КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историзм фольклора
Историзм обусловливает формирование фольклорных жанров (ФЖ). Формирует исторический опыт, который перетекает в фольклорный текст. Самый древний жанр – обрядовая песня. Главное событие в жизни человека – рождение -> смерть. Это самые яркие обряда в жизни человека. Главное предназначение человека – оставить потомство, => свадьба, возникает христианство – крещение, проводы на войну и т.п. С развитием истории обретает новые формы, развивается. Потом формируются более поздние: - сказка; - былины (героический эпос); - предания. В былинах отразилась и богатырская сила, и история. Былина – худ. поэтический архив, который раскрывает нам отношение народа к историческому событию. Былина прекращает свое развитие, а сказка – достаточно “живой” материал. Есть установка на достоверность события – закон жанра былички. Былина утрачивает свою актуальность в связи с историческими переходами. Но возникает другой жанр – историческая песня (например, “Об Иване Грозном”), где другая проблематика.
3. Теория фольклора. Тропика – в сказках, былинах (историзм фольклора). Фольклор основывается на вымысле. Жанры: - сказочная проза; - несказочная проза (основа - достоверность). Общее с литературой – деление на роды и жанры (фольклор перетекает в литературу). Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующая начальную стадию, неразвитость какого0либо явления. Хорические песни носят ритуальный характер. Известны и трудовые песни. - анимизм (донаучное представление в существовании души в каждом предмете. Обязательный элемент всех современных верований); - тотемизм (тотем считается для рода другом и родичем).
4. История фольклоризма. Фольклористика изучает фольклор. Академическая фольклористика предполагает работу с готовым текстом. Откуда берутся сборники и как долго они существуют? История фольклористики имеет предысторию. Она обрела свое существование как наука к … в. Возникают теории, гипотезы. Академическая фольклористика зародилась на основе собирательной фольклористики. Фольклористика: - академическая; - собирательная. Эти два вида не могут существовать друг без друга. Фольклористика тесно связана с другими науками, где фольклор имеет свое значение. В первую очередь, фольклористика как наука связана с литературой. Фольклористика стала самостоятельной позже, чем литература, но генетические эти связи самые прочные с литературоведением. Литературовед идет от худ. особенностей текста. Фольклорный текст шлифуется временем, каждый автор делает текст более поэтичным, запоминающимся. Фольклор также связан с этнографией, (этно)лингвистикой (приближенность к народной культуре, где изображен уклад жизни), историей, культурологией, музыковедением, искусствоведением в целом.
5. История фольклористики. Зарождение на первой стадии письменности. Фольклорные тексты являлись источниками исторического материала для летописца. Это – первые собирательные опыты. Исторические эти сведения более ли менее правдивы. Анонимность автора не делает текст фольклорным (например, “Слово о полку Игореве”). Уже на самой заре возникновения письменности возникает авторский текст. Интенсивный толчок развития фольклористики – конец XVII – начало XVIII века. Первые собирательные опыты. Первый собиратель фольклорных текстов – Василий Никитич ДАТИЩЕВ (1686 - 1750). Колоссальное значение имеет “История российская с самых древнейших времен, неусытными трудами через 30 лет собранная и описанная покойным тайным советником и Астраханским губернатором В. Н. Датищевым”. Эта история собиралась в течение 30 лет. Издавалось с 1768 по 1784 гг. Датищев – сподвижник Петра. В “Истории российской” сосредоточены поэтические тексты, которые давали возможность изучить становление государства, уклада жизни. К “Истории” прилагалась “Анкета” для собирания сведений о жизни, быте, истории, культуре и творчестве народов России. У нее огромное значение. Она представляла собой вопросные пункты (92 вопроса – 1-я редакция, 1784г; 198 вопросов – 2-я редакция, 37год). Датищев был “первопроходцем”. Он рассказал анкету по канцеляриям различных губерний. Датищев – историк (по образованию). XVIII век – зарождается научный интерес к фольклорным текстам. Кантемир, Василий Кириллович Третьяковский, Михаил Васильевич Ломоносов - “отцы фольклористики”. Кантемир – отрывочные комментарии.
