив, источает вдохновленность динамикой Переходов, ибо отвергает саму идею объектного совершенства и однозначность при закладке и извлечении смысла художественного творения.

Архитектурная культура, основываясь на МЕТАТИПАХ, АРХЕТИПАХ и ХРОНОТИПАХ, развивает природное и гуманистическое содержание культурной Традиции. Инструментом реализации культурных тенденций являются метафизические композиционные универсалии, которые не зависяг от временных факторов (стилей, эталонов, нормативов и т.п.).

Четыре универсальных категории архитектурной культуры: КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ. ЦЕЛОСТНОСТЬ. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, СИМВОЛИЧНОСТЬ.

КОНТЕКСТУАЛЬНОСТЬ - подразумевает наличие и восприятие нового явления в исторической перспективе развития общества, предметное и природное окружение вновь создаваемого объекта. Система ценностей архитектуры как контекстуального искусства основывается на классическом наследии, религии, философской антропологии, экзистенциализме, герменевтике, тенденциях к культурному разнообразию. когорые противопоставляются глобальной техницистизации. Контекстом является вся история архитектурной культуры человечества и того регионального менталитета, в который «погружается» новый объект.

Контекстуальность сближает понимание качеств архитектуры объекта между потребителями и профессионалами, несмотря на существенную разницу их тезаурусов. Потребитель архитектуры в силу своей неподготовленности может и не «считывать» всю информацию, заключенную в сооружении, но ощущать, чувствовать гармонию целостности. Игнорирование контекста как культурной универсалии частично создает иллюзию независимости объекта от условий окружения, что и дает основание говорить о естественной деградации и умирании архитектурной композиции как категории архитектурной культуры.

Контекстуализм, то есть воображение, символизация, взаимопроникновение, связь с окружением, есть также принятие того, что сложилось исторически, и попытка примирения истоков и будущего. Контекстуализм нацелен на соединение творческой свободы искусства с потребностью культуры во внешнем представлении социального смысла.

ЦЕЛОСТНОСТЬ - отличает произведение архитектуры от инженерно-строительного сооружения. ЦЕЛОЕ СУЩЕСТВУЕТ ДО СВОИХ ЧАСТЕЙ - и в этом качественное отличие целостного объекта от материализованного множества, каковым является инженерно-техническая постройка.

Элементы целостности существуют только в соотнесении друг с другом. Напротив, элементы множества - это отдельные, независимые друг от друга сущности, объединение и упорядочение которых достигается не за счет характеристик, присущих им самим, а с помощью некоторого внешнего по отношению к данным элементам средства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Символика линий, форм, фигур | Целостность не может существовать вне отношений-взаимодействий относительных объектов. Это - закономерность архитектуры как искусства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.