Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксические коды У. Эко

Концепция характеризующих и дополнительных знаков У. Морриса

Синтактика – измерение семиотики, изучающее взаимосвязь отдельных знаковых средств, элементов различных членений кода. Со школы всем известна такая вещь как синтаксис, набор правил, регулирующий порядок частей слова и слов в предложении.

Чарльз Моррис в своей работе «Основания теории знаков» писал: «Логический синтаксис сознательно отвлекается от всего,… что было названо семантическим и прагматическим измерениями семиозиса, и сосредотачивает внимание на логико-грамматической структуре языка… При таком рассмотрении «язык» выступает как совокупность объектов, связанных между собой в соответствии с двумя классами правил: правил образования, которые определяют допустимые самостоятельные сочетания членов данной совокупности… и правил преобразования, определяющих предложения, которые могут быть получены из других предложений» [17].

Архитектурная синтактика описывает взаимоотношения физических форм (элементов пространства) самих по себе. Как относится форма стены к форме окна? Каково свойство этого отношения? На такие вопросы мы получаем ответ, пользуясь методиками архитектурной синтактики.

В свое время Моррис предложил концепцию различения видов знаков с различными синтактическими функциями, однако, на наш взгляд, она не пригодна для анализа архитектурных сооружений в силу своей линейности. Моррис пишет о возможности разделения каждого предложения на “знак-доминанту” и “спецификаторы”, где первое является основным характеризующим знаком, а второе – дополнительными. “В таком предложении, как Эта белая лошадь бежит медленно, произнесенном в реальной ситуации и с индексальными жестами, бежит может считаться знаком-доминантой, медленно в качестве характеризующего спецификатора уточняет бежит; аналогичным образом, лошадь уточняет возможные случаи бежит медленно, белая ведет уточнение дальше, а эта в сочетании с индексальным жестом служит индексальным знаком для определения местонахождения объекта, к которому нужно применить знак-доминанту со всеми полученными им уточнениями-спецификациями” [17]. В случае применения подобной классификации для языка архитектурных форм мы оставляем без внимания динамические характеристики форм и будем вынуждены рассматривать лишь некие иерархические цепочки знаков, в то время как архитектурная форма синтактически взаимодействует со многими другими формами сразу (илл. 7-1).

Позже Умберто Эко писал о существовании чисто геометрических, синтаксических кодов, описывающих структурные особенности сооружения. «Если архитектура – это искусство организации пространства, то кодификация архитектурного пространства может быть той, что разработал Евклид в своей геометрии. В таком случае единицами первого членения будут пространственные единицы, или хоремы, а единицами второго членения – евклидовские stoicheia (элементы классической геометрии), складывающиеся в более или менее сложные синтагмы. Например, единицами второго членения, лишенными собственного значения, но наделенными дифференциальным значением будут: угол, прямая, кривая; единицами же первого членения будут: квадрат, треугольник, параллелепипед, эллипс, вплоть до более сложных неправильных фигур… тогда как совмещение двух прямоугольников, при котором один помещается внутри другого, будет явно синтагматическим образованием (например, окно в стене)» [28]… В данном случае Эко, как и Моррис дает нам чисто иерархическое понимание синтаксической структуры архитектурного сооружения.

Описанный геометрический код характерен не только для архитектуры, но и для других видов искусства и, более того, в качестве метаязыка может описывать, к примеру, пейзаж, в который мы вписываем архитектурное сооружение. «Тот факт, что архитектура описываема посредством геометрического кода, вовсе не означает, что архитектура как таковая базируется на геометрическом коде» [28].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9 Коммуникативные особенности русских архитектурных систем | Динамика архитектурных форм Р. Арнхейма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.