6. Направления исследований Ломоносова. 1. Проблема стиха и стихотворения; 2. Проблема образности народной речи (здесь Ломоносов в качестве собирателя пословиц); 3. Дохристианские славяне (изучает обряды и обрядовую поэзии). Сравнивает славянских богов с пантеоном богов других народов, культур. Ломоносов обращает внимание: в каждой культуре все таки есть нечто общее из всех культур – устойчивый архетип. Заслуга Ломоносова в том, что он не только теоретические выдал нам тезы, которые позволили исследовать фольклорные тексты дальше, но и дал первые описания обрядов. Благодаря исследованиям текстов появляется первый собиратель фольклора – Крышининников (ученик Ломоносова).
7. Крышинников П. 1747 – 1751гг. Крышининников изучает Камчатку и ее народы, дает этнографическое описание фольклора народов Камчатки. Локальное исследование. Непосредственное общение с людьми – носителями данной культуры. Итог экспедиции: в 1755 г. - “Описание земли Камчатки”. Здесь были представлены фольклорные тексты обрядовой поэзии, описание самих обрядов, легенды и предания, приметы и обычаи, связанные с промыслами. Это – богатейший материал. Впервые этнографическое описание. Крышининников не столько фольклорист, сколько этнографист. Это – первый образец собирательной фольклористики. Это систематизированы сборник. Это предшествует фольклористики как науке.
8. Сумороков. Один из крупнейших представителей классицизма в литературе. Он активно использовал в своем творчестве народную песню, пословицы, былины; + активный процесс стилизации, усвоения жанровых законов построения текста (XVIII век).
9. Радищев. Один из виднейших просветителей. Один из основателей русского просветительства. Обращается к проблемам фольклора. Его путешествие из СПБ в Москву поставило проблему необходимости изучения народных текстов.
10. XIX век. XIX – неомифологизм. Формальная школа, финская школа. Середина XIX века – мифологическая школа. Буслаев назвал учителями братьев Гримм. Представители: Джеймс Матферсон, Томас Перси, Иоганн Гольтфрид – Гердер (“Голоса в народных пенсях”), Иоганн Фольфгам Гете. Сборники сказаний и песен. Стилизация под НТ. Сборники включали и не народные материалы. Чулков М. Д. “Собрание русских песен”, “Словарь русских суеверий”; Сахаров “Сказание русского народа о семейной жизни своих предков” (ч. III), “Русские народные сказки”; Киршевский “Песни, собранные Киршевским”; Рыбников “Песни, собранные Рыбниковым” (ч. I - IV); Гильфердинг “Норвежские былины”; Листопадов “Песни донских казаков”; Кирша Данилов “Древние российские стихотворения”, “Песня о селе Романовке, а ныне называют с чего Преображенским”. “Никите Романовичу дано село Преображенское”. 1804г. – опубликованы только 26 стихов (под ред. Якубовича). II издание - “Древние российские стихотворения, написанные Киршей Даниловым и вторично изданные с прибавлением 35 песен и сказок, песеле неизвестных, и нот для напева” (1818г.) 7 скоморошных песен, духовные стихотворения о голубиной книге. В частном архиве князя Долгорукого нашли рукопись 1894 г. 1901 г. – III издание, “Сборник Кирши Данилова”. В первой половине XIX века – развитие научной фольклористики. Связано с революционно – демократической тенденцией. Поэты – декабристы: Рылеев - “Из предисловия к отдельному изданию Дум”. Бестужев А.А. – Марлинский: статья “Взгляд на старую и новую словесность в России”. Сближение позиций декабристов с позициями разбойничьих казачьих песен, призывающих к свержению власти. Пушкин А.А. брал сюжеты из фольклора, к пословицам и поговоркам. Белинский (1842г) - “Об изданиях Кирши Данилова и о других сборниках”. - “Общий взгляд на НП и ее значение” (поясняется принцип народности). - “Основные положения о фольклоре”; - “Литературные мечтания”; - “О характере народных песен славян задунайских”.
11. Процесс академизации фольклористики. 40-е года XIX века. Буслаев - “отец” фольклористики, принадлежит мифологической школе. 3 школы: - мифологическая (прижилась в России); - историческая (прижилась в России); - антропологическая (-> в XX веке в психологическую). В. М. Миллер – культурно историческая школа. Афанасьев, Потебня (мифологическая школа), Веселовский, братья Грим (сказочники). Изводы – искажение текста. Фольклор переживает стадии, которые прошли более развитые народа => 1 сюжет кочует. Сюжеты выходят из 1 точки (Индии). Отрицается свободное появление сюжетов. Первая школа русской фольклористики утверждается в середине XIX века. Связано с именем Буслаева. Это мифологическая школа. Огромное значение братьев Грим (а также Датищева, Крышининникова, предшественников ученых), Томас Перси (исследователь, “Реликвии древней английской поэзии”, 3 тома), Иоганн Вольтфрид Гердер (“Голоса народов в песнях”, 2 части, 2-я половина 1700г.), Иоганн Вольфгант Йозеф (поэт, ученый). Сосредотачивались на сказаниях, песнях; стилизация народного творчества.
