Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слушание как рецептивный вид речевой деятельности

Речевая деятельность как содержание речевого общения.

Тема 3 (Лекция №5-6). Речевая деятельность

План лекции

Нерефлексивный и рефлексивный виды слушания.

Приемы рефлексивного слушания:

- выяснение,

- перефразирование,

- отражение чувств,

- резюмирование.

Типы установок при слушании.

Невербальные средства при слушании:

- мимика,

- визуальный контакт,

- позы и жесты,

- межличностное пространство и расположение в пространстве.

3. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности.

3.1. Чтение как вид речевой деятельности.

3.2. Модель процесса чтения.

3.3. Традиционный и инновационные способы обучения чтению.

3.4. Недостатки чтения при традиционном способе обучения чтению и пути их

преодоления.

3.5. Способы эффективного чтения.

3.6. Примеры быстрого и продуктивного чтения.

4. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности.

5. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности.

Использованная литература:

1) Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2007.

2) Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2007 (2001).

3) Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1998.

4) Риторика. Под ред. Ипполитовой Н.А. – М., 2006.

5) Кларк Л. Изучаем скорочтение. – Мн., 1997.

6) Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М., 1991.

7) Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1988.

 

Тезисное изложение содержания лекции

1. Для полноценного общения необходим ряд речевых умений:

– ориентироваться в условиях речевого общения,

– планировать речь, выбрать содержание общения,

– найти средства дня передачи содержания,

– обеспечить обратную связь (А. А. Леонтьев).

Умения соотносятся с четырьмя основными этапами речевой деятельности.

Речевая деятельность включает систему действий.

Понятие речевой деятельности соотносится с понятиями мотива и цели. Речевое действие имеет цель, подчиненную мотиву коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается.

Речевое действие, помимо цели, имеет операцион­ный состав, соотносимый с условиями действия.

Способ осуществления действия весьма подвижен и зависит от условий общения. Динамическая структура у всех действий (речевых высказываний) одна, включает четыре фазы: ориентировку, планирование, реализацию и контроль.

Речевые действия и связанные с ними умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами: а) созданием высказывания, устного или письменного, т. е. с процессами говорения или письма; 5) восприятием речи, т. е. со слушанием и чтением.

Процесс коммуникации строится на спонтанно развивающемся общении, т. е. на эвристической деятельности говорящего — слушающего.

Спонтанная речь подчинена смыслообразованию, представляющей собой эвристический аспект речемыслительной деятельности говорящего — слушающего. Другому участнику коммуникации, чтобы понять речь партнера по общению, необходимо извлечь эти смыслы.

Успех правильного отождествления смыслов также зависит от знания языка и других факторов (объема знаний, опыта общения в данной сфере, конкретно ситуации и т. п.). Также присутствует эвристический компонент, относящийся к психологии речевого общения.

Для обеспечения взаимопонимания необходимо говорить особым образом, уметь слушать собеседника.

Смысл обычно рассматривается как ответ на поставленный вопрос. Понять высказывание — значит выяснить вопрос, на который оно отвечает.

Информативный вопроса требует воспроизведения прочитанного.

Проблемный вопрос требует осмысления прочитанного, применения полученных знаний в новых условиях.

По характеру произнесения выделяют благожелательные, нейтральные, неблагожелательные и враждебные (провокационные) вопросы.

По значению выделяют вопросы, выявляющие компетентность говорящего, уточняющие, ведущие к договоренности и согласию и др.

По природе вопрос – это особая форма мысли, стоящая между знанием и незнанием, представляющая переход от незнания к знанию.

Важны приемы осмысления речи – предвосхищение и выдвижение гипотез (предположений).

2. Слушание – смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений.

В системе механизмов слушания можно выделить три компонента: восприятие, сличение-узнавание, понимание.

Восприятие теснейшим образом связано с механизмом слуховой памяти. Работая над умением воспринимать текст, следует прежде всего запоминать чужое высказывание, сохранять его в памяти.

При произнесении первых звуков включаются механизмы сличения сигналов, поступающих извне, с моделями, эталонами, хранимыми в памяти. Сличение связано с опытом человека, чувствами и эмоциями.

