Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостность не может существовать вне отношений-взаимодействий относительных объектов. Это - закономерность архитектуры как искусства

Целостность - идеальное понятие. Она не достижима. На практике может быть осуществлена лишь относительная целостность произведения.

Относительная композиционная целостность объекта имеет уровневый характер:

- функционально-техническая целостность - решаются задачи организации первичных функциональных процессов, определяемых заданием на проектирование; конструктивно-технического структурирования и инженерного благоустройства; создания комфорта, удовлетворяющего физиологические потребности человека;

- структурно-композиционная целостность - создание художественно-структурной тектоники и гармонизация архитектурной формы, синтез произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна в художественной композиции;

- духовно-материальная целостность - целенаправленное воздействие на эмоции человека, ответ на запросы общественной личности, программирование ведущего настроения средствами второго уровня целостности, композиционный синтез произведений изобразительного и других видов искусства, ответ на ориентировочные и интеллектуальные потребности человека.

*Каждый последующий уровень индивидуальной композиционной целостности достижим лишь на основе предыдущего.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - инструмент достижения образности объекта.

Силуэт, масса и пространство являются иерархически соподчиненными элементами детализации объекта, позволяющими геометрически абстрактную структуру сооружения привести к масштабному строю человека. В этом отношении идеалом служит природное окружение, в котором существует высочайший уровень детализации и разнообразия форм. В арсенале средств выразительности, кроме перечисленных трех элементов детализации, существуют пластика, фактура, свет и световая форма.

Ограничения вызываются технологическими требованиями строительного производства, экономические возможности общества, а также субъективный уровень композиционной фантазии автора

*Отклонение системы от «генетического норматива» («необходимого и достаточного») в сторону упрощения ведет к примитивизации, тогда как ее чрезмерное усложнение - к композиционному хаосу.

СИМВОЛИЗМ архитектуры является предметным воплощением уникальной склонности человека к образному мышлению и символической деятельности, отличающей его от остального живого мира. Архитектура - символическое общественное искусство, которое в символической форме выражает творческие силы, целеполагание и внутреннюю организацию человеческого существа, отражает интеллектуальные и ремесленные возможности, то есть его культуру.

Отказ от символизации в архитектуре ведет к дегуманизации искусственной среды обитания человека, созданию объектов, находящихся вне культурной традиции и эволюции символов. Человек живет в символическом мире языка и мышления - науки и религии, социальных организаций и искусства, и, следовательно, мир вокруг него является материализацией символической деятельности. В этом смысле архитектуре принадлежит ведущее место.

Символы как знаки свободно создаются, репрезентируют содержание и передаются из поколения в поколение благодаря культурной традиции. Они делятся на

- дискурсивные - относятся к сфере языка в широком смысле слова, то есть включают в себя не только естественный язык людей, но и технические языки, связанные с математическим описанием, машинным программированием и т.п.

- недискурсивные - принадлежат мифологии, искусству, обычаям, ритуалам.

*Основное отличие дискурсивных символов от недискурсивных состоит в том, что первые относятся к фактам, а вторые - к ценностям.

Результатом символической деятельности человека является:

1. филогенетическая эволюция человечества вытесняется историей как развитием символов;

2. от вещественных преобразований на основе проб и ошибок человек перешел к рассуждениям, осуществляемым с помощью концептуальных символов. Зодчий на стадии проектирования композиционно экспериментирует не с материальными объектами, а с их символами;

3. символизм в архитектурной деятельности предполагает целенаправленность (целеполагание), что является способностью человека - творца и художника. Цель, достигаемая в будущем, но существующая в мышлении, определяет реальные действия зодчего;

4. символический мир образов архитектуры обладается собственной жизнью, которая не всегда сводится к закономерностям других форм человеческой деятельности;

5. концептуальное построение будущего, основанное на символическом целеполагании, является не только благом. Часто оно приводит к бесплодным попыткам реализовать социальные утопии;

6. композиционно организованный мир искусства архитектуры, образно выражающий содержание человеческого духа.

Символика архитектуры основана на «соответствиях» между различными образами космоса, следующих соотношениям между архитектурными структурами и моделями организации пространства; с композиционным формообразованием.

Наиболее значительным и фундаментальным символом является «гора-храм» - вавилонский зиккурат, египетская пирамида, ступенчатая пирамида доколумбовой Америки - теокалли; буддийская ступа, храмы Японии и Китая. В их основе лежит сложная геометрическая символика, включающая в себя пирамиду, лестницу и гору.