12. Евгений и Яков Грим. Впервые развили основные положения мифологической школы. Интересы в области истории народа, его языка и искусства. Их работы: “Немецкая грамматика” (1819г., 1826г., 1837г.), “Немецкие правовые древности” (1822г.), “Немецкая мифология” (1835г.), “История немецкого языка” (1848г.), “Немецкий словарь” (1852г.). Их способ – метод сравнения языков, установление общих форм слова и возведение их к праязыку индоевропейских народов. Это позволяет сделать объектом изучения отдельные образы. Они группировали их по сходству, устанавливали общие формы, которые считали поздними превращениями общего для индоевропейца прамифа природы (религиозного). Сущность эпоса видели во взаимном проникновении мифа и истории. Речь идет не о жанре “миф”, в основе мифа жанровой подоплеки нет. Представления мифа связаны с архетипами. Основная роль у прамифа. В результате получается, что народной сказание истинно, т.к. в основе его лежит поэтическая и нравственная правда. В эпосе слияние божественности и человечности. Первое возвышает его над историей, а второе вновь приближает его к ней. Искусство народа творит народный дух. Братья Грим создали стройное и последовательное учение о происхождении фольклора и его развитии. Это учение сугубо идеалистическое, речь идет фактически о мировой истории.
13. Мировая история в концепции братьев Грим. Они впервые в европейской литературе, кто авторитетно заявил о необходимости опубликовать подлинные произведения УНТ. Они основатели мощного направления мысли в фольклористике. Кун и Шварц – в своих учениях (по сути) развили концепцию братьев Грим и предложили нам 2 теории: 1. Грозовая (метеорологическая) теория. Исходим из стихийной роли молнии. “Происхождение мифологии”: “такие стихийные явления как молния, гром, столь грозные, столь живые, почти всегда лежат в основе олицетворения сверхъестественных существ”. Этот высший пантеон. Шварц делил мифологию на: a. Высшую (древний миф, существующий извечно); b. Низшую (баба – яга и т.п. Остаток древнейших верований). 2. Солярная теория Макса Миллера. Связана с Солнцем как источником жизни, тепла. Утверждал, что источник фольклора – миф о Солнце. Фактически, в любом фольклорном тексте иносказательно изображается именно Солнце, и любой образ – либо распавшийся древний миф, и фактически получивший в новой ипостаси его перевоплощение. Выделяет любопытную гипотезу о болезни языка, из которой формируется миф. Т.е. из попыток сформировать первоначально ясный, а затем забытый смысл образного слова. Согласно этой теории язык первобытного человека был ясен и художественен. Предметы и явления природы назывались по их признакам. Один и тот же признак имели разные предметы и явления, => их могли называть одинаково. Вследствие забвения первоначального смысла слов в языке, на каком-то этапе становления культуры, сознания в языке появлялись непонятные фразы. Но на уровне словообразование оставались ходовыми. Это порождало мифологические сюжеты (“это” – попытка истолковать непонятные фразы). Мифологические сказания появлялись в процессе развития языка. Мюллер делит историю развития языка на 4 периода:
Эта теория оказалась слишком уязвимой. Но одна из любопытных теорий фольклористики. Основные работы Мюллера: “Опыт сравнительной мифологии” (1856г.), “Лекции по науке о языке”, русский перевод в 1865г в СПБ.