Понимание начинается момента узнавания и основывается на анализе, синтезе, логических операциях группировки, обобщения, классификации и др.

2.1. Различают сосредоточенное нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание состоит в умении молча, но внимательно, сосредоточенно воспринимать текст, речь, выражая мимикой, жестами степень понимания.

Рефлексивное слушание по существу является обратной связью, используемой в качестве контроля за точностью восприятия услышанного.

2.2. Выделяют четыре основных приема рефлексивного слушания:

– выяснение, т.е. это обращение к говорящему за уточнениями, что помогает сделать сообщение более понятным, полным, точным, глубоким и способствует большей информативности восприятия слушателем.

– перефразирование, т.е. формулирование высказывания словами слушателя.

– отражение чувств предполагает эмоционально-чувственное сопровождение процесса слушания, основное внимание обращается на отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, установок, эмоционального состояния.

– резюмирование, подведение итога по тексту, речи.

2.3. При слушании могут быть использованы типы установок на одобрение высказывания или его автора, на критическое восприятие, возможно эмпатическое восприятие.

На основе установки выделяют следующие ознакомительный, детальный (или изучающий), критический виды слушания.

Задача ознакомительного слушания — привлечь внимание слушателей к основному содержанию высказывания, заинтересовать их, помочь им выделить главное, установить соответствие (или несоответствие) заголовка и темы, заголовка и основной мысли. Задача слушателей — прослушать текст, определить тему (о чем он?), запомнить заголовок, выделить опорные слова, определить основную мысль, с помощью вопросов уточнить содержание и т. п.

При детальном, или изучающем, слушании задача — нацелить слушателей на выделение смысловых частей текста, определение последовательности развития мысли, а также языковых средств, помогающих передать это развитие мысли. Детальное слушание сопровождается составлением диалога с автором текста, аналитической работой по выявлению логики изложения (составлению плана, отбору наиболее точных формулировок, сжатию смысловых частей до смысловых вех). Детальное слушание направлено на достижение учащимися понимания текста.

Критическое же слушание требует от собеседника выражения своего отношения к тому, о чем ему говорит партнер по общению (автор письменного текста).

Для эффективного слушания необходимо непрерывное уси­лие, поддержание определенного уровня внимания к говорящему и его словам.

Виды слушания определяются: а) типом установки на смысловое восприятие текста; б) источником; в) характером взаимодействия собеседников (контактное или дистантное общение); г) количеством участников общения и т. п.

2.4. Невербальные средства значимы при слушании, т.к.:

– мимика,

– визуальный контакт,

– позы и жесты,

– межличностное пространство и расположение в пространстве

являются средствами активизации процесса слушания, способом подачи сигналов обратной связи, дают возможность воздействовать на говорящего.

3. Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится многоступенчатое понимание (понимание слова, слово­сочетания, фразеологизма; части предложения, целого предложения, частей текста, целого текста).

3.1. Упрощенная модель чтения:

– воспринимает информацию блок зрительного анализатора;

– переработка информации проходит при участии речедвигательного, речеслухового блоков и блока смысловой обработки и принятия решений;

– на характер обработки влияет и внутренняя (базовая) информация о предмете чтения, которая поступает из системы памяти в виде полученных ранее сведений

– результат работы блока смысловой обработки — понимание прочитанного, которое как итог чтения поступает в систему памяти.

– блок управления контролирует исполнительные органы.

3.2. Традиционный школьный способ обучения чтения предполагает вначале громкое чтение, затем тихое, шепотом и наконец только глазами, без участия речедвигательного, артикуляционного аппарата. Вначале это чтение буквы, затем слога, слова, группы слов. Скорость проверяется учителем только при громком чтении на начальных этапах. Затем на нее обращается мало внимания. Поэтому формируется алгоритм чтения, опирающийся на скорость говорения. С точки зрения кибернетики медленный темп чтения в этом случае можно объяснить только низкой пропускной способностью речеслухового канала в целом из-за его инерционности. Действительно, скорость нашей речи невелика — 150 сл./мин. Это предел, выше которого она становится неразборчивой.

