Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веселовский А.Н




Вторая половинная XIX – начало XX века.

Исследователь. Авторитет. Родоначальник определения “мотив”.

Итог его исследовательской деятельности - “Историческая поэтика”. Это ряд статей и работ, включая и лекционный материал Веселовского, и его научные труды, но в итоге составляющее общее исследование в области фольклора и литературы.

Разворачивается мысль о поэтике сюжета.

Основной метод – сравнительно –исторический подход.

Веселовский:

- “Поэтика сюжета” (1 – 6 главы);

- “Из истории эпитета”;

- “Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля” (1890г.);

- “Из истории поэтики” (гл. 1).

Большое значение имеет исторический подход к изучению фольклора. Рассматривал народную лит-ру в связи с развитием человеческого общества. “Тем сюжеты и образы фольклора предшествуют лит-ре и повторяются в ней связанные с общественным состоянием человечества”.

Механизм возникновения фольклорного текста связан с жизненно необходимой функцией. Трудовые песни возникли именно так.

Начало хорическое – коллективное, что помогло преодолевать трудности. Возникало хорическое начало. Это были бессознательные звуки.

Стихийность возникновения (выражена в исторической протяженности).

Возникает обряд, ритуал (но не поэзия!). После утраты жизненной функции переходит в эстетическую категорию. Идет сознательная переработка и превращение его в эстетическую категорию влекло перевод его (текста) в народную поэзию.

Бытовые основы сюжетности.

Родовой синкретизм.

Веселовский выделял проблему анимизма и тотемизма, т.е. одухотворенности и обожествленности животных, растений, различных предметов.

Большое значение для развития народного творчества имели матриархат и постепенный процесс образования патриархальных отношений. Веселовский проводил идею единства путей развития всех народов, обнаруживал в славянском и западно – европейском фольклоре в книгах священного писания и в памятниках европейской средневековой культуры, колониальных народах одни и те же мотивы фольклора, возникшие на стадии матриархата и в условиях смены его патриархатом.

Чудесное рождение сына, кровосмесительство, кровное и названное братство.

Майорат <–> минорат.

Сюжеты под вопросом об их бытовом значении.

Веселовский стремился проследить процесс образования исторического сознания на материале легенд о старых и новых людях. В фольклоре искал отзвуки народности.

Намеченные главы:

- историческая движения и народность на смену рода;

- космополитические учения (место народного героя);

- протест реальности (сатира на рыцарство, противоречия XVI – XIX вв.).

Историзм – основополагающий.

Исходные точки связаны с обращением к поэтическому стилю, образам, художественному языку народной поэзии (из “Введения в историческую поэтику” + 3 глава).

Стремление изучить поэтику, определяет разработку проблем художественного стиля (главы “Из истории эпитета”, “Эпические повторения как хронологический момент”, “Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля”).

Параллелизм – параллельные образы.

С чем связано появление вариантов?

Вариативность:

- подтверждение живучих сюжетов и их востребованности;

- адаптация сюжетов.

Обработка текста связана с привнесением в него индивидуального начала. Это народная фантазия.

Всякий поэт является певцом, выразителем основного духа, но не всякий певец является поэтом. Обусловлено поэтическим дарованием. XX век – В. Высоцкий.

Концепция Веселовского о рождении сюжета.

 

19. Проблема рождения и развития сюжета (А. Веселовский).

Исходил из рождения искусств “самих из себя”. Категория мотива как минимальной простейшей повествовательной единицы (мППЕ).

Сюжет – комплекс мотивов, ряд которых ограничен. Сюжет связан с эпическим родом, => речь идет об эпическом мотиве.

При мППЕ (мотивов) возможно изменение сюжета.

Формула сюжета (отвечает общественности на вопросы, которые природа повсюду ставила человеку, либо закреплявшие особенно яркие, казавшиеся важными, или повторяющимися впечатления действительности): А + В. Акцент на связь мотива и сюжета.

Веселовский внес колоссальный вклад в историю фольклористики и литературоведения. Его работа – фундамент для работы в литературоведении.

 

20. Исторические песни. Поэтика исторических песен.

Эпический жанр.

И на сегодняшний день интересны в плане исследовательских работ.

Это песня, повествующая об исторических событиях. Сохраняется преемственность, но на первом плане – историческое начало, историческая конкретика. Складывается позже былин и связана с конкретным историческим событием.

Есть идеализация (характерная и для сказок, и для былин), но здесь нет гиперболизации. Оценка исторического события в народе (от чего и отталкивается). => меняется и сюжет, и функция героя (она связана с оценкой события). Связана с гос-вом.

Возникают в пору Московского гос-ва.

Выделяется несколько циклов ИП (что связано с событиями, которые обусловили дальнейшее развитие русского, Московского гос-ва, связано с историческими легендарными личностями):

- ранние (Авдотья Рязаночка), где очевидна связь с былинами, художественные системы похожи;

- поздние, где связь и похожесть с былинами уходит.

ИП – это лирические песни, которые сохраняют историческую тематику. Ретроспекция в ИП необходима. Текста становится фольклорным, когда появляется как минимум два варианта. В основном это - лирические военные песни.

На сегодняшний день ИП развивается (историческая песнь переходит в лирическую песнь).

Циклизация ИП:

1. XVI век, массивный цикл ИП об Иване Грозном (+ события, которые поразили народ: становление русского гос-ва. Оценка конкретных событий влечет за собой оценку эпохи в целом (например, взятие Казани). “Взятие Казанского царства Иваном Грозным” (фигура Ивана Грозного идеадизируется, создается миф о добром царе, грозность направлена не на народ, а на бояр). В былинах очевидно противопоставление, а в ИП главный герой – простой человек. Народ создает образ человека). Также складывается цикл ИП, повествующих об убийстве сына Ивана Грозного. В ИП XVI века сохраняются черты, свойственные былинам. Зачин иногда берется из былин. Киев заменяется Москвой белокаменной.

2. Первая половина XVII века, смутное время, воцарение Бориса Годунова. У него свое осмысление. В этот период в ИП встречается плачи (как разновидность ИП). Например, “Плач Ксении”. Жанр этот достаточно древний. Связан с обрядовой поэзией. Жанр “плач” был востребован в ИП и связал древнейшие песни с ИП. Яркое явление - “Камаринская”, где и плясовые песни. Связано с языческим действом, характерен лиризм.

3. Вторая половина XVII века, песни о Степане Разине. Самый представленный пласт. Множество лирических песен. Восстание С. Разина имело колоссальное значение для гос-ва. Происходит максимальная идеализация самого образа царя, максимально сближение царя и народа. Используются поэтические эпитеты в отношении главного героя. Например: Степка Разин: “добрый молодец”, “удалой”, “молодец” (что уводит нас от былин, но сближает со сказками). Появляются элементы жанра как доминация. Постоянные эпитеты подчеркивают ласковое отношение народа к главному герою (что создает определенный образ).

4. XVII век, связаны с Емельяном Пугачевым. Песни Петровской эпохи. Образ Петра сближается а образом Ивана Грозного. Петр I (как и Иван Грозный) вел борьбу с боярами, что воспринималось народом как заступничество. Параллельно существуют песни, которые повествуют о страдании народа. Идеализированное представление о царе – заступнике (1) и тяжелейшая участь простого народа (2). Нарастание социального протеста – главная тематическая особенность XVIII века. -> цикл об Емельяне Пугачеве. Это разбойничью песни. Поэты – декабристы обращались к этой теме, они стремились вызвать этот соц. протест. Соц. протест породил разбойничью песни (которые тоже могут быть лирическими). Вносится элемент поражения. Народного героя невозможно уничтожить.

Было множество ИП, связанных с другими персонажами (которые не сложились в циклы). Например, с Ермаком.

Много казачьих песен Знаковая фигура – атаман Платов. Образ безграничного бесстрашного человека. Он приближен к обобщенному образу народа. Идеализация не персональная, идеализация русского человека.

Колоссальный пласт занимают партизанские песни, 1812г.

ИП как жанр остается достаточно живым жанром.

 

21. Донской фольклор и донская фольклористика.

Нужно учитывать типологию казачеств (уральские, кубанские и донские, например).

В XV веке появляются беглые крестьяне из Новгорода.

У казаков в основном – лирическая военная песня.

Из обрядовой поэзии: гребные песни (из трудовых).

Ритм песни в зависимости от течения Дона (спокойные и быстрые). Эти различия есть и сейчас.

К женщинам было уважительное отношение, она была свободной казачкой. Было мало беглых женщин. Не было строгого закона брака долгое время. Муж обязательно хвалит свою жену (даже после развода), и в этом нет ничего зазорного.

Свадебный обряд: причитания, плачи.

У казаков меньше всего представлены плачи и причитания.

Сказка тоже плохо прижилась у казаков. Но происходит феномен: очень хорошо прижилась былина (т.к. это героический эпос). Но ученые говорят, что постепенно былина перетекает в сказку. Но былины (генетически) в большей мере ближе к ИП. ИП тоже широко распространена.

Путилов занимался донским фольклором. Говорит, что в донской фольклоре происходит трансформация былинного жанра: счто в донской фольклоре происходит трансформация былинного жанра:!) Степка Разин: ена не на народ, а на бояр, казавшиеся важныохраняется тематика и образы, персонажи.

Туминевич: изучал казаков – некрасовцев, у которых былины не столько пелись, сколько рассказывались. Но фрагменты былин в песенном варианте оставались как вставки.

Были широко распространены (из несказочной прозы):

- предания;

- легенды;

- бывальщины.

У казаков – некрасовцев предания о городе Игната – т.е. о заветах Игната. Прис-ют хелестические мотивы. Хелиаса - "рай земной", который возможен и на уровне социальном, земном. Здесь – механизм мифологизации устойчивых представлений о счастье как таковом.

Сборники. В 30-х годах XIX века первые сборники:

XIX век:

1. Сахаров.

