Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй – Принцип предпочитаемой структуры

Первый называется принципом последовательности.

1. Предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики соответствующего типа.

2. Если первая реплика – вопрос, вторая — ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба — принятием или отклонением и т.д.

Вывод: Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

1. Характеризует особенности речи с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Согласие обычно выражается сразу же, коротко и ясно. Несогласие часто звучит как оправдание, с объяснением причин, как правило, произносится после небольшой паузы.

2. Например:

1 вариант. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

В. Хорошо.

2 вариант. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

[пауза]

В. Я бы с удовольствием... но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую.

Пауза дает возможность говорящему усилить доводы, чтобы получить положительный ответ.

3 вариант. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

[пауза]

А. И тогда я смогу дать вам отгулы, как вы просили.

В. Хорошо.

Вывод:Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.

Принцип кооперации (Г.П.Грайса).

1. Составляет основу речевой коммуникации.

2. Предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству.

3. Опирается на постулаты, распределяемые по четырем категориям — Количества, Качества, Отношения и Способа.

4. Категорию Количества определяет объем информации, которую требуется передать. К этой категории относятся следующие постулаты:

А. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется (для выполнения текущих целей диало­га).

Б. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется.

5. К категории Качеств а относится общий постулат «Старайся, чтобы высказывание было истинным», а также два более конкретных:

А. Не говори того, что ты считаешь ложным.

Б. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных осно­ваний.

6. С категорией Отношения связан постулат релевантности — Не отклоняйся от темы.

7. Категория Способа соотносится с общим постулатом — Выражайся ясно и несколькими частными:

1. Избегай непонятных выражений.

2. Избегай неоднозначности.

3. Будь краток (избегай ненужного многословия).

4. Будь организован.

Принцип вежливости (Дж. Лича).

Представляет собой сово­купность 6 максим:

1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками. Следует соблюдать правило: «Делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно (открыто) обозначена». Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (религиозные убеждения, здоровье, частная жизнь, деньги, зарплата, этническая принадлежность, индивидуальные предпочтения и т.д.).

2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе» коммуникативного акта. Например, предположение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клятвой. Хороший коммуникативный акт должен быть комфортным для участников общения.

3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оцен­ке других («Не судите, да не судимы будете», «Не осуждай других»). Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодей­ствие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.

4. Максима скромности. Эта максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно — сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной кор­рекции коммуникативных тактик собеседников.

6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему представляет так на­зываемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуа­ции с намечающимся конфликтом.

Вывод: 1. Принципы кооперации и вежливости составляют основу так называемого коммуникативного кодекса.

2. Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, — коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение.

3. Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

2. Психологическое обеспечение речевого взаимодействия.

Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количе­ство передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения. Созданию такого климата способствует не только соблюдение участниками диалога принципа кооперации П. Грайса и принципа вежливости Дж. Н. Лича, но также применение ряда психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе:

2. 1. Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.

Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации. Конечно, каждый участник диалога имеет право защищать и отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с высказываниями оппонента, показывать и доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника.

2. 2. Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие.

Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения.

2. 3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т. е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла.

Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

Выводы: Представлены основные принципы речевой коммуникации, которые способствуют четкой организации речевого взаимодействия, сделав его более эффективным. Главное их предназначение: достижение целей делового общения и комфортность во взаимодействии.

Использованы пособия, в которых дана единая трактовка принципов коммуникации. Некоторые иные трактовки, толкования (в частности, только максимы и в принципе кооперации и в принципе вежливости, не рассматриваются категории и постулаты) даны в следующих пособиях:

1. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М., 2007.

2. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. – М., 2007.

Кроме того, одна лекция не позволяет исчерпывающе раскрыть всю теоретическую основу организации коммуникации. Помогут работы, которые подготовили: Андреев В., Карасик В., Михальская А., Падучева Е., Рождественский Ю., Гиблин Л., Карнеги Д., Клайн М., Лакофф Р., Дейк Ван Т. и др. К их трудам мы в дальнейшем будем обращаться особенно часто, особенно на занятиях, посвященных вопросам подготовки публичного выступления. Полемического мастерства, речевого этикета и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Речевое и невербальное поведение | Невербальные средства общения. 3. 1. Люди в речевом общении наряду с вербальной (словесной) речью используют невербальные средства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.