Большинство инновационных способов чтения предлагают преодолеть различными способами сдерживающий речевой фактор и воспринимать письменную речь, а не устный текст.

Существует множество школ обучения чтению. В нашей стране приобрели известность следующие методики:

— рациональное чтение, автором является немецкий ученый Франц Лёзер.

— техника быстрого чтения, авторы Андреев О.А., Хромов Л.Н.,

— динамическое чтение, авторы Постоловские И.З. и В. И., Ромм П.Я. и Семенов Е.Г.,

— быстрое чтение английского исследователя Тони Бьюзена,

— скорочтение американского специалиста Ли Кларка,

— панорамное чтение, разработанное в Японии и т.д.

3.3. Некоторые особенности (недостатки) чтения при традиционном способе обучения – это артикулирование, малое поле зрения, регрессии, отсутствие гибкой стратегии чтения и должного внимания.

Артикулирование вызывается тем, что движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении (привычка проговаривать слова сформирована в детстве, при обучении чтению). Интенсивность микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыка чтения и сложности текста. При этом читают не только глазами, сколько «ушами и губами», информация обрабатывается в мозге с участием речеслухового канала, пропускная способность которого гораздо меньше, чем у зрительного.

Искусственный прием подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь, и появляется возможность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла. Для избавления от артикулирования можно использовать прием выстукивания определенного ритма.

Под полем зрения понимают участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении поле зрения мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда весь абзац.

Чтение текста целыми фразами способствует более глубокому, правильному пониманию прочитанного, т.к. восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

Для разведения зрительной оси следует использовать тренажеры (таблицы Шульте, числовые и словесные пирамидки, компьютерные программы).

Часто при чтении происходят регрессии, т.е. непроизволь­ные, механические повторные фиксации глазами одного и того же участка текста — фраз, слов, предложений. Однако при регрессиях на строчке глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной пред­сказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова. Этот недостаток — самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности.

Возвратные движения глаз вызываются кажущимися трудностями текста. Но часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

Отсутствие гибкой стратегии чтения – это причинный фактор, определяющий стратегию смыслового вос­приятия текста. Скорость и техника чтения подчиняются целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой.

Отсутствие внимания вызвано малой скоростью чтения, в связи с чем внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, интерес к тексту снижается.

Для преодоления особенностей (недостатков) традиционного способа чтения используются некоторые инновационные алгоритмы (интегральный, дифференциальный и др.).

Интегральный алгоритм чтения состоит из следующих ступеней:

1. Название

2. Автор

3. Источник, его выходные д

4. Проблема

5. Фактографические данные

6. Особенности излагаемого материала

7. Новизна излагаемого материала, возможности его использования в практической деятельности

Дифференциальный алгоритм чтения имеет следующую структуру:

Текст

Уровни сжатия текста: информация

смысл

значение

В его основе: нахождение Ключевых слов, составление Смысловых рядов и определение их Значения (доминанты).

3.5. Информация обрабатывается на основе использования различных способов чтения, среди которых основными являются: I) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

При углубленном чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Таким способом читаются обычно материал по новой теме, таблицы.

Особенности быстрого способа рассматривались ранее. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое чтение – это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения на основе использования специальных тренировочных упражнений со стереотаблицами и другими тренажерами, способствующими увеличению оперативного поля зрения (разведения зрительных осей глаз). Это значительно повышает скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение, разновидность быстрого чтения), при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. Читатель видит все, ничего не пропускает, но фиксирует внимание на необходимых аспектах текста. Используется при вторичном чтении книги.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой.

Сканирование – это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта.

3. 6. Примером быстрого и продуктивного чтения является Наполеон Бонапарт, который, по свидетельству современников, имел обыкновение прочитывать с утра какую-нибудь книгу, часто значительного размера. Читал он много и очень быстро, делая записи и кое-что конспектируя.