2. “Сборник донских народных песен”. Савельев, 1866г. (удалые, военные, семейные, 135 песен; исторические);

3. “Сборники казачьих песен в донских областных ведомостях” (+ обрядовые, игровые, свадебные, казачьи, колыбельные, хороводные). Секретев, 1875г.; Савичев – 1876г.

4. “Сборник казачьих песен”. Пивовар.

5. “Сборник русских военных … песен для донского корпуса”. 1891 г.

6. “Войско донского казачьи песни”. Сборник Хрищатинского.

7. “Песни Тихого Дона” (93 песни). Малахов.

XX век:

1. “Фольклор Дона и Кубани” (137 песен). 1938г.

2. “Песни казаков некрасовцев” (177 песен). Тумилевич, 1948г.

3. Листопадов. Пятитомник (и обрядовые, и былинные, и исторические песни). 1-й том. Из 224 песен (в первом томе) донских былин - …, песен – 65, исторических песен 159.

 

22. Фольклор и литература.

Фольклор как словесное искусство возникло позже, чем другие виды искусств.

Проблема взаимоотношения в двух аспектах: типологическом (связан с системой отношений) и генетическом.

Словесность:

  1. Литература;
  2. Фольклор.

Проблематика – установление различий между двумя видами искусства и к выделению универсалий, признаков, объединяющих эти виды.

Генетически: не только происхождение, но и конкретные заимствования из фольклора в литературу и наоборот.

Многие литературные мотивы = с фольклорно – мифологическим наследием (например, сражение со злыми силами – змееборчество, смерть – возрождение, метаморфозы или оборотничества, собственно мифологические мотивы). Могут быть сходны и сюжетные ситуации (девушка -> замуж за сверхъестественное существо, посещение потустороннего мира).

А. Н. Веселовский: "Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли на истории с завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и наполняя из тем новым пониманием жизни, которое собственно и составляет ее прогресс перед прошлым" (1870г., "Историческая поэтика").

Отличия фольклора от литературы:

  1. Форма бытования (ф. – устная, лит-ра - письменная);
  2. Текст (ф. – вариативный, лит-ра – стабильный, фиксированный);
  3. Творческий процесс (ф. – коллективный, лит-ра – индивидуально - авторский);

Устность предполагает не только способ изложения фольклорных текстов, но и характер отношений между исполнителями и слушателями; способы сохранения текста во времени.

А. Л. Тобоков: "Признак устности не достаточен для отнесения текстов к фольклору. Сакральные тексты – ригведы – передавались жрецами в устной форме 100-летия и практически не варьировались, но это не фольклор!"

Появление письменности не повлекло за собой появления литературы. Литература вызревала в фольклоре еще до появления письменности. У истоков многих литературных традиций – эпос письменный (это героический).

Отличия в худ. тексте:

литературный текст предельно индивидуализирован, имеет конкретного автора и своеобразный стило, неограниченное тиражирование;

фольклорный текст имеет единичный характер, не может быть воспроизведен дважды с буквальной точностью, и в то же время все в нем имеет традиционный типовой характер: и содержание, и форма исполнения.

Сущность взаимоотношений автор читатель:

в лит-ре: автор -> текст -> читатель

в фольклоре: автор -> исполнитель <-> слушатель.

|

коммуникация (на чем и основывается ф. текст)

Фольклор отражает большие ценности и общую картину мира. Представляет собой форму существования традиции. Внутренняя эволюция фольклора определяется не индивидуальной творческой волей отдельных исполнителей, а закономерностями историко – типологического характера, которые проявляются на протяжении больших периодов времени.

Движение от фольклора к литературе имеет закономерный характер, однако речь идет не об одновременном акте перехода, но о процессе, который растянулся на тысячелетие.

Объединяет фольклор и литературу деление на роды, жанры, сюжеты. Но в фольклоре нет жанровой четкой системы.

По способу бытования:

- повествовательный;

- неповествовательный.

Учитывается (при делении на жанры) тема, время и функция (информационная, развлекательная, поучительная).

Сугубо фольклорные жанры: былина, сказка, ИП, заговор.

С появлением письменности и становлением литературы начинается взаимодействие фольклора и лит-ры. Обмен между ними постоянно.

Лит-ра в фольклоре.

Популярные жанра лит-ры (песни) -> в фольклор (например, Суриков - "Рябина", Исаковский, Дунаевский – песня для к/ф "Кубанские казаки").

Заимствованный литературный элемент неизбежно переосмысляется, меняет свою семантику, функцию и становится собственно фольклорным. Имеет дело с проявлением ассимиляции.

Заимствования из фольклора: цитаты (т.е. оно должно осознаваться как инородный элемент, чтобы нести свою эмоциональную функцию).

В XVII веке обращение к фольклорным сюжетам связано с появлением демократической, светской литературы (например, "Повесть о шемякином суде").

В эпоху романтизма: идеализация народности.

XX век: писатели -> в сознательную игру с фольклорными текстами, обращаются к мифам других народов. Городецкий С. ("Явь"), Ремизов ("Посолонь"), Кондратьев Л. ("На берегах Ярыни").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.