Во многих культовых сооружениях Европы заложена символика мандалы - формообразование, сочетающее посредством геометрической диаграммы квадрат и круг, обычно связанные восьмиугольником, как промежуточным звеном, а также элементы символики чисел (важнейшая фигура символизирует число основных факторов: например,

- семь (7) часто встречается в ступенчатых пирамидах;

- в Храме Неба в Пекине основным числом является три (3)-число этажей, умноженное на себя, поскольку всего три (3) террасы и три (3) крыши.

- Восьмиугольная фигура играет большую роль как связующее звено между 4 (или квадратом) и кругом.

Примером символизации в зодчестве служит культовая архитектура, в которой форма, функция и культурный контекст образно выражают представления человека о строении Вселенной. Где купол означает небесный свод (синий или черный цвет). В геометрической символике архитектуры круглые формы связаны с представлениями о небесном. Квадраты символизируют земное содержание, а треугольники - огонь и стремление человека к горне-му. Треугольник также символизирует взаимодействие между землей (материальный мир) и небом (духовный мир).

Выразительна каноническая символика Православного храма. Внешний облик храма выражает две идеи: храм является Домом Божиим и вместе с тем он символизирует корабль («корабль» с высокой мачтой-колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, устремившийся закругленными алтарными апсидами на восток к восходу солнца), спасающий человечество. Дом Божий, Храм - понимается как начало, которое должно господствовать в мире и выражает собой не действительность, а чаяние, неосуществленную надежду,

Внутреннее пространство символизирует гармоничный Божий мир. Через видимое снаружи горение небо сходит на землю внутрь Храма и становится его завершением /купол и лик Пантократора/, где все земное покрывается благословляющей рукой Всевышнего. Свод - небо и пол - земля не противопоставляются, а неразрывно сливаются, благодаря символике стен. Храм объединил в себе тоску по вечности и стремление к утраченному раю.

Церковный символ - это не условный знак того, что он изображает, а он таинственно содержит в себе то, что он изображает. Как икона не есть только изображение святого, так и Православный Храм не есть только дом молигвы.

Храм в форме «Корабля» /прямоугольник/ символизирует, что мир есть «житейское море», полное бурь, а Церковь - корабль, на котором можно безопасно переплыть бурное море и достигнуть мирной пристани - царствия небесного.

Храм крестообразной формы символизирует крест Христов, через который верующие получили спасение.

Храм в форме круга символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, есть символ вечности.

Храм в форме восьмиугольной «звезды» символизирует, что Церковь, подобно Вифлиемской звезде, указывает путь верующим к спасению.

Важным композиционным элементом Православных Храмов является купол, который дает чувство безопасности и выражает заступничество, направляемое Божьей милостью. Сферичность купола символизирует единение всех христиан в Церкви. Форма куполов различна и зависит от местных традиций и времени постройки Храма. Они могут быть полусферой древнерусского «шлема» и луковичной главой, которая символизирует образ пламенной молитвы и горящей свечи.

Во внешнем облике храмов может быть различное количество глав:

- одна - во славу Господа Иисуса Христа;

- две - символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа;

- три -одинаковой высоты устанавливаются в честь Святой Троицы;

- четыре - символизируют четыре Евангелия;

- пять - одна /. центральная/ - выше, а остальные четыре ниже и равны между собой устанавливаются в честь Христа и четырех евангелистов;

- семь равных по высоте - символизируют семь таинств и семь вселенских соборов;

- тринадцать, из которых одна высокая и двенадцать низких равных, символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Вход в храм предваряет паперть -приподнятая на несколько ступеней площадка перед входными дверями. Она означает возвышение Церкви над миром «как Царство не от мира сего».

По продольной оси интерьер Храма делится на три части: притвор, средняя часть и алтарь. Алтарь обращен на восток. Путь верующего с запада на восток, от притвора к алтарю символизирует движение от Тьмы к свету от зла ко Христу.

Средняя часть Православного Храма отделена от алтаря преградой- иконостасом с расположенными на нем иконами. Иконостас установлен на возвышении - солее, создающей повышенный по отношению к средней части Храма уровень всей алтарной зоны.

Полукруглое место на солее против царских врат, выдвинутое к центру Храма, называется амвоном. С амвона диакон читает Евангелие и возглашает ектинии; священник читает проповеди. Здесь совершается таинство Причащения верующих. Амвон СВЯЩЕННОЕ МЕСТО - на солее.

В композиционных универсалиях архитектурной культуры проявляется контекстуальность культурной традиции. Сейчас стало очевидно, что претензии «современной архитектуры» на изобретение сверхновых средств выразительности оказались утопией, реализация которой привела к подмене культуры творческой техническими абстракциями.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8 Мегатипы, архетипы, хронотипы и универсалии архитектурной культуры | Тема 9 Коммуникативные особенности русских архитектурных систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.