Для большинства выдающихся людей чтение было жизненной необходимостью. Многие читали поразительно быстро. Это А. Пушкин, Л. Толстой, М. Горький, А. Луначарский, В. Ленин, А. Эйнштейн, О. Бальзак, Р. Роллан Дж. Кеннеди, Т. Рузвельт, Ж.-Ж. Руссо, Н. Чернышевский, Шри-Ауробиндо, и другие. Так, Бальзак прочитывал роман в 2000 слов за 30 минут. Это соответствует скорости порядка 2000 слов в минуту и совпадает с точно измеренным рекордом Джона Кеннеди (который довольно подробно пересказал прочитанный им текст).

4. Говорения как продуктивный вид речевой деятельности по подсчетам ученых, в профессиональной речи учителя составляет от 51 до 75%. говорение и слушание – 98%

При говорении речь создается как бы на глазах у слушателя, однако различают озвученную письменную речь и собственно говоримую речь.

Процесс мышления и процесс вербализации происходит одновременно, но не синхронно, так как мысль возникает раньше звучащей слова. Это приводит к определенным особенностям говорения, которые проявляются:

– в оговорках, пропусках слов, словосочетаний, которые, как правило, тут же замечаются говорящим и в речь вносится правка (автокоррекция);

– в перебивах, разрывах, срывах начатых конструкций;

– в наличии пауз, т. е. в перерывах звучания речи.

В речи сочетаются информационная (содержательная) речь и фатическая, т.е. речевые автоматизмы (клише, типовых конструкций.

При автоматизме как бы репродуцируются целиком структурные смысловые блоки, принятые в языке законы конструирования словосочетаний и предложений.

Свобода говорения проявляется в отборе тех языковых средств, которые в большей мере соответствуют целям и задачам речевой ситуации и особенностям собеседников; учитываются особенности памяти, речевого развития, восприятия (например, восприятия абстрактных понятий и инструментальных знаний), наличие чувства юмора; и наконец особенности своего характера, своей индивидуальности, стиля общения с классом, в частности, уровня развития коммуникативных умений и т. д.

Особенности говорения проявляются:

— в своеобразии темпа, громкости, тональности речи, которые определяются индивидуальностью говорящего и варьируются им в зависимости от задач речевой ситуации;

— в лексических уточнениях, в вставных конструкциях, добавлениях, присоединениях, пояснениях;

— в повторении мысли в самых различных формулировках;

— в использовании разговорных слов и конструкций для разъяснения понятий и т. д.

На говорении сказываются две противоположных тенденции: лаконизма, экономного говорения, с одной стороны, и избыточности речи, с другой.

Говорению свойственны высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности.

Широко используются контакто-устанавливаюшие средства, например, объединяющие местоименные выражения.

Возможность использования несловесных (невербальных) средств общения: фонационных (голосовых), кинетических (жестов и мимики), телодвижений. Коммуникатор кивает головой, хмурится, улыбается, пожимает плечами; подбадривает, похлопывая по плечу, и тем самым выражает одобрение, согласие, несогласие, удивление, желание помочь и т. д.

Профессиональное говорение в социально ориентированных профессиях:

– целенаправленно, решет конкретные задачи всего учебного процесса, каждо­го урока и каждой его части;

– строится с учетом психологических особенностей собеседников (группы, в котором есть свой микроклимат) и каждого контактера;

– решает чаще всего одновременно деловые задачи в групповом и межличностном общении;

– демонстрирует владение предметом речи, свободное оперирование языком в избранном стиле, и потому компетентность и коммуникативная культура должны быть чрезвычайно высоки;

– показывает пример индивидуального стиля общения, наличие «своего» подхода к трактовке явлений и событий, к спосо­бам и средствам обучения, что делает специалиста интересной творческой личностью.

При подготовке устной речи можно:

I. Записать (а следовательно, продумать):

1) весь текст;

2) основные положения (тезисы);

3) план — более или менее развернутый;

4) основные факты, важные мысли, яркие выражения;

5) начало и конец высказывания;

6) нужные цитаты.

II. Продумать, но не записывать:

7) задачу высказывания;

8) содержание — в общих чертах или в деталях;

9) начало, отдельные факты, примеры и т. д.