14. Отечественная мифологическая школа. Буслаев, Афанасьев. Буслаев предложил отстраниться от медоусобнического положения среди ученых. Важный момент – связь прошлого с настоящим. Считали, что миф стал первоосновой НТ, и Буслаев продолжил утверждение о мысли о том, что дух народа (основное положение братьев Грим) проявляет себя в коллективном искусстве, безличном и безыскусственном. Основные мысли по этому поводу изложены в трудах Буслаева “Исторические очерки русской народной словесности и искусства”, 2 тома, 1862г. (основной его труд), “Мои досуги”, ч.2. Ценность и художественность НП Буслаев видел в ее природном начале, естественности. Периодизация процесса становления фольклорных текстов: - древние слои; - новые слои. Былина Буслаев делил на: - древнейшие (первобытные, мифические): тяготели к анемистическим представлениям; - позднейшие (исторические): связаны с какими – либо историческими процессами. “Киевский цикл” былин и “Новгородский цикл былин”. Микула Селянинович и Святогор. Былины (как вид исторического эпоса) имеют четкое историческое приуроченье. Исторический эпос как таковой создается вне мифологии и слагается по горячим изложенных им событий. Претерпевает значительные изменения. Но эпические песни сохраняют тот вид, в котором вышли из фантазии поэта. Для исторического эпоса Буслаев утверждал наличие первоначального текста и иф. работы над ним. Не всякий человек может стать автором эпическое песни. Из современных: В. Высоцкий, Есенин. Народность поэзии. Они были наделены даром слова выражения чувства. Афанасьев - мифологическая школа; сказки. “Народные русские сказки” (I издание – 1855 – 1864гг.). “Поэтические воззрения славян на природу” (I – III тома). Компилятивность работ признавал сам (систематизация существующих гипотез, взглядов), опирался на труды предшественников. Потебня – лингвист. Ведущее направление – лингвистическое понимание организации художественного текста. Мышление, язык, народное творчество – изучаются в их единстве. Субъективный идеализм. Стихийно – материалистические убеждения. В некоторых позициях расходились с другими представителями школы. В создании мифа и поэтического образа огромную роль играет язык + образное мышление народа (устойчивое представление). Это основная идея. Привязка к мыслительному процессу. С лингвистическим подходом к понятию символа и образа. Стремление раскрыть отражение в них истории образа. Образ мифологически создается в процессе познания природ, имеет реальную основу, теряет в процессе бытования мифологический смысл, становится достоянием поэзии. Постоянный творческий процесс, когда создаются новые образы. Непрерывность творчества народа видел в вариативности фольклорных текстов. Песня – единство слова и мелодии (синкретизм). Классификация песен и основывается на этом.
15. теория заимствования. Бродячих сюжетов, миграционная. Теодор Бенфей – основоположник школ заимствования. Мифологи не входили в противоречия с основными положениями этой теории. В России получила сформированный вид в 60-х годах XIX века. Основные положения: 1. Родина сказок – Индия, все произведения эпоса идут оттуда. В Европу шли 30мя путями: a. с восточного побережья Средиземного моря на крайний запад в Испанию, где арабы и евреи образовали гос-во; b. с востока на запад через греческий архипелаг в Сицилию; c. из Передней и Малой Азии через Византию на Балканский п-ов и на Русь.
a. походы Александра Македонского и эллинизма (IV – II вв. до н.э.); b. период арабских завоеваний и крестовых походов (X – XII вв. н.э.). Стасов – ряд статей “Происхождение русских былин”. Русское НТ не оригинально. Возводит сказки к восточным оригиналам (Иранское творчество). “Перехожие повести” – статья Буслаева. Всеволод Миллер подошел в исследованиях к былинам. “Экскурс в область русского народного эпоса” (в основе двух былин об Илье Муромце лежат иранские сказания). Веселовский - “Славянские сказания о Соломоне о Нитоврасе”, “Западные легенды о Маврльфе и Мерлине”, “Южно - российские былины”, “Розыскания в области духовного стиха”.
16. Теория самозарождения (антропологическая школа). Человек по своей психологической основе одинаков. В изолированных странах независимо друг от друга могут возникать сюжеты. Тейлор – основоположник. “Первобытная культура”. Основной тезис – существует общность материальной и духовной культура у народов, никак не связанная друг с другом. Дух, искусство на каждой стадии связана с материальной культурой. Общность психики и мышления людей. Считал, что мифологические элементы вторичны и развиваются в результате единого первобытного мировоззрения.
17. Историческая школа. Миллер (Всеволод) - “отец” исторической школы в России. “Очерки русской народной словесности”. Основные положения: · изучает отражение истории в былинах, отвечая на вопрос где? когда? на основе каких исторических фактов создаются былины? Конкретно – исторический подход к изучению. Пошли по пути формально – исторических разысканий; · идейно – художественному отражению текста уделят мало внимания. Умаляли роль каждого народа в создании поэтического формы текстов (в этом расход с мифологической школой). Народ не творит, а лишь воспроизводит. Талант передатчиков (сказителей) – талант поэтический (сказитель - сотворец). Коллективное творчество – фикция. Все свел к личному творчеству. Исследования Миллера были популярны в 90-х годах.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |