Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 (Лекция №3-4). Речевое общение

Читайте также:
  1. Def.32 Морфизм М есть обобщение понятия бинарного соответствия между множествами на составляемые алгебраические системы.
  2. Вербальное – невербальное общение
  3. Голос. Речевое дыхание. Звукопроизношение.
  4. Доверительное общение
  5. Изучение и обобщение передового педагогического опыта
  6. Интерактивное общение в Интернете
  7. Интерактивное общение в Интернете
  8. К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.
  9. Контактное– дистантное общение
  10. Лекция 2. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.
  11. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
  12. Межличностное общение в организации

План лекции

1. Общее понятие о речевом общении.

2. Основные единицы речевого общения.

3. Структура речевого общения.

4. Ситуация общения.

Использованная литература:

1. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1998.

2. Радугин А.А. Русский язык и культура речи.- М., 2003.

3. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1995.

Тезисное изложение содержания лекции

1. Человек как существо социальное нуждается в общении, реализуемом преимущество в речи.

Поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других зна­ковых систем). Это процесс взаимодействия между коммуникантами, на­правленный на реализацию конкретных, жизненных целей, протекающий на основе обратной связи в видах речевой деятельности. Включается в другие виды деятельности.

Форма проявления – это речевое поведение собеседников, а содержание – речевая деятельность.

Поведение (превращение внутреннего состояния человека в поступки по отношению к миру, людям и т. п.) может быть двух видов – вербальное (система высказываний) и реальное (система взаимосвязанных поступков).

Речевое поведение – малоосознанная активность, проявляется в образцах и стереотипах речевых действий, усвоенных способом подражания.

Речевая деятельность – осознанно мотивированная целенаправленная ак­тивность, реализуемая в 4 видах (слушании, говорении, чтении и письме).

Развитие речевого общения формирует «коммуникативную компетентность», которая охватывает знания языковой системы и соблюдение соци­альных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих речевых программ. Включает: речеведческие знания (стили, типы, способы связи предложений в тексте и т. д.); умения и навыки анализа текста; собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения в различных ситуациям).

2. Выделяют основныеединицы речевого общения — речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие, а также факультативно – дискурс и коммуникацию.

Речевое событие – протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.

Дискурс (от франц. discours — речь) – это связный текст в совокупности с внеязыковыми фак­торами; текст, рассматриваемый в событийном аспекте.

Видами дискурса являются бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, деловые переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь».

Речевое событие включает:

1) словесную речь и невербальное сопровождение (жесты, мимика, движения и др.), т. е. дискурс;

2) условия, обстановку общения, характеристики участников (речевая ситуа­ция).

Речевая ситуация конкретизирует смысл сообщения, значения грамматических категорий, напри­мер, категории времени, уточняет цель высказывания, причину и т.д.



Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы выражения.

Речевое взаимодействие предполагает обмен в процессе общения речевыми высказываниями, действиями, поступками.

Речевому взаимодействию предшествует социальное, т.е. установление пси­хологического (неречевого) контакта.

Коммуникация— единство взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений, установок, намерений, целей.

3. Речевое общение имеет определенную структуру.

Речевое общение, являясь формой взаимодействия, может быть различным в зависимости от задач и условий взаимодействия.

Выделяют виды общения: фатическое и информационное, контактное и дистантное, официальное и неофициальное.

Фатическое общение предполагает устанавливание, поддерживание и прерывание (завершение) речевого контакта. Существуетречевой этикет – система устойчивых формул общения.

Информационное общение позволяет осуществлять обмен сведениями.

В речевом общении выделяются три стороны: интерактивная (взаимодействие), коммуникативная (прием, передача, обмен информацией), перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три компонента: поведенческий, аффективный и информационный.

Поведенческий компонент включает результаты деятельности, речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию.

Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности.

Информационный компонент можно определить как осознание собеседниками целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом.

В структуре коммуникации выделяется три взаимосвязанных компонента: процессуальный; знаковый; текстовый.

Процессуальный компонент включает виды ре­чевой деятельности.

Знаковый компонент рассматривает речь и язык.

Текстовый компонент как результат коммуникации охватывает содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации: личностная и метаязыковая.

Личностнаякоммуникация — сообщение сведений о предмете или явлении без смысловых преобразований в сознании адресата.

Метаязыковая коммуникации предусматривает изменение лексического фона задействование функции «толкования» (Р. Якобсон).

По типу отношений между участниками различаются межличностная, групповая, массовая коммуникация; по средствам — речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).

Две основные формы коммуникации – сообщение и побуждение (убеждение и внушение.

Убеждениеформирует систему правил, внутренних установок на основе активной мыслительной деятельности адресата.

Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему и его авторитету, обращено к эмоциональной сфере.

Сообщение имеет какое- содержание и смысл, оформленные в тексте.

Текст – целостная смысловая единица речи, самостоятельное законченное сообщение.

Совокупность инди­видуальных особенностей речевого и неречевого поведения че­ловека, влияющих на своеобразие протекания общения, называют стилем общения. Выделяют типичные стили:

— общение-устрашение (собеседник стремится внушить страх партнерам);

— общение-заигрывание (собеседник стремится понравить­ся, сократить «дистанцию общения»);

— общение с четко выраженной дистанцией (формальное);

— общение дружеского расположения;

— общение — совместная увлеченность познавательной деятельностью.

4. Ситуация речевого общениярассматривает условия общения, опре­деляющие речевое поведение.

Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Канонические ситуации предполагают синхронность времени произнесения и восприятия речи; единство места общения (в идеале, общее поле зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.д.

Неканонические ситуации характеризуются несовпадением времени, отсутствием конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т.д.

В понятии «ситуация общения» выделяются две стороны: а) описываемая ситуация, т. е. фрагмент действительности; б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия (Л. П. Якубинский, Г. О. Винокур, А. А. Леонтьев).

На характеристику речевой ситуации влияют:

Количеству участников: выделяют ситуации личного, группового, массового общения.

Возможные роли в общении:

а) симметричные – асимметричные роли – равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одному критерию);

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (социальная роль в момент общения: пациент— врач, пассажир — кондуктор и т. п.).

Способствуют повышению эффективности общения позиции коммуниканта:

– открытая (Говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

– нейтральная (Говорящий не заявляет свое отношение открыто);

– закрытая (Говорящий специально умалчивает о своей точке зрения, ставя проблему)

На речевую ситуацию влияют:

– доминирующий канал связи коммуниканта: аудиальный (слуховой тип восприятия), визуальный (зрительный); логический (речевой); кинестетический (эмоциональ­но-чувственный).

– степень активности коммуниканта, позволяющая выделить общительный (экстравертивный) и малообщительный (интравертивный) тип участника речевой ситуации;

–организационная роль в речевой ситуации (ведущая сила в речевом событии, участник, наблюдатель).

Выводы: Мы рассмотрели проблему речевого общения. Из всей информации можно сделать вывод, что только знание особенностей речевого общения поможет специалисту правильно организовать коммуникацию, расположить к себе собеседников, социальных партнеров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 2 (Лекция №3-4). Речевое общение

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 186; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.247.119
Генерация страницы за: 0.004 сек.