III. Прорепетировать:

10) проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в записи;

11) произнести предстоящее выступление, стараясь не заглядывать в записи.

Выбор приемов подготовки зависит от обстоятельств, в частности, от вида говорения — монолога или диалога— и от речевого жанра.

5. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности обеспечивает выражение мысли в графической форме.

Письмо занимает лишь 9% в речевой деятельности человека, но именно в письменных текстах передаются знания, формируются общественное сознание и духовное богатства общества и т. п.

Качество письменной речи зависит от уровня культуры, образованности человека.

Письмо – сложный вид речевой деятельности, высшая психическая функция.

Это перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через устное произнесение высказывания (речедвигательный код) перед его записью или внутреннее проговаривание на графический код.

Как любой вид речевой деятельности, письмо осуществля­ется в четыре этапа.

Первый этап — предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.

Второй этап — планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи, может подобрать наиболее точные выразительные сред­ства языка.

Третий этап — осуществление деятельности. С помощью письма реализуется опосредованное общение: пишущий не видит непосредственную реакцию читающего, может лишь предугадать ее.

Четвертый этап — контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.

Если этап подготовки к формированию высказывания на внутреннем уровне и кодовые переходы работают на основе языковой интуиции, языкового чутья, то овладение третьим этапом — записью (изображением графических знаков с со­блюдением орфографических правил) — происходит в результате специального обучения.

Овладение письменной речью — сложный, длительный, многомерный процесс, сопровождающий человека всю жизнь. Но развитие навыков письма имеет колоссаль­ное значение, так как письменная речь не только приобщает человека к миру культуры, но и является средством уточнения и обработки мыслительного процесса, «мощным оружием мышления» (А. Р. Лурия).

Сопоставим два продуктивных вида речевой деятельности: письмо и говорение служат для передачи информации, результатом является текст.

Говорение материально воплощается в звуках при помощи речедвигательного и слухового анализаторов, письмо — в графических знаках при помощи зрительного и рукодвигательного анализаторов.

Говорение реализуется в форме диалогической и монологи­ческой речи, письмо — в форме монологической (редко диалогической) речи. Однако обучение письменному монологу вклю­чает в себя элементы диалога — внутреннего диалога создателя с предметом речи.

Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника.

Во-первых, ее замысел и мотив полностью определяются пишущим.

Во-вторых, весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя.

В-третьих, письменная речь, в отличие от устной, не может воздействовать на слушателей немедленно, но доступна повторному обращению читателя к ней, если она не сразу была понята до конца, но заинтересовала его.

Письменная форма речи характеризуется подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли.

Пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбора и организации языковых средств.

Письменная речь часто используется на основе долгосрочного планирования, поэтому более логична.

Говорящий чаше всего находится в условиях острого дефицита времени, пишущий во времени практически не ограничен и может направить внимание не только на содержание, но и на форму высказывания.

Письменная речь имеет возможность коррекции, редактирования созданного текста.

Информация в письменной речи опирается на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она почти не имеет внеязыковых дополнительных средств выражения, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.

Письменная речь более абстрактна, чем устная, которая рождается, как правило, из непосредственного переживания. Письменная речь передает более отвлеченное содержание.

Письменная форма речи требует использования иных языковых средств, чем устная. Предполагает формирование умения создавать тексты, принадлежащие к различным функциональным стилям.

Выводы: Рассмотренные речевой деятельности показывает сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как речь. Овладение каждым видом деятельности так же важно, как и формирование профессиональных навыков. Искусство речевой деятельности предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели и задач общения, характера текста и бюджета времени.

Речевая деятельность современного человека очень богата, в результате чего ему приходится решать большое количество коммуникативных проблем. Имея большой круг общения, он стремятся привлечь внимание к своей личности, произвести впечатление, утвердиться в глазах окружающих. Быть интересным собеседником, иметь способность к речевому самовыражению порой бывает довольно сложно, особенно, если речь скудна и однообразна, у говорящего не хватает знаний в области ее построения и грамотного использования в речевом общении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2 (Лекция №3-4). Речевое общение | Тема 4. Речевое и невербальное поведение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.